Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 1695 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Т. А. Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований / Т. А. Федорова, И. Н. Оловникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 611-615. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41352/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном определении [14].

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].

Подражание взрослым является психологической особенностью младших школьников. Отсюда формируется интерес детей к профессиям, которые значимы взрослым: учителям, родителям, родственникам. Л. Д. Столяренко дает определение: «Профориентация — это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессий, соответствующих его индивидуальным возможностям» [12].

Известными исследователями (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.) в области профессиональной ориентации школьников разработана современная теория самоопределения. Они считают, что на выбор профессии влияет определенный ряд факторов: осознание значимости труда; умение разбираться в профессиях; учет интересов, склонности личности, наличие знаний [4].

В настоящее время педагогами и психологами (О. Ю. Елькина, Е. А. Климов, Е. Н. Прошицкая, Г. В. Резапкина, С. Н. Чистякова и др.) актуализировались вопросы по профессиональному определению и были проведены исследования по вопросам теории и методики профессионального просвещения школьников. По их мнению, младший школьный возраст является этапом пропедевтической подготовки школьников к выбору профессии, так как учебная деятельность расширяет познание мира профессий и труда [4].

Большой ряд исследований посвящен проблемам профессионального просвещения младших школьников. Научно-обоснованную программу формирования интереса к миру профессий предлагает Т. В. Васильева «Путешествие по городу мастеров» [2, с 2]. Е. А. Климов считал, что формирование представлений о мире труда и профессий реализуются с помощью внеклассных мероприятий и должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения [4].

А. И. Кочетов отмечал что, раннее знакомство с разнообразными видами деятельности человека не только расширяет знания ребенка о профессиях, но также, дает возможности проявления интересов и склонностей детей к профессиям. Так же он утверждал, если с детства человек ставит перед собой цели, связанные с будущей профессией, пытается осознать свое место в жизни и обществе, то данный человек пополнит социально-благополучный контингент молодежи [6].

По мнению А. И. Кочетова: «Школа и учителя не располагают методиками, с помощью которых можно выявить способности и склонности школьников к профессиям. Данные методики как карта интересов, опросники требуют много времени на обработку полученных данных» [6].

По словам А. И. Кочетова, в школах используются методики: сочинения, беседы, наблюдения, с помощью которых отслеживается склонность школьников к профессиям [6].

По мнению С. Н. Чистяковой успешному ознакомлению с миром профессий в процессе учебной деятельности младших школьников, способствует профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у учащихся конкретных знаний о выборе профессии [13].

Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С. Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессиям через решение следующих задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессиях; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].

Как считает Г. В. Резапкина, учителю следует учитывать особенности самооценки младших школьников, так как чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий. Сначала формируется самооценка по отношению к другим, после по отношению к себе, так как младшему школьнику легче оценить результаты качества работы других, чем личностные качества» [10].

С развитием личности младшего школьника, как утверждает Г. В. Резапкина, его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих возможностях, в различных ситуациях, опираясь не на мнение окружающих, а на собственную самооценку [10].

Работа по профессиональному просвещению предполагает понимание понятий: «труд», «профессия», «специальность». Употребляя слово «профессия», имеют в виду общественность людей, занятых определенным видом деятельности, слово «труд» является целесообразной и общественно полезной деятельностью, «специальность» — это профессия [7].

В наше время О. Ю. Елькина связывает профессиональное просвещение в младшем школьном возрасте с формированием его продуктивного опыта. По исследованиям автора было выявлено, что на повышение сформированности в подготовке к выбору профессий у младших школьников оказывают влияние: использование в процессе обучения методики разноуровневых заданий, которые формируют отношение школьников к образу «Я» и трудовой деятельности; применение произведений о труде; применение метода контентанализа сочинений о профессиях; использование игровых средств [2, с. 1].

Таким образом, рассмотрев проблемы профессионального просвещения младших школьников, можно отметить, что согласно возрастным особенностям младших школьников, основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, осознанности роли труда в обществе и как самого человека. Особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональному просвещению.

Для констатирующего этапа исследования были определены два класса: экспериментальный (ЭК) — 10 человек. Учащиеся 1 класс МБОУ «Краснопольская СШ» и контрольный класс (КК) — 9 учащихся 1 класса МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа».

Для понимания выдвинутой проблемы, была проведена индивидуальная беседа с учащимися первых классов для выявления взгляда и отношения к профессиям. Беседа включала четыре вопроса.

