В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном определении [14].
Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].
Подражание взрослым является психологической особенностью младших школьников. Отсюда формируется интерес детей к профессиям, которые значимы взрослым: учителям, родителям, родственникам. Л. Д. Столяренко дает определение: «Профориентация — это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессий, соответствующих его индивидуальным возможностям» [12].
Известными исследователями (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.) в области профессиональной ориентации школьников разработана современная теория самоопределения. Они считают, что на выбор профессии влияет определенный ряд факторов: осознание значимости труда; умение разбираться в профессиях; учет интересов, склонности личности, наличие знаний [4].
В настоящее время педагогами и психологами (О. Ю. Елькина, Е. А. Климов, Е. Н. Прошицкая, Г. В. Резапкина, С. Н. Чистякова и др.) актуализировались вопросы по профессиональному определению и были проведены исследования по вопросам теории и методики профессионального просвещения школьников. По их мнению, младший школьный возраст является этапом пропедевтической подготовки школьников к выбору профессии, так как учебная деятельность расширяет познание мира профессий и труда [4].
Большой ряд исследований посвящен проблемам профессионального просвещения младших школьников. Научно-обоснованную программу формирования интереса к миру профессий предлагает Т. В. Васильева «Путешествие по городу мастеров» [2, с 2]. Е. А. Климов считал, что формирование представлений о мире труда и профессий реализуются с помощью внеклассных мероприятий и должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения [4].
А. И. Кочетов отмечал что, раннее знакомство с разнообразными видами деятельности человека не только расширяет знания ребенка о профессиях, но также, дает возможности проявления интересов и склонностей детей к профессиям. Так же он утверждал, если с детства человек ставит перед собой цели, связанные с будущей профессией, пытается осознать свое место в жизни и обществе, то данный человек пополнит социально-благополучный контингент молодежи [6].
По мнению А. И. Кочетова: «Школа и учителя не располагают методиками, с помощью которых можно выявить способности и склонности школьников к профессиям. Данные методики как карта интересов, опросники требуют много времени на обработку полученных данных» [6].
По словам А. И. Кочетова, в школах используются методики: сочинения, беседы, наблюдения, с помощью которых отслеживается склонность школьников к профессиям [6].
По мнению С. Н. Чистяковой успешному ознакомлению с миром профессий в процессе учебной деятельности младших школьников, способствует профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у учащихся конкретных знаний о выборе профессии [13].
Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С. Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессиям через решение следующих задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессиях; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].
Как считает Г. В. Резапкина, учителю следует учитывать особенности самооценки младших школьников, так как чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий. Сначала формируется самооценка по отношению к другим, после по отношению к себе, так как младшему школьнику легче оценить результаты качества работы других, чем личностные качества» [10].
С развитием личности младшего школьника, как утверждает Г. В. Резапкина, его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих возможностях, в различных ситуациях, опираясь не на мнение окружающих, а на собственную самооценку [10].
Работа по профессиональному просвещению предполагает понимание понятий: «труд», «профессия», «специальность». Употребляя слово «профессия», имеют в виду общественность людей, занятых определенным видом деятельности, слово «труд» является целесообразной и общественно полезной деятельностью, «специальность» — это профессия [7].
В наше время О. Ю. Елькина связывает профессиональное просвещение в младшем школьном возрасте с формированием его продуктивного опыта. По исследованиям автора было выявлено, что на повышение сформированности в подготовке к выбору профессий у младших школьников оказывают влияние: использование в процессе обучения методики разноуровневых заданий, которые формируют отношение школьников к образу «Я» и трудовой деятельности; применение произведений о труде; применение метода контентанализа сочинений о профессиях; использование игровых средств [2, с. 1].
Таким образом, рассмотрев проблемы профессионального просвещения младших школьников, можно отметить, что согласно возрастным особенностям младших школьников, основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, осознанности роли труда в обществе и как самого человека. Особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональному просвещению.
Для констатирующего этапа исследования были определены два класса: экспериментальный (ЭК) — 10 человек. Учащиеся 1 класс МБОУ «Краснопольская СШ» и контрольный класс (КК) — 9 учащихся 1 класса МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа».
Для понимания выдвинутой проблемы, была проведена индивидуальная беседа с учащимися первых классов для выявления взгляда и отношения к профессиям. Беседа включала четыре вопроса.
Анализ беседы по первому вопросу: «Какие профессии тебе известны?» показал, что 6 учащихся (60 %) экспериментального класса (ЭК) из десяти назвали более трех профессий, а 4 учащихся назвали 3 и менее профессий (40 %).
Учащиеся контрольного класса (КК) показали результат: 5 учащихся назвали более трех профессий — (56 %), 4 учащихся назвали 3 и меньше профессий — (44 %).
