Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских» государствах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Маханова, А. Н. Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских» государствах / А. Н. Маханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41344/ (дата обращения: 15.11.2024).



Турецкая политика предлагает интересную перспективу для анализа политических и экономических интересов Анкары в данном регионе после распада Союза Советских Социалистических Республик. Несмотря на смену президентов или правительства, Турция всегда стремилась поддерживать дружеские отношения в данном регионе.

Ключевые слова: мягкая сила, ТИКА, политические взаимоотношения

Сразу же после распада СССР Турция была одним из первых государств, которая инициировала широкомасштабную политику в «тюркоязычных» странах. Несмотря на неудачи в продвижении тюркского союза в регионе, турецкая мягкая сила за эти годы достигла умеренного успеха, особенно в Казахстане и Кыргызстане. Еще сам Эрдоган говорил в своем интервью о важности сотрудничества с ЦАГ [1]. Так как это очень интересная территория с очень важными стратегическими путями деятельности. И упустив ее, можно потерять лидирующую позицию во всем мире. Поэтому Правительство Анкары пускает в ход мягкую силу, к примеру, открытие турецких университетов школ, финансируемые правительством, в бывших советских республиках, ставшие популярным выбором среди потенциальных студентов [2, с. 435].

Проводимая Турцией политика помощи в целях развития в регионе состоит из пяти основных столпов: сотрудничество в сферах связи, транспорта, культуры, образования, экономики, и энергетики. В соответствии с этими целевыми показателями, самым важным шагом, предпринятым Турцией стало создание ТИКА (Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция).

Тем не менее, среди институтов ТИКА играет ключевую роль, являясь агентством помощи развитию. Она была создана в качестве нового инструмента для турецкой внешней политики со стороны Министерства Иностранных Дел. А также для того, чтобы усилить свою роль в странах, при этом ослабив влияние со стороны России и Ирана. Но все благодаря общему тюркскому языку и культурному наследию [3].

Еще не менее важный факт кроме ТИКА — это создание большого количества многосторонних институтов в целях содействия сотрудничеству в различных областях и укреплению культурных связей между республиками постсоветского пространства и Турцией. Так ежегодно ТИКА выделяет огромные средства на обеспечение оборудования школ Киргизии, проводит симпозиумы, международные выставки и т. д. А в 2005 г. ТИКА открыла киргизско-турецкий центр трансплантации мозга, что говорит о серьезности организации [4]. Наиболее известными организациями являются: Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), основанная в 1993 году [5], где сами президенты положительно настроены на дальнейшее сотрудничество [6]; Тюркский совет, созданный в 2009 году [7]; Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), созданная в 2008 году [8]; Международная Тюркская Академия, научно-исследовательский центр создан в 2010 году; и многие другие. Кроме того, там были такие инициативы, как создание общего тюркского языка и создание тюркского телеканала.

Но одним из главных приоритетов для Турецкого правительства является стремление стать главным игроком в регионе [1]. И поэтому она всевозможными путями демонстрирует свои достижения. Ищет новые сферы для долгосрочного и конструктивного диалога. Анкара боится потерять зону влияния, как, к примеру, произошло в странах Ближнего Востока и Северной Африке.

Важным партнером ТР является Республика Азербайджан, из всех 5 стран она наиболее перспективная по ряду вопросов. Так у 2-х стран языки на 80 похожи, совершаются частые визиты на высоком уровне, нежели с другими государствами. Часто столица Азербайджана становится площадкой для переговоров ТР с другими государствами. А объем двусторонней торговли превышает $ 3,5 млрд., ежегодно более 600 тыс. азербайджанцев посещают Турцию. Можно увидеть в приложении А на стр., как выглядит двусторонняя торговля за 2011–2015 гг. Стоит отметить, что на сегодняшний день было заключено 347 проектов общей стоимостью $ 11млрд. [9]. И ТР лидирует по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор: за 2015 г. они составили $ 220,4 млн. [10]. Что является фактом заинтересованности Турции в Азербайджане.

Одним из главных партнеров является Казахстан, где находятся более 10 турецких фирм, есть Университет имени Ходжа Ясави и школы, которые пользуются достаточным спросом среди местного населения. Важно упомянуть, что во время своего визита в Турцию в октябре 2009 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его коллега из Турции подписали Договор о стратегическом партнерстве [11]. В нем говорится, что сотрудничество во всех сферах деятельности будет развиваться не только между 2-мя государствами. Но и со всеми государствами евразийского пространства.

Другим государством в списке является Киргизия. Отношения между Анкарой и Бишкеком начались тоже после распада СССР в 1991 г. Турция стоит на 5-м месте инвесторов в данную страну [12]. Два государства очень тесно сотрудничают, их связывают не только договора и протоколы, но и различные Саммиты и организации. Турция имеет огромное влияние на Бишкек, да и в целом на всю страну. Стоит только упомянуть, что Анкара вложила достаточную сумму денег в строительство авиабазы «Манас» [13].

