Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований. Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами. Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии. Учитывая тот факт, что количество органов не малое, а полномочия их широкие, при реализации их муниципальный орган сталкивается с рядом барьеров. Так законодатель ограничил проведение плановых проверок — максимум раз за три года, а для выполнения внеплановых проверок нужны запросы граждан, чьи права нарушены. На практике же, граждане не пишут письменные обращения, а в случае их написания не указывают конкретные факты, больше излагают эмоциональную составляющую. Кроме того, в 2016 году очень сильно сократились полномочия городских квартальных службы, которые по сути «глаза и уши» Администрации муниципального образования. В ходе написания статьи, конкретно описаны проблемы муниципального контроля и пути их преодоления.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, ЖКХ, проверки деятельности управляющих компаний и предприятий, предоставляющие коммунальные услуги, проблемы муниципального контроля за сферой жилищно-коммунального хозяйства, пути решения
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической системы, где создаются большинство показателей качества жизни граждан нашей страны. Но наравне с этим на протяжении долгих лет реформирования ЖКХ, не получены ожидаемые результаты. Как выделил В. В. Путин в своем докладе 31.05.2013 на заседании Государственного совета Российской Федерации «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг», острота проблемы все также высока [6].
Муниципальные образования ведают такими жилищными вопросами:
− владение, применение и распоряжение муниципальной собственностью, включая жилищный фонд;
− содержание и использование фонда жилья;
− курирование планировки и застройки земель муниципальных образований;
− формирование условий для возведения жилья;
− организация, поддержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.
Органы местного самоуправления могут быть заказчиком по реализации работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры.
Если система работы организаций ЖКХ даст сбой, это может затормозить и приостановить деятельность и функционирование как района, так и города в целом. То есть ЖКХ — основа развития инфраструктуры каждого города нашей стране. Государство в лице власти и местного самоуправления на местах не хочет признавать этот факт и сводит роль ЖКХ лишь к ремонтно-контрольному направлению. Появляется вопрос: вследствие чего сложилось такое мнение. Основной ответ кроется в предположении того, что, признав ЖКХ как направление улучшения инфраструктуры, властям надо будет утверждать определенную сумму в бюджете для этой сферы.
То есть, первая проблема сложности контроля за деятельностью предприятий жилищно-коммунальной сферы: необходимость финансирования компаний данной сферы и отсутствие в бюджете денег на это.
Действующие сегодня системы государственного и муниципального жилищного контроля не полностью дают возможность решить сложные вопросы сферы ЖКХ.
Утвержденный с 01.03.2005 г. Жилищный кодекс нашей страны и начавшие работать с 01.01.2006 г. Федеральные законы «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» коренным образом изменили правовое положение участников отношений в сфере обслуживания жилья. Роль органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства сейчас — это установление правил, которые регулируют эти отношения.
Иными словами, вторая проблема, которая мешает эффективно осуществлять контроль за предприятиями, работающими в коммунальной сфере — несовершенство законодательства, которое мешает муниципальным властям вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.
Однако, с другой стороны, наблюдается парадоксальная ситуация.
Сегодня является достаточно важным определить ряд основных вопросов с целью развития системы ЖКХ. Например, вопрос: управление многоквартирными домами — это ответственность граждан или нет. С одной стороны, законодательство утверждает, что собственник обязан следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше наблюдается вмешательства муниципальных властей. Это касается лицензирования управляющих компаний, и того, что муниципальные органы власти навязывают тарифы, по которому компания должна обслуживать дома. В таком случае работа коммерческих предприятий жилищно-коммунальной сферы теряет экономическую основу. Они выплачивают штрафы, терпят наказания, без учета того, произвели оплату жильцы за услугу, или нет.
Третья проблема: власти не могут понять: или они область жилищно-коммунального хозяйства целиком «перекраивают» под управление государство, и в таком случае эта сфера будет получать из бюджета дотации. Или же развивают рынок и формируют условия для бизнеса.
Изучение действующего контроля и надзора в области оказания коммунальных услуг, что проводится органами федеральном власти и муниципальными властями, привел к выводу о целесообразности формирования общей системы по контролю и надзору в сфере ЖКХ и координации всех органов власти, кто осуществляет контроль в данной области [3, с. 10].
Большие расстояния, отсутствие дорог и связи между областными центрами и небольшими населенными пунктами — еще одна проблема, которая не дает наладить эффективный контроль за жилищно-коммунальной сферой. В крупных городах за данной сферой следят, надзорные органы работают лучше, чем в провинции, где поселение может составлять несколько сотен человек. Большая территория и разбросанность муниципальных образований не дадут эффективно контролировать рассматриваемую сферу, которую надо срочно модернизировать. Государство говорит, что не будет инвестировать в эту сферу, что надо привлекать бизнес. Однако последний выгоден лишь в крупных городах. В малых поселениях он никогда не выйдет на окупаемость. Проект, окупающийся больше чем пять лет, неинтересен частным инвесторам.
