Проблемы и перспективы управления продвижением инноваций в регионе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Игнатенко, Ю. В. Проблемы и перспективы управления продвижением инноваций в регионе / Ю. В. Игнатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41362/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены проблемы управления продвижением инноваций в регионе, заключающиеся в низком уровне инновационной активности отечественных предприятий, в недостаточном уровне инвестирования и финансирования инновационных проектов, низкой эффективности субъектов инновационной инфраструктуры и т. д. Определены механизмы повышения эффективности управления трансфером инноваций в регионе, которые будут важны при выработке обоснованной социально-экономической и кадровой региональной политики, определении совокупности мер и действий республиканских и местных органов управления, менеджмента предприятий, центров инновационных разработок по инновационному развитию регионов.

Ключевые слова: инновации, регион, трансфер, инновационный фонд, кластер

В Республике Беларусь принята Государственная программа инновационного развития на 2016–2020 годы, в которой в качестве проблемных обозначены следующие вопросы инновационного развития страны:

- низкий уровень инвестирования и бюджетного финансирования инновационных проектов, а также недостаточное использование прямых иностранных инвестиций, кредитов банков, в том числе Банка развития Республики Беларусь, собственных средств субъектов хозяйствования;

- недостаточная эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторский работ, которая во многом связана с выбором тематики исследований и разработок на основе ранее достигнутых результатов и созданных заделов, недостаточной проработкой вопросов маркетинга и будущей рыночной конъюнктуры;

- преимущественное финансирование из средств местных инновационных фондов работ по подготовке и освоению производства (более 60 %), а не внедрения инноваций;

- низкая инновационная активность отечественных предприятий;

- низкая эффективность субъектов инновационной инфраструктуры в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности и, соответственно, отсутствие современного рынка научно-технической продукции [1, с. 116–117].

Разрозненные механизмы трансфера инноваций, например, применяемые Государственным комитетом по науке и технологиям публичные платформы (ярмарки инновационных разработок, биржи интеллектуальной собственности), также не обеспечивают необходимых активности и масштаба внедрения инновационных разработок в производство. Приведенные оценки свидетельствуют о необходимости трансформаций в действующей системе управления инновационной деятельностью для усиления тех ее составляющих, которые связаны с координацией действий разработчиков и потребителей, сопровождением научных проектов, трансфером инноваций.

Такая трансформация должна в первую очередь произойти на региональном уровне, где финансированием и продвижением проектов занимаются инновационные фонды исполнительных органов власти.

В настоящее время порядок формирования и использования средств регионального инновационного фонда, в частности Брестского исполнительного комитета, предусматривает в качестве отправного условия финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ их соответствие законодательно установленным приоритетным направлениям научных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь. При этом действует также ряд критериев к инновационным проектам-претендентам:

− проектируемый технологический процесс должен обеспечивать средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный уровню Европейского союза по соответствующему виду экономической деятельности либо превышающий этот уровень;

− экспортная ориентированность (превышение экспорта над импортом) в результате реализации проекта;

− создание и внедрение технологий и (или) продукции, новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики.

Решение о финансировании разработок по проекту из средств регионального инновационного фонда принимается по итогам открытого конкурсного отбора и проведения экспертизы.

Анализ накопленного региональными фондами опыта и соответствия управления инновациями принципам успешного менеджмента позволяет выделить следующие узкие места и слабые звенья.