Стоит отметить, что президент Туркменистана Бердымухамедов подтвердил ключевое место Турции в формировании внешней политики своей страны. Он заявил, что Туркменистан и Турция были объединены через исторические и культурные связи [14].

Туркменистан обладает одним из крупнейших в мире запасов природного газа и Турция заинтересована в транспортировке газа страны в Европу. Около 100 соглашений и протоколов было заключено между Анкарой и Ашхабадом. Была образована в 2008 году совместная турецко-туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству. К тому же они являются партнерами в Организации Исламского Сотрудничества, взаимодействуют в авторитетных организациях, как к примеру, Организация Объединенных Наций [15].

Несмотря на то, что сотрудничество между Анкарой и Ташкентом началось после распада СССР, но отношения с Узбекистаном, который является самым густонаселенным из Центрально-азиатских государств, не являются гладкими, из-за обеспокоенности Анкары нарушениями прав человека и менее благоприятного экономического климата в этой стране. К примеру, можно добавить, что Правительство Узбекистана проигнорировало Саммит Сотрудничества тюркоязычных государств в августе 2012 г. [16].

Правительство Ташкента было недовольно Турцией из-за поддержки призыва проведения международного расследования резни в городе Андижане, когда войска открыли огонь по толпе демонстрантов в мае 2005 года, где погибло, по меньшей мере, несколько сотен человек [17, с. 239].

В начале 1990-х гг. после распада СССР Турция всеми силами пыталась поддержать «тюркские» государства, с которыми были связаны этнически, лингвистически, исторически и духовно. Анкара была первым государством, которая признала их независимость. После того как внешняя политика России была направлена в основном на Запад, Турция воспользовалась этим. Начали открываться школы, институты на всем постсоветском пространстве. Были заключены различные международные договоры, Анкара выступала мостом между Западом и Азией. Но сегодня мы видим картину, что некогда беспомощные страны, сами ведут активную внешнюю деятельность, закрыты многие турецкие школы. Однако, Саммиты тюркских культур все равно проводятся; ТИКА ведет свою деятельность. Страны не отказываются от Турции, они друг другу нужны.

У Турции к каждой стране свой особенный подход, к примеру, с Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией и Туркменистаном очень тесные и доверительные отношения. Они всегда друг друга поддерживают, открыто большое количество турецких фирм и школ постоянно идет инвестиционный поток. К тому же ТР сотрудничает с ними не только по отдельности, но и на многостороннем уровне в ТЮРКСОЙ, ТИКА, ООН и т. д. Что касается Турецко-узбекских отношений, то здесь стоит упомянуть о некоторых разногласиях в отношениях, в основном из-за событий в Андижане и неблагоприятном экономическом климате. Но все равно Анкара ни за что не откажется от сотрудничества с данной страной. Ведь если хотя бы с одной из стран будут постепенно ухудшаться отношения, то остальные прекратят контактировать.

Очевидно, что Анкара наладила отношения в основном с четырьмя государствами из данного региона. Но через них можно будет проводить с другой, демонстрируя Правительству Узбекистана свою способность поддерживать политический баланс и экономический потенциал.

Литература:

