В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой. Обобщается практический опыт использования информационных технологий при управлении транспортными системами зарубежных городов. Авторами предложены конкретные прикладные решения.
Ключевые слова: транспортная система, умный город, информационные технологии, структура транспортной системы, модернизация, управление транспортной системой
This article examines the problems and opportunities of the city of Krasnodar to modernize and improve the urban transport system. The necessity of modern information technologies for managing and using the transport system is justified. The practical experience of using information technologies in the management of transport systems of foreign cities is generalized. The author proposed specific application solutions.
Keywords: transport system, smart city, information technology, transport system structure, modernization, transport management system
В связи с возрастающей ролью информационных технологий в жизни общества, все больше прикладных решений используется в управлении городом. В последнее время появился новый термин, характеризующий подобный уклад жизни — «Умный город».
Умный город — это особое устройство взаимодействующих между собой систем, к составляющим которых относятся высокоскоростные оптические, сенсорные, проводные и беспроводные сети [1].
Традиционные методы городского правления и планирования стремительно устаревают, не успевая за ростом города и ускорением темпа его жизнедеятельности. «Умные» же города ведут постоянный мониторинг объектов инфраструктуры, различных экономических и социальных показателей для быстрого реагирования на возникшую проблему или для ее предупреждения.
Многие зарубежные мегаполисы с успехом внедрили и используют модели «умного города». Например, Нью-Йорк, Шанхай, Сингапур, Амстердам, Токио и другие. Причем концепции «умных городов» могут отличаться. Если в одном городе главной целью является усиление экологической устойчивости, то основной задачей другого проекта может быть оптимизация транспортной структуры.
Как отмечает Э. Л. Глейзер: «...некоторые люди никогда не захотят жить в городе. Но намного больше людей живет за пределами городов из-за допущенных нашим обществом ошибок. Мы должны не принуждать города к росту, а устранять барьеры, которые искусственно сдерживают цветение городской жизни». [2, с. 77].
Одним из важнейших элементов «умного города» является транспортная система. В современных условиях постоянно растущего количество автомобилей и усложнения транспортной ситуации в черте города нельзя не отметить значительную роль транспортной системы в становлении современного Краснодара.
- Столица Кубани сталкивается со всеми проблемами современного города. Это и сложная транспортная ситуация, и проблема зеленых зон, и стихийная застройка многоэтажными зданиями. По мнению Хосе Асебильо, город состоит из трех основных подсистем: транспортной, строительно-архитектурной и человеческой. А урбанистический метаболизм — это то же самое, что метаболизм живого организма. Контролировать метаболизм можно на уровне трех подсистем — это транспорт, деятельность людей и создание окружающей среды [3].
В Краснодаре, как и в любом крупном городе важными точками являются: аэропорт, вокзалы, мосты, различные транспортные узлы. Но, начиная оптимизацию транспортного потока, необходимо помнить, что самое важное в «умном городе» — это развитие общественных пространств, таких как набережная реки Кубань, дендрарий, Театральная площадь, различные парки и т. д.
Необходимо задуматься о создании интеллектуальной системы управления транспортными потоками. Безусловно, на это потребуется крупное финансирование, но и эффект от внедрения подобной системы будет масштабным.
Один из многих элементов вышеупомянутой системы — электронное табло, размещаемое на остановочных пунктах. Казалось бы, это уже давно не новая форма подачи информации, а крайне необходимая и широко распространенная в развитых городах. В Сеуле более 300 остановочных пунктов оборудованы терминалами, которые по беспроводной связи обмениваются информацией с 9300 автобусами. В автобусах установлены приемники GPS и модемы для беспроводного интернета. Пассажиры могут видеть на табло всю информацию об интересующим их маршруте, реальное местоположение транспорта [4]. Также необходимой функцией при передвижении на общественном транспорте является возможность просмотра интересующих маршрутов движения в режиме реального времени. Несмотря на то, что подобные сервисы уже есть (Tram23.ru и др.), остаются проблемы с их использованием: это и долгое время загрузки участка карты, неудобный и возможные ошибки при отображении направления движения транспорта и так же неширокая осведомленность населения о подобных мобильных приложениях и сайтах.
Также важно модернизировать не только процессы управления или усовершенствовать механизм пользования, но и необходимо придать современный информационный облик такому важному элементу как средство передвижения — троллейбусу, трамваю и автобусу.
Рис. 1. Пример оборудования троллейбуса
Установка терминалов оплаты парковок — это еще один шаг на пути к улучшению транспортной подсистемы города. Однако, остается еще много вопросов по фактической реализации данного проекта, как то: технические проблемы функционирования терминалов, контроль оплаты и др.