  1. Приоритетные цели недостаточно специфицированы: отсутствуют направления инноваций, учитывающие специфику социально-экономического развития области, которые бы служили ориентирами как для разработчиков, так и для экспертов. Кроме того, не устанавливаются количественные индикаторы достижения общей и специальных целей, что не позволяет в полной мере реализовать принципы управления «по целям» применительно к инновационному процессу. Семинары и консультации в различных городах региона для разработчиков и потребителей инноваций должны стать подготовительным этапом конкурса, мобилизующим и направляющим интересы потенциальных участников проектов;
  2. В продвижении проектов отсутствует необходимый элемент процессного управления: координация интересов доноров и реципиентов инноваций, обеспечивающая согласование усилий перспективных центров разработок, с одной стороны, потребностям потенциальных центров их применения — с другой;
  3. Недостаточна прозрачность экспертизы проектов, представленных на конкурс регионального инновационного фонда: разработчики не получают оценочного листа экспертизы, что не позволяет им устранить допущенные ошибки и внести необходимые корректировки в дальнейшие исследования;
  4. Не предусмотрены требуемые для трансфера инноваций звенья: аудит с оценкой эффективности, послепроектный мониторинг и программы дальнейшей коммерциализации проектов, реализованных с привлечением средств региональных инновационных фондов.

На рисунке представлена схема управления проектами регионального инновационного фонда [1, с. 116–117]. С учетом изложенного на рисунке представлена предлагаемая нами схема управления проектами регионального инновационного фонда, расшивающая обозначенные выше узкие места.

Следует уделить внимание такому элементы в выше представленной схеме, как «трансфер инноваций». На сегодняшний день в качестве одного из перспективных направлений инновационного развития и продвижения инноваций выступает внедрение в практику хозяйствования и управления кластерных моделей, что предполагает широкое распространение в нашей стране такой формы интеграции науки, образования и производства, как кластеры.

В настоящее время усиливается интерес к проблеме создания кластеров со стороны научных сообществ и государственных органов власти. Мировой опыт показывает, что существует три варианта формирования кластеров, при этом в каждом из них необходимо участие вуза:

1) кластеры как результат кооперации предприятий;

2) кластеры на базе инновационной структуры (технопарка или бизнес-инкубатора);

3) кластеры вокруг технологических или исследовательских университетов [2, с. 81].

В Брестском регионе Полесский государственный университет развивается как университет исследовательского типа, обеспечивающий интеграцию научных исследований, процесса обучения и внедрения результатов исследований в практику [3, с. 8]. На сегодняшний день Полесский университет располагает достаточными возможностями, чтобы стать научным центом регионального инновационного биотехнологического кластера в Брестской области.

Рис. 1. Схема управления проектами регионального инновационного фонда. Примечание — [1, с. 118]

Исторически сложившаяся аграрная специализация экономики области отразится и на специализации регионального кластера. Динамично развивающийся агропромышленный комплекс области обеспечивает более 27 % общереспубликанского экспорта продуктов питания. Аграрная специализация Брестской области проявлена в структуре промышленности, в которой наибольший удельный вес занимает пищевая промышленность (48 % от общего объема промышленного производства). Существенный сегмент в структуре производства области занимают также машиностроение и металлообработка (14 %), легкая промышленность (4,5 %), стройиндустрия (4,4 %) и производство мебели (5 %) [4].

Предложенные варианты решения проблемы управления продвижением инноваций в регионе посредством совершенствования системы отбора и финансирования инновационных проектов, а также создания регионального инновационного кластера поможет региональным органам власти при принятии объективных кадровых и организационных решений и оценке эффективности предпринятых ранее мер; самим предприятиям-участникам инновационного кластера при оценке своих позиций в регионе и разработке стратегии ее повышения.

Литература:

  1. Совик Л. Е. Управление продвижением инноваций в регионе / Л. Е. Совик, Ю. В. Игнатенко // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: сборник трудов X международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 4 апреля 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. — Пинск: ПолесГУ, 2016. — С. 116–118.
  2. Игнатенко Ю. В. Стратификация целевых групп реципиентов инноваций в инновационном кластере / Ю. В. Игнатенко // Экономика и банки. — 2016. — № 2. — С. 80–86.
  3. Шебеко К. К. Концепция создания инновационного научно-промышленного кластера в Полесском регионе / К. К. Шебеко, В. Н. Штепа, С. П. Вертай // Экономика и банки. — 2015. — № 2. — С. 8–14.
  4. Официальный сайт Брестского областного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.brest-region.gov.by. — Дата доступа: 25.03.2017.
Основные термины (генерируются автоматически): региональный инновационный фонд, Беларусь, продвижение инноваций, проект, схема управления, трансфер инноваций, Брестская область, инновационная активность, инновационная инфраструктура, инновационное развитие.