  1. Recep Tayyip Erdogan: Central Asia is a strategic axis of Turkish foreign policy // European Dialogue. URL: http://eurodialogue.eu/eu-central-asia/Recep-Tayyip-Erdogan-Central-Asia-is-a-strategic-axis-of-Turkish-foreign-policy (дата обращения: 17.03.2017).
  2. Ли Ю. А. Стратегия реформ образования в Республиканской Турции // Сборник Ближний Восток и современность. — М.: ИИИиБВ, 2004. — С. 430–441.
  3. Turkey’s Development Cooperation: General Characteristics And The Least Developed Countries (LDC) Aspect // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-development-cooperation.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  4. ТИКА // Ресурс о деятельности международных донорских организаций в Киргизской Республике. URL: http://www.donors.kg/ru/tenders/90/#.WHPsyB_8Ebd (дата обращения: 17.03.2017).
  5. Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). URL: http://www.turksoy.org/ru (дата обращения: 17.03.2017).
  6. Президенты тюркоязычных стран высоко оценили деятельность ТЮРКСОЙ // Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). URL: http://www.turksoy.org/ru/news/2014/06/07/ (дата обращения: 17.03.2017).
  7. Нахичеванское соглашение о создании Совета Сотрудничества тюркоязычных государств // Правительство Республики Казахстан. URL: http://ru.government.kz/docs/z100000341_20100927~1.htm (дата обращения: 17.03.2017).
  8. Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА). // Режим доступа: http://www.turk-pa.org/ (дата обращения: 17.03.2017).
  9. Economic Relations between Turkey and Azerbaijan // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/economic-relations-between-turkey-and-azerbaijan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  10. Азизов А. Турция, Великобритания и США — лидеры по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор Азербайджана в 1995–2015гг. // Интерфакс-Азербайджан. URL: http://interfax.az/view/688651(дата обращения: 17.03.2017).
  11. Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой от 22 октября 2009 // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000471 (дата обращения: 17.03.2017).
  12. Relations between Turkey and Kyrgyzstan. // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. // URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-kyrgyzstan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  13. Канат Садыков: Турция вложила в КТУ «Манас» $289 млн. // Вечерний Бишкек. URL: http://www.vb.kg/doc/223846_kanat_sadykov:_tyrciia_vlojila_v_kty_manas_289_millionov.html (дата обращения: 17.03.2017).
  14. Relations between Turkey and Turkmenistan. // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. // URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-turkmenistan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  15. Арамедова А. Туркменистан — Турецкая Республика: дорогой долгосрочного партнерства // Правительство Туркменистана. Туркменистан: Золотой век // Управление международной информации МИД Туркменистана // URL: http://turkmenistan.gov.tm/?id=4134 (дата обращения: 17.03.2017).
  16. Туркменистан и Узбекистан игнорируют Саммит Сотрудничества тюркоязычных государств. // News-Asia.URL: http://www.news-asia.ru/view/politics/3385 (дата обращения: 17.03.2017).
  17. Alimukhamedov F., Akçay E. Redefining the contemporary relations between Turkey and Uzbekistan — Ankara: Dumlupınar Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. / Turgut Özal University, Department of Political Science and International Relations, 2013. — 235–242. с.
Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Анкара, государство, распад СССР, Азербайджан, Казахстан, отношение, Туркменистан, двусторонняя торговля, мягкая сила.


Ключевые слова

мягкая сила, ТИКА, политические взаимоотношения

Похожие статьи

Проблема взаимоотношений России со странами Прибалтики

Актуальность статьи заключается в том, что проблема отношений России с бывшими республиками СССР после его распада в 1991 году приобретает исключительную актуальность. В фокус данной проблемы встает вопрос о взаимоотношениях России и стран Прибалтики...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

История развития дипломатических отношений Российской Федерации с Кыргызстаном

В научной статье рассматривается история развития внешней политики, международных отношений и места на международной арене Кыргызской Республики. В 1991 году Кыргызская Республика тоже приобрела независимость, и это стало толчком в поиске Республикой...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Отражение иракского кризиса в ООН

Международные конфликты и в настоящее время продолжают оставаться причиной нестабильности в мировом сообществе. ООН является глобальным пространством мировой политики, от действий которой зависит стабильность и безопасность в мире. Пример иракского к...

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Проблема терроризма в Африке и роль Африканского союза

Африка находится на перекрестке серьезных социально-экономических проблем и проблем в области безопасности. Столкнувшись с насущной террористической угрозой, которая процветает на преобладающей социальной нестабильности, Африканский союз (АС) принял ...

Особенности несиловых инструментов влияния ФРГ

Германия на сегодняшний день обладает уникальной системой несиловых методов воздействия на акторов международных отношений. Успех «мягкой силы» Германии позволяет ей занимать высокие позиции по результатам авторитетных международных рейтингов и иссле...

Похожие статьи

Проблема взаимоотношений России со странами Прибалтики

Актуальность статьи заключается в том, что проблема отношений России с бывшими республиками СССР после его распада в 1991 году приобретает исключительную актуальность. В фокус данной проблемы встает вопрос о взаимоотношениях России и стран Прибалтики...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

История развития дипломатических отношений Российской Федерации с Кыргызстаном

В научной статье рассматривается история развития внешней политики, международных отношений и места на международной арене Кыргызской Республики. В 1991 году Кыргызская Республика тоже приобрела независимость, и это стало толчком в поиске Республикой...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Отражение иракского кризиса в ООН

Международные конфликты и в настоящее время продолжают оставаться причиной нестабильности в мировом сообществе. ООН является глобальным пространством мировой политики, от действий которой зависит стабильность и безопасность в мире. Пример иракского к...

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Проблема терроризма в Африке и роль Африканского союза

Африка находится на перекрестке серьезных социально-экономических проблем и проблем в области безопасности. Столкнувшись с насущной террористической угрозой, которая процветает на преобладающей социальной нестабильности, Африканский союз (АС) принял ...

Особенности несиловых инструментов влияния ФРГ

Германия на сегодняшний день обладает уникальной системой несиловых методов воздействия на акторов международных отношений. Успех «мягкой силы» Германии позволяет ей занимать высокие позиции по результатам авторитетных международных рейтингов и иссле...

Задать вопрос