Самые распространенные профессии: учитель, воспитатель, водитель, пожарный, доктор, повар, продавец.
Таблица 1
Анализ ответов младших школьников на 1 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)
№ п\п |
Количество профессий |
Экспериментальный класс (ЭК) |
Контрольный класс (КК) |
||
Абсолютное число |
число в% |
Абсолютное число |
число в% |
||
1. |
Более 3-х |
6 |
60 % |
5 |
56 % |
2. |
3 и меньше |
4 |
40 % |
4 |
44 % |
Рассмотрев ответы второго вопроса: «Какую профессию ты считаешь самой интересной?», учащиеся (ЭК) назвали пять профессий: 1 (10 %) ученик считает, что продавец самая интересная профессия. 2 (20 %) учащихся считают, что врач самая интересная профессия. Так же двое учащихся (20 %) считают, что профессия «пожарный» самая интересная. Большее количество учащихся (40 %) экспериментального класса считают, что профессия «учитель» самая интересная. Один ученик (10 %) считает, что профессия «сотрудник полиции» самая интересная профессия.
Учащиеся контрольного класса (КК) показали такой результат: 2 (22.2 %) учащихся считают, что самая интересная профессия — продавец. Так же 2 (22.2 %) учащихся из 9 считают, что самая интересная профессия — врач. 1 учащийся (11.1 %) из 9 считает, что самая интересная профессия — пожарный. Большее количество учащихся — 3 (33.3 %) из 9 считают, что самая интересная профессия — учитель. 1 учащийся из 9 считает, что профессия «сотрудник полиции» самая интересная профессия.
Таблица 2
Анализ ответов младших школьников на 2 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)
№ п\п |
Название профессий |
Экспериментальный класс (ЭК) |
Контрольный класс (КК) |
||
Абсолютное число |
число в% |
Абсолютное число |
число в% |
||
1. |
Учитель |
4 |
40 % |
2 |
22.2 % |
2. |
Врач |
2 |
20 % |
2 |
22.2 % |
3. |
Пожарный |
2 |
20 % |
1 |
11.1 % |
4. |
Продавец |
1 |
10 % |
3 |
33.3 % |
5. |
Сотрудник полиции |
1 |
10 % |
1 |
11.1 % |
Проанализировав ответы третьего вопроса: «Какую профессию ты считаешь нужной? Почему?», Пятеро учащихся (50 %) из десяти экспериментального класса считают, что нужная профессия — врач, так как врач лечит всех взрослых и детей. Трое учащихся (30 %) считают, что нужная профессия — пожарный, так как без данной профессии, люди не могли бы справиться с пожарами. Двое учащихся (20 %) из десяти считают, что нужная профессия — сотрудник полиции, так как без такой профессии, было бы много преступников, которые наносят вред людям.
Контрольный класс показал такой результат: четверо учащихся (44.4 %) из девяти считают, что нужная профессия — врач. Двое учащихся (22.2 %) считают, что нужная профессия — пожарный. Трое учащихся (33.3 %) из девяти считают, что нужная профессия — сотрудник полиции.
Таблица 3
Анализ ответов младших школьников на 3 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)
№ п\п |
Нужная профессия |
Экспериментальный класс (ЭК) |
Контрольный класс (КК) |
||
Абсолютное число |
число в% |
Абсолютное число |
число в% |
||
1. |
Врач |
5 |
50 % |
4 |
44.4 % |
2. |
Пожарный |
3 |
30 % |
2 |
22.2 % |
3. |
Сотрудник полиции |
2 |
20 % |
3 |
33.3 % |
Проанализировав ответы четвертого вопроса: «Кем бы ты хотел(а) стать? Почему?» трое учащихся (30 %) экспериментального класса (ЭК) хотели бы стать сотрудниками полиции. Так же трое учащихся (30 %) из десяти хотели бы стать врачами, потому что им бы хотелось помогать людям, следить за их здоровьем. Двое учащихся (20 %) из десяти хотели бы стать парикмахерами, так как им нравится радовать людей, делать мамам и подругам прически. Один учащийся (10 %) из десяти хотел бы стать воспитателем, потому, что нравится заботиться о младшем брате. Один ученик (10 %) из десяти хотел бы стать пожарным, потому что, хочет предотвращать пожары и помогать людям.
Контрольный класс (КК) показал такие результаты: трое учащихся (33. %) из девяти хотели бы стать сотрудниками полиции. Двое учащихся (22.2 %) из девяти желают быть врачами, так как хотят помогать людям и лечить их. Один ученик (11.1 %) из девяти хотел бы стать парикмахером. Двое учащихся (22.2 %) из девяти хотели бы стать музыкантами, так как им нравятся музыкальные инструменты и музыка. Один учащийся (11.1 %) из девяти хотел бы стать водителем, так как нравятся автомобили.