Ключевые слова

кластер, инновации, регион, трансфер, инновационный фонд

Похожие статьи

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий в контексте инновационного развития

В статье рассматривается необходимость и специфика применения бизнес-процессов в условиях конкурентоспособности предприятий. Рассмотрена проблема применения инновационного развития предприятий, а также принципы реинжиниринга бизнес-процессов, которые...

Повышение эффективности управления по привлечению инвестиций в региональную экономику

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи эффективности экономики нашей страны и её регионов с инвестиционной политикой и её масштабами. Исследованы показатели внедрения инвестиций в секторы экономики Наманганской области, а также формирование источни...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Методы финансирования инновационных компаний на начальных этапах

Актуальность выбранной темы обусловлена внедрением инноваций во все сферы жизни и деятельности граждан и организаций, что порождает необходимость активного финансирования компаний, разрабатывающих широкий спектр технологических решений, способствующи...

Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях авто...

Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения уч...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

Инвестиционно-инновационный климат Вологодской области и перспективы его развития

В статье рассмотрены вопросы активизации инновационно-инвестиционного процесса в сфере материального производства, обоснована необходимость формирования инвестиционной политики на качественно новом уровне, нацеленной на модернизацию предприятий и вых...

Система управления инвестиционной политикой промышленного предприятия как фактор роста инвестиций в интеллектуальные активы

Особенностью управления инвестиционными решениями на предприятии является участие двух субъектов управления – собственников и менеджеров. Российская модель корпоративного управления, сложившаяся в период приватизации, характеризуется тем, что имеет м...

Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов

В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...

Похожие статьи

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий в контексте инновационного развития

В статье рассматривается необходимость и специфика применения бизнес-процессов в условиях конкурентоспособности предприятий. Рассмотрена проблема применения инновационного развития предприятий, а также принципы реинжиниринга бизнес-процессов, которые...

Повышение эффективности управления по привлечению инвестиций в региональную экономику

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи эффективности экономики нашей страны и её регионов с инвестиционной политикой и её масштабами. Исследованы показатели внедрения инвестиций в секторы экономики Наманганской области, а также формирование источни...

Направления совершенствования управления инвестиционной деятельностью на основе концепции управления стоимостью компании

В статье рассмотрены вопросы управления инвестиционной деятельностью с использованием инструментов, ориентированных на повышение стоимости компании. В том числе обобщены управленческие новации, ориентированная на увеличение стоимости компании и резул...

Методы финансирования инновационных компаний на начальных этапах

Актуальность выбранной темы обусловлена внедрением инноваций во все сферы жизни и деятельности граждан и организаций, что порождает необходимость активного финансирования компаний, разрабатывающих широкий спектр технологических решений, способствующи...

Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях авто...

Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства

В статье рассматриваются инновационные технологии и методы управления в разрезе ключевых аспектов внедрения применительно к индустрии гостеприимства и туризма, приведено теоретическое обоснование термина «инновация», рассмотрены основные положения уч...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

Инвестиционно-инновационный климат Вологодской области и перспективы его развития

В статье рассмотрены вопросы активизации инновационно-инвестиционного процесса в сфере материального производства, обоснована необходимость формирования инвестиционной политики на качественно новом уровне, нацеленной на модернизацию предприятий и вых...

Система управления инвестиционной политикой промышленного предприятия как фактор роста инвестиций в интеллектуальные активы

Особенностью управления инвестиционными решениями на предприятии является участие двух субъектов управления – собственников и менеджеров. Российская модель корпоративного управления, сложившаяся в период приватизации, характеризуется тем, что имеет м...

Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов

В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...

Задать вопрос