В статье рассмотрены проблемы управления продвижением инноваций в регионе, заключающиеся в низком уровне инновационной активности отечественных предприятий, в недостаточном уровне инвестирования и финансирования инновационных проектов, низкой эффективности субъектов инновационной инфраструктуры и т. д. Определены механизмы повышения эффективности управления трансфером инноваций в регионе, которые будут важны при выработке обоснованной социально-экономической и кадровой региональной политики, определении совокупности мер и действий республиканских и местных органов управления, менеджмента предприятий, центров инновационных разработок по инновационному развитию регионов.
Ключевые слова: инновации, регион, трансфер, инновационный фонд, кластер
В Республике Беларусь принята Государственная программа инновационного развития на 2016–2020 годы, в которой в качестве проблемных обозначены следующие вопросы инновационного развития страны:
- низкий уровень инвестирования и бюджетного финансирования инновационных проектов, а также недостаточное использование прямых иностранных инвестиций, кредитов банков, в том числе Банка развития Республики Беларусь, собственных средств субъектов хозяйствования;
- недостаточная эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторский работ, которая во многом связана с выбором тематики исследований и разработок на основе ранее достигнутых результатов и созданных заделов, недостаточной проработкой вопросов маркетинга и будущей рыночной конъюнктуры;
- преимущественное финансирование из средств местных инновационных фондов работ по подготовке и освоению производства (более 60 %), а не внедрения инноваций;
- низкая инновационная активность отечественных предприятий;
- низкая эффективность субъектов инновационной инфраструктуры в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности и, соответственно, отсутствие современного рынка научно-технической продукции [1, с. 116–117].
Разрозненные механизмы трансфера инноваций, например, применяемые Государственным комитетом по науке и технологиям публичные платформы (ярмарки инновационных разработок, биржи интеллектуальной собственности), также не обеспечивают необходимых активности и масштаба внедрения инновационных разработок в производство. Приведенные оценки свидетельствуют о необходимости трансформаций в действующей системе управления инновационной деятельностью для усиления тех ее составляющих, которые связаны с координацией действий разработчиков и потребителей, сопровождением научных проектов, трансфером инноваций.
Такая трансформация должна в первую очередь произойти на региональном уровне, где финансированием и продвижением проектов занимаются инновационные фонды исполнительных органов власти.
В настоящее время порядок формирования и использования средств регионального инновационного фонда, в частности Брестского исполнительного комитета, предусматривает в качестве отправного условия финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ их соответствие законодательно установленным приоритетным направлениям научных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь. При этом действует также ряд критериев к инновационным проектам-претендентам:
− проектируемый технологический процесс должен обеспечивать средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;
− экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) в результате реализации проекта;
− создание и внедрение технологий и (или) продукции, новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики.
Решение о финансировании разработок по проекту из средств регионального инновационного фонда принимается по итогам открытого конкурсного отбора и проведения экспертизы.
Анализ накопленного региональными фондами опыта и соответствия управления инновациями принципам успешного менеджмента позволяет выделить следующие узкие места и слабые звенья.
- Приоритетные цели недостаточно специфицированы: отсутствуют направления инноваций, учитывающие специфику социально-экономического развития области, которые бы служили ориентирами как для разработчиков, так и для экспертов. Кроме того, не устанавливаются количественные индикаторы достижения общей и специальных целей, что не позволяет в полной мере реализовать принципы управления «по целям» применительно к инновационному процессу. Семинары и консультации в различных городах региона для разработчиков и потребителей инноваций должны стать подготовительным этапом конкурса, мобилизующим и направляющим интересы потенциальных участников проектов;
- В продвижении проектов отсутствует необходимый элемент процессного управления: координация интересов доноров и реципиентов инноваций, обеспечивающая согласование усилий перспективных центров разработок, с одной стороны, потребностям потенциальных центров их применения — с другой;
- Недостаточна прозрачность экспертизы проектов, представленных на конкурс регионального инновационного фонда: разработчики не получают оценочного листа экспертизы, что не позволяет им устранить допущенные ошибки и внести необходимые корректировки в дальнейшие исследования;
- Не предусмотрены требуемые для трансфера инноваций звенья: аудит с оценкой эффективности, послепроектный мониторинг и программы дальнейшей коммерциализации проектов, реализованных с привлечением средств региональных инновационных фондов.
На рисунке представлена схема управления проектами регионального инновационного фонда [1, с. 116–117]. С учетом изложенного на рисунке представлена предлагаемая нами схема управления проектами регионального инновационного фонда, расшивающая обозначенные выше узкие места.
Следует уделить внимание такому элементы в выше представленной схеме, как «трансфер инноваций». На сегодняшний день в качестве одного из перспективных направлений инновационного развития и продвижения инноваций выступает внедрение в практику хозяйствования и управления кластерных моделей, что предполагает широкое распространение в нашей стране такой формы интеграции науки, образования и производства, как кластеры.
В настоящее время усиливается интерес к проблеме создания кластеров со стороны научных сообществ и государственных органов власти. Мировой опыт показывает, что существует три варианта формирования кластеров, при этом в каждом из них необходимо участие вуза:
1) кластеры как результат кооперации предприятий;
2) кластеры на базе инновационной структуры (технопарка или бизнес-инкубатора);
3) кластеры вокруг технологических или исследовательских университетов [2, с. 81].
В Брестском регионе Полесский государственный университет развивается как университет исследовательского типа, обеспечивающий интеграцию научных исследований, процесса обучения и внедрения результатов исследований в практику [3, с. 8]. На сегодняшний день Полесский университет располагает достаточными возможностями, чтобы стать научным центом регионального инновационного биотехнологического кластера в Брестской области.
Рис. 1. Схема управления проектами регионального инновационного фонда. Примечание — [1, с. 118]
Исторически сложившаяся аграрная специализация экономики области отразится и на специализации регионального кластера. Динамично развивающийся агропромышленный комплекс области обеспечивает более 27 % общереспубликанского экспорта продуктов питания. Аграрная специализация Брестской области проявлена в структуре промышленности, в которой наибольший удельный вес занимает пищевая промышленность (48 % от общего объема промышленного производства). Существенный сегмент в структуре производства области занимают также машиностроение и металлообработка (14 %), легкая промышленность (4,5 %), стройиндустрия (4,4 %) и производство мебели (5 %) [4].
Предложенные варианты решения проблемы управления продвижением инноваций в регионе посредством совершенствования системы отбора и финансирования инновационных проектов, а также создания регионального инновационного кластера поможет региональным органам власти при принятии объективных кадровых и организационных решений и оценке эффективности предпринятых ранее мер; самим предприятиям-участникам инновационного кластера при оценке своих позиций в регионе и разработке стратегии ее повышения.
Литература:
- Совик Л. Е. Управление продвижением инноваций в регионе / Л. Е. Совик, Ю. В. Игнатенко // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов X международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 4 апреля 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. — Пинск: ПолесГУ, 2016. — С. 116–118.
- Игнатенко Ю. В. Стратификация целевых групп реципиентов инноваций в инновационном кластере / Ю. В. Игнатенко // Экономика и банки. — 2016. — № 2. — С. 80–86.
- Шебеко К. К. Концепция создания инновационного научно-промышленного кластера в Полесском регионе / К. К. Шебеко, В. Н. Штепа, С. П. Вертай // Экономика и банки. — 2015. — № 2. — С. 8–14.
- Официальный сайт Брестского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.brest-region.gov.by. — Дата доступа: 25.03.2017.