Турецкая политика предлагает интересную перспективу для анализа политических и экономических интересов Анкары в данном регионе после распада Союза Советских Социалистических Республик. Несмотря на смену президентов или правительства, Турция всегда стремилась поддерживать дружеские отношения в данном регионе.
Ключевые слова: мягкая сила, ТИКА, политические взаимоотношения
Сразу же после распада СССР Турция была одним из первых государств, которая инициировала широкомасштабную политику в «тюркоязычных» странах. Несмотря на неудачи в продвижении тюркского союза в регионе, турецкая мягкая сила за эти годы достигла умеренного успеха, особенно в Казахстане и Кыргызстане. Еще сам Эрдоган говорил в своем интервью о важности сотрудничества с ЦАГ [1]. Так как это очень интересная территория с очень важными стратегическими путями деятельности. И упустив ее, можно потерять лидирующую позицию во всем мире. Поэтому Правительство Анкары пускает в ход мягкую силу, к примеру, открытие турецких университетов школ, финансируемые правительством, в бывших советских республиках, ставшие популярным выбором среди потенциальных студентов [2, с. 435].
Проводимая Турцией политика помощи в целях развития в регионе состоит из пяти основных столпов: сотрудничество в сферах связи, транспорта, культуры, образования, экономики, и энергетики. В соответствии с этими целевыми показателями, самым важным шагом, предпринятым Турцией стало создание ТИКА (Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция).
Тем не менее, среди институтов ТИКА играет ключевую роль, являясь агентством помощи развитию. Она была создана в качестве нового инструмента для турецкой внешней политики со стороны Министерства Иностранных Дел. А также для того, чтобы усилить свою роль в странах, при этом ослабив влияние со стороны России и Ирана. Но все благодаря общему тюркскому языку и культурному наследию [3].
Еще не менее важный факт кроме ТИКА — это создание большого количества многосторонних институтов в целях содействия сотрудничеству в различных областях и укреплению культурных связей между республиками постсоветского пространства и Турцией. Так ежегодно ТИКА выделяет огромные средства на обеспечение оборудования школ Киргизии, проводит симпозиумы, международные выставки и т. д. А в 2005 г. ТИКА открыла киргизско-турецкий центр трансплантации мозга, что говорит о серьезности организации [4]. Наиболее известными организациями являются: Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), основанная в 1993 году [5], где сами президенты положительно настроены на дальнейшее сотрудничество [6]; Тюркский совет, созданный в 2009 году [7]; Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), созданная в 2008 году [8]; Международная Тюркская Академия, научно-исследовательский центр создан в 2010 году; и многие другие. Кроме того, там были такие инициативы, как создание общего тюркского языка и создание тюркского телеканала.
Но одним из главных приоритетов для Турецкого правительства является стремление стать главным игроком в регионе [1]. И поэтому она всевозможными путями демонстрирует свои достижения. Ищет новые сферы для долгосрочного и конструктивного диалога. Анкара боится потерять зону влияния, как, к примеру, произошло в странах Ближнего Востока и Северной Африке.
Важным партнером ТР является Республика Азербайджан, из всех 5 стран она наиболее перспективная по ряду вопросов. Так у 2-х стран языки на 80 похожи, совершаются частые визиты на высоком уровне, нежели с другими государствами. Часто столица Азербайджана становится площадкой для переговоров ТР с другими государствами. А объем двусторонней торговли превышает $ 3,5 млрд., ежегодно более 600 тыс. азербайджанцев посещают Турцию. Можно увидеть в приложении А на стр., как выглядит двусторонняя торговля за 2011–2015 гг. Стоит отметить, что на сегодняшний день было заключено 347 проектов общей стоимостью $ 11млрд. [9]. И ТР лидирует по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор: за 2015 г. они составили $ 220,4 млн. [10]. Что является фактом заинтересованности Турции в Азербайджане.
Одним из главных партнеров является Казахстан, где находятся более 10 турецких фирм, есть Университет имени Ходжа Ясави и школы, которые пользуются достаточным спросом среди местного населения. Важно упомянуть, что во время своего визита в Турцию в октябре 2009 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его коллега из Турции подписали Договор о стратегическом партнерстве [11]. В нем говорится, что сотрудничество во всех сферах деятельности будет развиваться не только между 2-мя государствами. Но и со всеми государствами евразийского пространства.
Другим государством в списке является Киргизия. Отношения между Анкарой и Бишкеком начались тоже после распада СССР в 1991 г. Турция стоит на 5-м месте инвесторов в данную страну [12]. Два государства очень тесно сотрудничают, их связывают не только договора и протоколы, но и различные Саммиты и организации. Турция имеет огромное влияние на Бишкек, да и в целом на всю страну. Стоит только упомянуть, что Анкара вложила достаточную сумму денег в строительство авиабазы «Манас» [13].
Стоит отметить, что президент Туркменистана Бердымухамедов подтвердил ключевое место Турции в формировании внешней политики своей страны. Он заявил, что Туркменистан и Турция были объединены через исторические и культурные связи [14].
Туркменистан обладает одним из крупнейших в мире запасов природного газа и Турция заинтересована в транспортировке газа страны в Европу. Около 100 соглашений и протоколов было заключено между Анкарой и Ашхабадом. Была образована в 2008 году совместная турецко-туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству. К тому же они являются партнерами в Организации Исламского Сотрудничества, взаимодействуют в авторитетных организациях, как к примеру, Организация Объединенных Наций [15].
