Известно, что период детства характеризуется становлением многих органов и систем организма. Нужно помнить, что еще не все системы организма в подростковом возрасте окончательно сформированы, особенно это касается нервной, эндокринной и любое неправильное действие по отношению к ребенку может привести к нежелательным явлениям. Поэтому, особенно в данный период жизни нужно четко определять особенности развития организма ребенка, с учетом приобретаемых жизненных навыков [4, с. 8].
В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники. Школьный врач, являясь посредником между директором школы и представителями здравоохранения, организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия в школе.
В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника. Поэтому медицинский работник школы должен систематически следить за выполнением рекомендаций органов санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся. Основные направления работы медицинского персонала школы это наблюдение за состоянием здоровья; за физическим и нервно-психическим развитием учеников; это организация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий; контроль режима дня и питания школьников; проверка правильности организации трудового воспитания и выполнения гигиенических требований, организация и проведение санитарно-гигиенического обучения школьного персонала, школьников и их родителей и так далее.
Медицинские работники школы работают по заранее разработанному годовому плану с учетом направлений и задач, стоящих перед здравоохранением и просвещением.
Перед началом учебного года учащиеся, как правило, проходят медицинский осмотр врачами-специалистами в поликлинике. Данные осмотра заносятся в специальные карточки, которые поступают к медицинской сестре в школу. Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача берет на диспансерный учет с целью незамедлительной работы по их оздоровлению. Она следит, чтобы дети своевременно проходили осмотр и выполняли все необходимые лечебно-оздоровительные процедуры. В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в условиях стационара.
Весьма существенным и важным направлением работы школьного врача является контроль за физическим развитием и воспитанием учащихся. С этой целью он регулярно посещает уроки физкультуры и обращает внимание на то, как выполняются те или иные предписания и рекомендации в отношении равномерного распределения нагрузки на организм.
Мониторинг роста и развития позволяет медицинскому работнику наблюдать за ребенком с момента рождения через определенные интервалы времени и создает возможность для оказания своевременной помощи в решении проблем здоровья ребенка, а также установления диалога с родителями для просвещения их по таким вопросам, как правильное кормление, уход и иммунизация. Кроме того, это является медицинским мероприятием, имеющим огромное положительное влияние на обеспечение здорового детства [2, с. 260].
Использование расчетных показателей роста и развития детей (масса тела, длина тела/рост, окружность головы, показатели психомоторного развития) и их мониторинга является необходимым инструментом для прогнозирования возможных последующих проблем здоровья (недостаточности питания, заболеваемости, смертности, риска хронического заболевания, инвалидности) и соответственно для принятия решения по предупреждению и коррекции отклонений в развитии детей [1, с. 32].
Для эффективного менеджмента проекта по мониторингу роста и развития детей необходимо знать, что факторы, влияющие на рост и развитие детей, многообразны по своей природе и включают: отсутствие информированности и образования родителей, низкий уровень медицинской помощи матери и ребенку, недостаточную обеспеченность населения продовольственными продуктами и неправильное распределение пищи в семье [3, с. 226].
Нарушение питания, показателями которого является задержка роста у детей младшего возраста, могут не только привести к ранней смерти, но и имеют ряд медицинских, экономических и социальных последствий, негативно отражающихся на здоровье и жизни детей и взрослых. Плохая успеваемость в учебе и низкая работоспособность известны как последствия неправильного питания [6].
Все медицинские работники должны достаточно хорошо понимать то центральное место, которое занимают правильное питание в обеспечении здоровья и развития детей, а также неоценимую роль в достижении этого проведения постоянного и динамичного мониторинга с использованием кривых, составленных на основе новых стандартов роста и развития детей (ВОЗ, 2006) [5, с. 23].
Литература:
- Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Метод. пособие под редакцией Г. Н. Сердюковской «Медицина», 2006. – 32 с.
- Маханева М. Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. Изд.: М: Аркти, 2006. – 260 с.
- Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. М.: Союз педиатров России, 2009. – 226 с.
- Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, пути решения II Российский педиатрический журнал. 2008. — № 1. – С. 5–8.
- Руководство по менеджменту охраны здоровья матери и ребенка / ЮНИСЕФ в Узбекистане, Ташкент 2009 г. – с. 23.
- Среднесуточные нормы потребления пищевых продуктов в организованных детских и подростковых учреждениях Республики Узбекистан. СанПиН № 0097–00. Ташкент, 2010.