В данной статье рассмотрены вопросы специфики проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова:студенты, физическая культура, заболевания, сердечно-сосудистая система, самоконтроль
Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной причиной смертности и инвалидности населения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно возрастают, все чаще заболевания сердца и сосудов встречаются в молодом, творчески активном возрасте.
К наиболее распространенным сердечно-сосудистым заболеваниям среди студентов относятся врождённые и приобретённые пороки сердца, миокардиты, ревматические поражения сердца, вегето-сосудистая дистония, гипертоническая и гипотоническая болезни, варикозное расширение вен [1], [2], [3].
Возникновению сердечно-сосудистых заболеваний способствуют нервные перегрузки, пониженная физическая активность (гиподинамия), вредные привычки (алкоголь, курение и т. д.), лишний вес. Основными симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) являются боли в сердце, одышка, тахикардия, аритмия.
Пороки сердца (врождённые, приобретённые) проявляются в виде недостаточности клапанов, когда они не полностью закрываются, либо в сужении, когда они не могут полностью раскрыться. При компенсированных пороках сердца занятия физическими упражнениями разрешены.
Инфекционно-аллергические миокардиты возникают в качестве осложнений после острых инфекционных заболеваний, в частности респираторных. При этом происходят воспалительные изменения тканей сердца. После устранения основного первичного заболевания (тонзиллит, гайморит) в раннем периоде его развития все признаки поражения миокарда исчезают, и функциональное состояние сердца восстанавливается.
В процессе занятий физической культурой необходимо строго дозировать физические упражнения в соответствии с функциональными возможностями студентов. Активный двигательный режим в том объёме, который допускают резервные способности сердечной мышцы, вместе с использованием закаливающих воздействий обеспечивают повышение сопротивляемости организма. Это благоприятно влияет не только на течение инфекционно-аллергического процесса в сердце, ослабляя воспалительные изменения ткани миокарда, но и в определённой степени снижает активность первичного патологического очага.
Ревматические поражения сердца представляют собой инфекционно-аллергическое заболевание, поражающее, как правило, растущий организм. Заболеванию ревматизмом часто предшествует ангина или другие заболевания верхних дыхательных путей. Последствия этого заболевания нередко приводят к инвалидности, поэтому ревматизм и мероприятия, направленные на его профилактику, заслуживают самого серьёзного внимания.
Важнейшее значение в первичной (до первой ревматической атаки) профилактике ревматизма имеют: закаливание, систематические занятия физическими упражнениями, правильный, гигиенически обоснованный режим с использованием активного отдыха. При этом необходимо строго контролировать объём и интенсивность физических нагрузок.
Вегето-сосудистая дистония возникает в результате нарушений нервной регуляции сосудистого тонуса. Синдром вегето-сосудистой дистонии возникает вторично при ряде других заболеваний и нарушений и характеризуется обычно только повышением систолического артериального давления. Повышением систолического артериального давления для студентов считают уровень, превышающий 130 мм рт.ст., для диастолического аналогичные показатели находятся выше 80 мм рт.ст.
В ряде случаев у студентов, перенесших повторные инфекционные заболевания, в результате нарушения регуляции сосудистого тонуса развиваются гипотонические состояния. Со временем большая часть их переходит в гипертонический вариант.
При организации рационального двигательного режима для студентов с вегето-сосудистой дистонией необходимо иметь в виду, что это заболевание возникает, как правило, у физически нетренированных лиц. Занятия физическими упражнениями и закаливающие процедуры ослабляют как этиологические факторы и предпосылки, так и развитие самого заболевания.
Любое заболевание сердечно-сосудистой системы ведёт к выраженному снижению функций кровообращения. Регулярная физическая активность улучшает обмен веществ, кровоснабжение и питание сердечной мышцы. Кроме того, физические упражнения благотворно влияют на всю систему кровообращения, на состояние центральной нервной системы, двигательный аппарат, органы дыхания и внутренней секреции. Эффективность занятий зависит от правильности составления программы физической активности. При этом необходимо чётко решить вопрос о дозировании физической нагрузки.
Выполнение комплексов упражнений, направленных на коррекцию заболевания, следует начинать из исходного положения лёжа, затем — из положения сидя. Необходимо рассеивать нагрузку на крупные мышцы туловища, чередуя работу мышц. При этом следует ограничивать движения с максимальной амплитудой.
Упражнения следует выполнять плавно и легко, чередуя их с элементами самомассажа конечностей. Каждое упражнение должно сочетаться с правильным дыханием. Число повторений для упражнений с воздействием на малые суставы — 10–12 раз, средние суставы — 4–6 раз, крупные — 3–4 раза. При проведении занятий со студентами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы, необходимо следить за реакцией организма на физическую нагрузку. Наиболее простой способ — определение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Частота сердечных сокращений на начальных этапах занятия не должна превышать 120–130 ударов в минуту. Необходимо обращать внимание и на субъективные показатели самоконтроля: сон, самочувствие, желание заниматься [4]. Анализируя все данные, преподаватель назначает тот двигательный режим, который соответствует функциональным возможностям студента.