Несмотря на то, что сотрудничество между Анкарой и Ташкентом началось после распада СССР, но отношения с Узбекистаном, который является самым густонаселенным из Центрально-азиатских государств, не являются гладкими, из-за обеспокоенности Анкары нарушениями прав человека и менее благоприятного экономического климата в этой стране. К примеру, можно добавить, что Правительство Узбекистана проигнорировало Саммит Сотрудничества тюркоязычных государств в августе 2012 г. [16].
Правительство Ташкента было недовольно Турцией из-за поддержки призыва проведения международного расследования резни в городе Андижане, когда войска открыли огонь по толпе демонстрантов в мае 2005 года, где погибло, по меньшей мере, несколько сотен человек [17, с. 239].
В начале 1990-х гг. после распада СССР Турция всеми силами пыталась поддержать «тюркские» государства, с которыми были связаны этнически, лингвистически, исторически и духовно. Анкара была первым государством, которая признала их независимость. После того как внешняя политика России была направлена в основном на Запад, Турция воспользовалась этим. Начали открываться школы, институты на всем постсоветском пространстве. Были заключены различные международные договоры, Анкара выступала мостом между Западом и Азией. Но сегодня мы видим картину, что некогда беспомощные страны, сами ведут активную внешнюю деятельность, закрыты многие турецкие школы. Однако, Саммиты тюркских культур все равно проводятся; ТИКА ведет свою деятельность. Страны не отказываются от Турции, они друг другу нужны.
У Турции к каждой стране свой особенный подход, к примеру, с Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией и Туркменистаном очень тесные и доверительные отношения. Они всегда друг друга поддерживают, открыто большое количество турецких фирм и школ постоянно идет инвестиционный поток. К тому же ТР сотрудничает с ними не только по отдельности, но и на многостороннем уровне в ТЮРКСОЙ, ТИКА, ООН и т. д. Что касается Турецко-узбекских отношений, то здесь стоит упомянуть о некоторых разногласиях в отношениях, в основном из-за событий в Андижане и неблагоприятном экономическом климате. Но все равно Анкара ни за что не откажется от сотрудничества с данной страной. Ведь если хотя бы с одной из стран будут постепенно ухудшаться отношения, то остальные прекратят контактировать.
Очевидно, что Анкара наладила отношения в основном с четырьмя государствами из данного региона. Но через них можно будет проводить с другой, демонстрируя Правительству Узбекистана свою способность поддерживать политический баланс и экономический потенциал.
Литература:
- Recep Tayyip Erdogan: Central Asia is a strategic axis of Turkish foreign policy // European Dialogue. URL: http://eurodialogue.eu/eu-central-asia/Recep-Tayyip-Erdogan-Central-Asia-is-a-strategic-axis-of-Turkish-foreign-policy (дата обращения: 17.03.2017).
- Ли Ю. А. Стратегия реформ образования в Республиканской Турции // Сборник Ближний Восток и современность. — М.: ИИИиБВ, 2004. — С. 430–441.
- Turkey’s Development Cooperation: General Characteristics And The Least Developed Countries (LDC) Aspect // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-development-cooperation.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
- ТИКА // Ресурс о деятельности международных донорских организаций в Киргизской Республике. URL: http://www.donors.kg/ru/tenders/90/#.WHPsyB_8Ebd (дата обращения: 17.03.2017).
- Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). URL: http://www.turksoy.org/ru (дата обращения: 17.03.2017).
- Президенты тюркоязычных стран высоко оценили деятельность ТЮРКСОЙ // Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). URL: http://www.turksoy.org/ru/news/2014/06/07/ (дата обращения: 17.03.2017).
- Нахичеванское соглашение о создании Совета Сотрудничества тюркоязычных государств // Правительство Республики Казахстан. URL: http://ru.government.kz/docs/z100000341_20100927~1.htm (дата обращения: 17.03.2017).
- Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА). // Режим доступа: http://www.turk-pa.org/ (дата обращения: 17.03.2017).
- Economic Relations between Turkey and Azerbaijan // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/economic-relations-between-turkey-and-azerbaijan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
- Азизов А. Турция, Великобритания и США — лидеры по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор Азербайджана в 1995–2015гг. // Интерфакс-Азербайджан. URL: http://interfax.az/view/688651(дата обращения: 17.03.2017).
- Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой от 22 октября 2009 // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000471 (дата обращения: 17.03.2017).
- Relations between Turkey and Kyrgyzstan. // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. // URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-kyrgyzstan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
- Канат Садыков: Турция вложила в КТУ «Манас» $289 млн. // Вечерний Бишкек. URL: http://www.vb.kg/doc/223846_kanat_sadykov:_tyrciia_vlojila_v_kty_manas_289_millionov.html (дата обращения: 17.03.2017).
- Relations between Turkey and Turkmenistan. // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. // URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-turkmenistan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
- Арамедова А. Туркменистан — Турецкая Республика: дорогой долгосрочного партнерства // Правительство Туркменистана. Туркменистан: Золотой век // Управление международной информации МИД Туркменистана // URL: http://turkmenistan.gov.tm/?id=4134 (дата обращения: 17.03.2017).
- Туркменистан и Узбекистан игнорируют Саммит Сотрудничества тюркоязычных государств. // News-Asia.URL: http://www.news-asia.ru/view/politics/3385 (дата обращения: 17.03.2017).
- Alimukhamedov F., Akçay E. Redefining the contemporary relations between Turkey and Uzbekistan — Ankara: Dumlupınar Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. / Turgut Özal University, Department of Political Science and International Relations, 2013. — 235–242. с.