Государство не имеет права уйти от решения данных проблем, необходим полноценный институт развития, государственный орган, что даст гарантии, окажет помощь органам самоуправления в муниципальных образованиях при работе с инвесторами. Необходима системная работа государства в данном направлении, иначе будет только хуже.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства самым эффективным может выступить контроль со стороны собственников жилья ‒ кто потребляет услуги в этой сфере. Но, самоорганизация собственников и пользователей жилья слабая, население сегодня также является наиболее пассивным участником отношений в этой области. Вследствие этого, с одной стороны, все инициативы в рамках организации контроля в области ЖКХ со стороны пользователей услуг, в лице общественных и прочих организаций, которые являются выразителем их интересов, идут не от самих потребителей услуг. Они выдвигаются разными органами власти. С другой стороны, именно тогда, когда в отношении к собственнику применяется некое давление для организации контроля, он все также пребывает в положении инертности, максимум позволяя себе направить обращения в какие-либо инстанции.
Цель формирования системы общественного контроля — оптимизация нагрузки, обрушившаяся на надзорные и контрольные органы в рамках обеспечения населения услугами ЖКХ надлежащего качества.
Также сегодня отмечается тенденция формирования взаимосвязей Региональных центров общественного контроля и контрольных органов в области ЖКХ с помощью формирования Координационных советов по сотрудничеству надзорных, контрольных органов и органов общественного контроля. Данное сотрудничество подразумевает привлечение персонала областных центров к реализации контрольных мероприятий надзорных органов, координацию взаимодействия Центра и органов муниципального жилищного контроля [2, с. 39].
Порядок проведения муниципального жилищного контроля надо установить муниципальным правовым актом, или законом субъекта Российской Федерации, вместе с тем нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в данной области не должны идти в разрез с законами субъекта.
С целью решить проблемы в контроле за ЖКХ на уровне муниципалитетов при организации общественного контроля на законодательном уровне надо установить определенную иерархию, в том числе муниципальные центры общественного контроля, что даст возможность работать прямо на местах. Считаем, в такой структуре будет оптимальным применить возможности Советов многоквартирных домов (далее — МКД), которые непосредственно объединяют собственников жилья. Вместе с тем Совет дома — это официальная общественная организация, которую надо регистрировать не в УК, обслуживающая данный дом, а в муниципальном центре общественного контроля [4, с. 43]. При объединении муниципальный центр общественного контроля и Советы МКД станут инструментами общественного контроля и ключевой формой сотрудничества между собственниками при организации контроля за работой УК.
Посредством системы общественного, государственного и муниципального контроля в ЖКХ есть возможность улучшить конкуренцию в данной области и подстегнуть управляющие компании к предоставлению качественных услуг с помощью упразднения порядка их замены [2, с. 41]. Факты банкротства управляющих компаний или товариществ собственников жилья, как и вступления в «права управления» надо подробным образом изучать, а на руководство УК, которое допустило нарушения законодательства, надо накладывать жесткие меры. Как ожидается, инициировать подобные расследования будут муниципальные центры общественного контроля, если им на законодательном уровне наделят статусом и дадут соответствующие полномочия. Вместе с тем, данные центры общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере стали бы основным центром контроля собственников жилья за положением дел в области.
Считаем, при таком подходе нет надобности в центрах общественного контроля формировать отдельные самостоятельные службы финансового и жилищного контроля, можно использовать возможности муниципальных контрольно-счетных органов и муниципального жилищного контроля. Это сформирует предпосылки для формирования на муниципальном уровне механизма полноценного контроля в области ЖКХ, что будет поддерживаться общением органов контроля государственной власти, местного самоуправления и общественности. Здесь с помощью общения с жильцами МКД будет поддерживаться контроль в области ЖКХ как «сверху», так и «снизу».
То есть, ключевые сложности взаимодействия при проведении контроля в области ЖКХ возможно решить при формировании системы общественного контроля до уровня муниципалитетов и создании законодательной и муниципальной нормативно-правовой поддержки, что будет отвечать интересам владельцев жилья и формировать полномочия контроля общественности за положением дел в рассматриваемой сфере.
При формировании подобного механизма работы, уже скоро можно будет видеть действительное исправление положения дел в ЖКХ, снижение практики неуплаты со стороны коммунальных организаций, и в результате получим стабильную работу сферы и рост качества услуг для конечных пользователей.
Литература:
- Булатова А. И. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет». Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский. Номер: 1 (7) Год: 2014 Страницы: 89–93. УДК: 640.6.
- Зинатуллин А. З. Состояние и перспективы развития сферы ЖКХ. Тип: статья в журнале — материалы конференции Язык: русский. Номер: 1 (7) Год: 2014 Страницы: 10–11.
- Литвинова Е. В., Клычкова Е. И., Говердова В. Н. Пути разрешения конфликтов в сфере ЖКХ. ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса». Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский. Номер: 5 (52) Год: 2014 Страницы: 31–46. DOI: 10.12737/5362 УДК: 332.8.
- Лоскутова О. Н., Кондратова Я. Р. Проблемы ЖКХ: их актуальность и пути решения. Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 625051, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 102. Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский. Номер: 3 (17) Год: 2014 Страницы: 103–106. УДК: 332.8.
- Хайруллина В. Г., Шакирова С. М. Системный подход к решению проблем в сфере ЖКХ. ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский. Номер: 1 (7) Год: 2014 Страницы: 42–45. УДК: 332.87.
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.minstroyrf.ru/about/d/departament-zhilishchno-kommunalnogo-khozyaystva/ (дата обращения: 14.03.2017).