По мере адаптации организма предлагаются более разнообразные программы физической реабилитации для улучшения состояния сердечно- сосудистой системы. Это дозированная ходьба (терренкур) и бег, дозированные нагрузки на велоэргометре и ступеньках, упражнения аэробного характера. Данные физические упражнения не вызывают местного мышечного утомления и позволяют чётко контролировать частоту сердечных сокращений.
Достоинствами терренкура являются: простота, доступность, эффективность и возможность чётко регулировать физическую нагрузку. При проведении дозированной ходьбы большое значение имеют темп ходьбы и протяжённость маршрута. Рекомендуется в основном медленный (60–80 шагов в минуту, или 2,5 -3,0 километра в час), средний (90–110 шагов в минуту) темп ходьбы.
Дозированную ходьбу необходимо проводить регулярно и систематически в индивидуальном темпе с постепенным увеличением протяжённости маршрута. При этом большое внимание должно уделяться самоконтролю, измерению частоты сердечных сокращений. При ходьбе по ровной местности пульс может учащаться на 10–15 ударов в минуту, но после 10 минут отдыха должен возвращаться к исходным величинам. Данный признак свидетельствует о наступающей тренированности сердечно-сосудистой системы. Если во время дозированной ходьбы пульс увеличивается более значительно, а после неё долго не возвращается к исходной величине, это говорит о несоответствии физических нагрузок возможностям занимающихся. В этом случае необходимо изменить темп или протяжённость маршрута.
Дозированная ходьба усиливает венозный и лимфатический отток, снижает застойные явления во внутренних органах, тренирует физиологические механизмы, улучшающие кровообращение мозга, укрепляет центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, нормализует обменные процессы. Все эти изменения весьма полезны для организма студентов/
Перед началом занятия необходимо измерить частоту сердечных сокращений и записать её в дневник самоконтроля. На протяжении занятия измерять пульс после выполнения наиболее интенсивных упражнений. В конце занятия также подсчитывается частота сердечных сокращений.
В комплексе профилактических мер заметное место должно отводиться лечебной дыхательной гимнастике.
С помощью физических упражнений необходимо добиться полноценного ритмичного дыхания, что способствует увеличению жизненной ёмкости лёгких, снижению частоты дыхания, а всё это способствует приспособлению организма к возрастающим нагрузкам. Выработка правильного дыхания при ходьбе улучшит трофические процессы в миокарде, способствует усилению кровообращения в органах, активизирует обмен веществ [5], [6]. Обучение правильному дыханию лучше начинать во время выполнения медленной ходьбы: на 2–4 шага глубокий вдох через нос, следующие 2 шага — задержка дыхания, далее на 2–4 шага — выдох.
Задачи физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
– улучшение кровообращения и кровоснабжения органов;
– постепенное укрепление сердечной мышцы;
– тренировка сердечно сосудистой системы и всего организма в целом;
– развитие навыков правильного дыхания.
Наиболее простой пробой для оценки и контроля функционального состояния ССС
является подсчёт частоты сердечных сокращений в положении сидя после пяти минут отдыха за 1 минуту на запястье или сонной артерии:
– отличный показатель — если пульс ниже 60 ударов в минуту (уд/мин);
– хороший показатель — если пульс ниже 70 уд/мин;
– удовлетворительный показатель — если пульс ниже 80 уд/мин..
Применение физических упражнений даже в виде лечебной гимнастики противопоказано при следующих состояниях:
– при нарастании сердечно-сосудистой недостаточности, особенно лево-желудочковой, остром миокардите, обострении ревмокардита;
– при тахикардии в покое, желудочковой экстрасистологии, мерцательной аритмии;
– наличие одышки в покое, а также цианоза и отёков.
Таблица 1
Показания ипротивопоказания ксредствам физической культурыпри заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Упражнения,положительно влияющие на организм |
Упражненияпротивопоказаны |
|
|
Следует еще раз отметить, что те физические упражнения, к которым организм плохо адаптирован (почему они и представляют наибольшую опасность при передозировке), оказываются самыми ценными в условиях осторожного строго дозированного использования. Любые упражнения могут быть исключены на некоторое время, после чего они должны постепенно применяться по мере повышения функциональных возможностей студентов.
Литература:
- Дембо А. Г. Актуальные проблемы современной медицины. — М.: ФиС, 1980. — 295 с.
- Тарасенко М. Н., Понамарева В. В. Физическое воспитание студентов вузов в специальном учебном отделении: учеб. -метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1976. -151 с.
- Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Учебное пособие для техникумов. — М.: Высш.шк, 1986. -255 с.
- Синяков А. Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника).- М.: Советский спорт, 1990. — 40 с.
- Михайлова С. Н., Крюкова Г. В. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие. Санкт — Петербургский гуманитарный институт профсоюзов, 2003. — 287 с.
- Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М.: Знание, 1975. -64 с.