Анализ беседы по первому вопросу: «Какие профессии тебе известны?» показал, что 6 учащихся (60 %) экспериментального класса (ЭК) из десяти назвали более трех профессий, а 4 учащихся назвали 3 и менее профессий (40 %).

Учащиеся контрольного класса (КК) показали результат: 5 учащихся назвали более трех профессий — (56 %), 4 учащихся назвали 3 и меньше профессий — (44 %).

Самые распространенные профессии: учитель, воспитатель, водитель, пожарный, доктор, повар, продавец.

Таблица 1

Анализ ответов младших школьников на 1 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Количество профессий

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Более 3-х

6

60 %

5

56 %

2.

3 и меньше

4

40 %

4

44 %

Рассмотрев ответы второго вопроса: «Какую профессию ты считаешь самой интересной?», учащиеся (ЭК) назвали пять профессий: 1 (10 %) ученик считает, что продавец самая интересная профессия. 2 (20 %) учащихся считают, что врач самая интересная профессия. Так же двое учащихся (20 %) считают, что профессия «пожарный» самая интересная. Большее количество учащихся (40 %) экспериментального класса считают, что профессия «учитель» самая интересная. Один ученик (10 %) считает, что профессия «сотрудник полиции» самая интересная профессия.

Учащиеся контрольного класса (КК) показали такой результат: 2 (22.2 %) учащихся считают, что самая интересная профессия — продавец. Так же 2 (22.2 %) учащихся из 9 считают, что самая интересная профессия — врач. 1 учащийся (11.1 %) из 9 считает, что самая интересная профессия — пожарный. Большее количество учащихся — 3 (33.3 %) из 9 считают, что самая интересная профессия — учитель. 1 учащийся из 9 считает, что профессия «сотрудник полиции» самая интересная профессия.

Таблица 2

Анализ ответов младших школьников на 2 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Название профессий

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Учитель

4

40 %

2

22.2 %

2.

Врач

2

20 %

2

22.2 %

3.

Пожарный

2

20 %

1

11.1 %

4.

Продавец

1

10 %

3

33.3 %

5.

Сотрудник полиции

1

10 %

1

11.1 %

Проанализировав ответы третьего вопроса: «Какую профессию ты считаешь нужной? Почему?», Пятеро учащихся (50 %) из десяти экспериментального класса считают, что нужная профессия — врач, так как врач лечит всех взрослых и детей. Трое учащихся (30 %) считают, что нужная профессия — пожарный, так как без данной профессии, люди не могли бы справиться с пожарами. Двое учащихся (20 %) из десяти считают, что нужная профессия — сотрудник полиции, так как без такой профессии, было бы много преступников, которые наносят вред людям.

Контрольный класс показал такой результат: четверо учащихся (44.4 %) из девяти считают, что нужная профессия — врач. Двое учащихся (22.2 %) считают, что нужная профессия — пожарный. Трое учащихся (33.3 %) из девяти считают, что нужная профессия — сотрудник полиции.

Таблица 3

Анализ ответов младших школьников на 3 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Нужная профессия

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Врач

5

50 %

4

44.4 %

2.

Пожарный

3

30 %

2

22.2 %

3.

Сотрудник полиции

2

20 %

3

33.3 %

Проанализировав ответы четвертого вопроса: «Кем бы ты хотел(а) стать? Почему?» трое учащихся (30 %) экспериментального класса (ЭК) хотели бы стать сотрудниками полиции. Так же трое учащихся (30 %) из десяти хотели бы стать врачами, потому что им бы хотелось помогать людям, следить за их здоровьем. Двое учащихся (20 %) из десяти хотели бы стать парикмахерами, так как им нравится радовать людей, делать мамам и подругам прически. Один учащийся (10 %) из десяти хотел бы стать воспитателем, потому, что нравится заботиться о младшем брате. Один ученик (10 %) из десяти хотел бы стать пожарным, потому что, хочет предотвращать пожары и помогать людям.

Контрольный класс (КК) показал такие результаты: трое учащихся (33. %) из девяти хотели бы стать сотрудниками полиции. Двое учащихся (22.2 %) из девяти желают быть врачами, так как хотят помогать людям и лечить их. Один ученик (11.1 %) из девяти хотел бы стать парикмахером. Двое учащихся (22.2 %) из девяти хотели бы стать музыкантами, так как им нравятся музыкальные инструменты и музыка. Один учащийся (11.1 %) из девяти хотел бы стать водителем, так как нравятся автомобили.

Таблица 4

Анализ ответов младших школьников на 4 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Кем бы хотел(а) стать?

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Сотрудник полиции

3

30 %

3

33.3 %

2.