Таблица 4
Анализ ответов младших школьников на 4 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)
№ п\п |
Кем бы хотел(а) стать? |
Экспериментальный класс (ЭК) |
Контрольный класс (КК) |
||
Абсолютное число |
число в% |
Абсолютное число |
число в% |
||
1. |
Сотрудник полиции |
3 |
30 % |
3 |
33.3 % |
2. |
Врач |
3 |
30 % |
2 |
22.2 % |
3. |
Парикмахер |
2 |
20 % |
0 |
0 % |
4. |
Воспитатель |
1 |
10 % |
1 |
11.1 % |
5. |
Пожарный |
1 |
10 % |
0 |
0 % |
6. |
Музыкант |
0 |
0 % |
2 |
22.2 % |
7. |
Водитель |
0 |
0 % |
1 |
11.1 % |
Таким образом, индивидуальная беседа показала, что необходимо провести специальные работы по профессиональному просвещению младших школьников, так как учащиеся показали малое представление о мире профессий. Интересы младших школьников к профессиям и то, кем бы хотели стать в будущем имеют противоречия. Если ученику интересна профессия врача, то в будущем он хочет быть сотрудником полиции и др.
Как было сказано ранее, смысл профессионального просвещения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, реализации своих планов и интересов. Поэтому необходимо было выявить каковы действительно профессиональные интересы младших школьников с помощью опросника Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или».
На втором этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опросник Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или».
Опросник позволил выявить профессиональные интересы младших школьников. Учащимся следовало прослушать высказывания и выбрать действие, которое более нравится.
На основе полученных результатов можно определить, к какому типу профессиональных интересов относится ученик. Ч — «Человек», Т — «Техника», П — «Природа», З — «Знак», И — «Искусство».
Рис. 1. Типы профессиональных интересов у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе исследования (опросник Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или»)
Проанализировав полученные результаты ответов опросника Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или», было отмечено, что оба класса имеют профессиональные интересы по типу П — «Природа» экспериментальный класс МБОУ «Краснопольская СШ» составляет — 40 %, контрольный класс МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа» — 33 % учащихся. Показатели профессиональных интересов обоих классов отличаются на 7 %.
Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 10 % имеют интерес к профессиям Ч — «Человек». Предметом труда для данного типа профессии являются: воспитатель, врач, экскурсовод, военнослужащий.
Из 100 % учащихся в контрольном классе 22 % имеют интерес к профессиям Ч — «Человек». Предметом труда для данного типа профессии являются: воспитатель, врач, экскурсовод, военнослужащий.
Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 10 % имеют интерес к профессиям Т — «Техника». Предметом труда для данного типа профессии являются: монтажник, машинист, регулировщик.
Из 100 % учащихся в контрольном классе 22 % имеют интерес к профессиям Т — «Техника». Предметом труда для данного типа профессии являются: монтажник, машинист, регулировщик.
Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 20 % имеют интерес к профессиям З — «Знак». Предметом труда для данного типа профессии являются: бухгалтер, экономист, радист, инженер, телефонист.
Из 100 % учащихся в контрольном классе 11 % имеют интерес к профессиям З — «Знак». Предметом труда для данного типа профессии являются: бухгалтер, экономист, радист, инженер, телефонист.
Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 20 % имеют интерес к профессиям И — «Искусство». Предметом труда для данного типа профессии являются: писатель, художник, модельер, музыкант, скульптор, архитектор.
Из 100 % учащихся в контрольном классе 11 % имеют интерес к профессиям И — «Искусство». Предметом труда для данного типа профессии являются: писатель, художник, модельер, музыкант, скульптор, архитектор.
Таким образом, проведенное констатирующее исследование выявило, что у младших школьников наблюдается недостаточно большое представление о мире профессий. Интересы младших школьников к профессиям и то, кем бы хотели стать в будущем имели противоречия. Исследование показало необходимость проведения специальной работы по ознакомлению младших школьников с миром профессий.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 400: ил. — (Мастера психологии).
- Елькина О. Ю., Формирование продуктивного опыта младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2007. — № 4. — С. 1–5.
- Зеер Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. – М.: Высшая школа, 2005. — 159 с.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию. / Климов Е. А. — М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
- Копытов А. Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст] / А. Д. Копытов. — Томск, 1993. — 80 с.
- Кочетов А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. — М., 2006. — 160 с.
- Попова Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова — Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. — 66 с.
- Прошицкая Е. Н. Джон Голланд о выборе профессии / Школа и производство. Прошицкая Е. Н. — 1993. — № 4. — 22–25 с.
- Пряжников Н. С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1987, № 4. — 92–99 с.
- Резапкина В. Г. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с., ил.
- Сазонов А. Д. Исследование проблем профессиональной ориентации // Советская педагогика, 1983, № 10. — 43–47 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.
- Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Профессиональная ориентация (профориентация) // Российское образование. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php