Врач

3

30 %

2

22.2 %

3.

Парикмахер

2

20 %

0

0 %

4.

Воспитатель

1

10 %

1

11.1 %

5.

Пожарный

1

10 %

0

0 %

6.

Музыкант

0

0 %

2

22.2 %

7.

Водитель

0

0 %

1

11.1 %

Таким образом, индивидуальная беседа показала, что необходимо провести специальные работы по профессиональному просвещению младших школьников, так как учащиеся показали малое представление о мире профессий. Интересы младших школьников к профессиям и то, кем бы хотели стать в будущем имеют противоречия. Если ученику интересна профессия врача, то в будущем он хочет быть сотрудником полиции и др.

Как было сказано ранее, смысл профессионального просвещения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, реализации своих планов и интересов. Поэтому необходимо было выявить каковы действительно профессиональные интересы младших школьников с помощью опросника Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или».

На втором этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опросник Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или».

Опросник позволил выявить профессиональные интересы младших школьников. Учащимся следовало прослушать высказывания и выбрать действие, которое более нравится.

На основе полученных результатов можно определить, к какому типу профессиональных интересов относится ученик. Ч — «Человек», Т — «Техника», П — «Природа», З — «Знак», И — «Искусство».

Рис. 1. Типы профессиональных интересов у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе исследования (опросник Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или»)

Проанализировав полученные результаты ответов опросника Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или», было отмечено, что оба класса имеют профессиональные интересы по типу П — «Природа» экспериментальный класс МБОУ «Краснопольская СШ» составляет — 40 %, контрольный класс МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа» — 33 % учащихся. Показатели профессиональных интересов обоих классов отличаются на 7 %.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 10 % имеют интерес к профессиям Ч — «Человек». Предметом труда для данного типа профессии являются: воспитатель, врач, экскурсовод, военнослужащий.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 22 % имеют интерес к профессиям Ч — «Человек». Предметом труда для данного типа профессии являются: воспитатель, врач, экскурсовод, военнослужащий.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 10 % имеют интерес к профессиям Т — «Техника». Предметом труда для данного типа профессии являются: монтажник, машинист, регулировщик.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 22 % имеют интерес к профессиям Т — «Техника». Предметом труда для данного типа профессии являются: монтажник, машинист, регулировщик.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 20 % имеют интерес к профессиям З — «Знак». Предметом труда для данного типа профессии являются: бухгалтер, экономист, радист, инженер, телефонист.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 11 % имеют интерес к профессиям З — «Знак». Предметом труда для данного типа профессии являются: бухгалтер, экономист, радист, инженер, телефонист.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 20 % имеют интерес к профессиям И — «Искусство». Предметом труда для данного типа профессии являются: писатель, художник, модельер, музыкант, скульптор, архитектор.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 11 % имеют интерес к профессиям И — «Искусство». Предметом труда для данного типа профессии являются: писатель, художник, модельер, музыкант, скульптор, архитектор.

Таким образом, проведенное констатирующее исследование выявило, что у младших школьников наблюдается недостаточно большое представление о мире профессий. Интересы младших школьников к профессиям и то, кем бы хотели стать в будущем имели противоречия. Исследование показало необходимость проведения специальной работы по ознакомлению младших школьников с миром профессий.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 400: ил. — (Мастера психологии).
  2. Елькина О. Ю., Формирование продуктивного опыта младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2007. — № 4. — С. 1–5.
  3. Зеер Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. – М.: Высшая школа, 2005. — 159 с.
  4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. / Климов Е. А. — М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
  5. Копытов А. Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст] / А. Д. Копытов. — Томск, 1993. — 80 с.
  6. Кочетов А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. — М., 2006. — 160 с.
  7. Попова Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова — Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. — 66 с.
  8. Прошицкая Е. Н. Джон Голланд о выборе профессии / Школа и производство. Прошицкая Е. Н. — 1993. — № 4. — 22–25 с.
  9. Пряжников Н. С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1987, № 4. — 92–99 с.
  10. Резапкина В. Г. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с., ил.
  11. Сазонов А. Д. Исследование проблем профессиональной ориентации // Советская педагогика, 1983, № 10. — 43–47 с.
  12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.
  13. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  14. Профессиональная ориентация (профориентация) // Российское образование. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, контрольный класс, экспериментальный класс, профессиональное просвещение, профессия, абсолютное число, предмет труда, самая интересная профессия, сотрудник полиции, тип профессии.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются педагогические условия профессиональной ориентации младших школьников. Авторами разработана Модель профессиональной ориентации на основе письма Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентаци...

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Задать вопрос