- Для центральных улиц, пользующихся большой популярностью, можно использовать зарубежный опыт. В ночные часы, когда дороги пустуют и по ним передвигаются автомобили с нарушением скоростного режима, можно разработать подобие итальянской системы Safety Tutor. Основной функцией системы является определение средней скорости на участках дороги, система может работать в любых погодных условиях. Определяя среднюю скорость авто на длинных дистанциях, система «запоминает» тех, чья скорость оказалась выше допустимой. Уже будет недостаточно просто снижать скорость непосредственно перед камерой, необходимо будет постоянно следить за соблюдением скоростного режима [5]. За первые 12 месяцев работы этой системы в Италии коэффициент смертности снизился на 51 %, аварийность с травмами на 27 %.
Днем можно перенять опыт Сингапура с его Системой электронной оплаты проезда (Electronic road princing, ERP). Все крупные дороги оборудованы специальными «арками», которые отслеживают въезжающих и выезжающих на конкретную дорогу. Согласно правительственному сайту Сингапура, многие машины оборудованы специальными устройствами к кэш-картами, и при проезде через арку ERP с карты списывается определенная сумма. Если такой карты нет, то система фотографирует номер и отправляет счет по адресу. В зависимости от напряженности автомобильного потока сумма проезда может разниться. Во время пробок нужно заплатить некоторую сумму, если хочешь присоединиться к и так плотному потоку машин, если же дорога свободна или загружена незначительно — автомобиль может проехать по ней совершенно бесплатно. Тарифы на проезд могут менять с интервалом до 10 минут. И, как принято, вся эта информация доступна онлайн для удобства составления маршрута [6]. В Риме, например, эту идею реализуют менее современно: до сих пор существует система лицензий на передвижение по историческому центру на личном автомобиле.
В рамках единой системы «умного» города можно реализовать множество проектов. Это и приложение Street Bump, фиксирующее ямы в дорожном полотне в реальном времени, посредством смартфонов социально активных граждан и направляющее информацию в дорожные службы с точными координатами. Также можно использовать автоматическую фото- и видео-фиксацию блокирования перекрестка автомобилями после включения красного сигнала светофора. Водители, не желающим оплачивать штрафы, придется учиться более обдуманной езде, а транспортный поток станет более слаженным. Также камеры могут помочь при фиксации таких нарушений как поворот в запрещенном месте, езда по обочине и выезд на встречную полосу движения.
Все эти меры не только снизят аварийность, но и будут приносить дополнительный доход муниципальному бюджету.
Нельзя не упомянуть о необходимости приложений для смартфонов, которые могут быть использованы жителями города в течение дня. Часто возникают ситуации, когда есть желание помочь сотрудникам ГИБДД в наказании нарушителя, но т. к. отсутствует простая система обратной связи, то львиная доля нарушений так и остается поводов для недовольства жителей Краснодара, а ведь при правильном подходе местный бюджет мог бы получать дополнительные поступления. Мало у кого из граждан есть желание тратить личное время дома у компьютера отправляя жалобы в ГИБДД, но если бы была возможность жаловаться, просто отправив фото с телефона в удобном приложении, можно только представить, насколько бы возросла активность населения в этом вопросе.
Заключение.
Можно отметить, что несмотря на все существующие проблемы и противоречия транспортной системы г. Краснодара, она вполне жизнеспособна и ее модернизация достаточно результативна. Но в это же время значительная часть инновационных планов по внедрению изменений, содержащих в своей основе нововведения, либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше пользы, чем планировалось. Многие инициативы так и остаются на стадии рассмотрения, другие же не получают необходимой поддержки в применении на практике.
Проанализировав текущую ситуацию и изучив последние изменения, можно сделать вывод, что административный аппарат г. Краснодара положительно воспринимает инновации и зачастую удачно их реализует. Учитывая это, можно прийти к заключению, что положительная динамика изменения транспортной системы города приведет к ее автоматизации и созданию сложной интеллектуальной системы, способной решать острые проблемы или даже предвосхищать их.
Литература:
- Гусман С. Редакционная статья // Itu.int: Журнал «Новости МСЭ» № 2, 2016. URL: http://www.itu.int/en/itunews/Documents/2016–02/2016_ITUNews02-ru.pdf (дата обращения 10.03.2017).
- Глейзер Э. Л. Триумф города: как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее // Экон. социология. 2013. Т. 14, № 4.77 с.
- Хосе Асебильо Прямая речь: Бывший главный архитектор Барселоны — о трансформации старого центра и крупных городов // The-village.ru: новостной сайт. 16.07.2012. URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/114559-lektsiya-hose-asebilo-eks-glavnyy-arhitektor-barselony (дата обращения 15.02.2017).
- http://www.forbes.ru/sobytiya/avtomobili/78131-umnyi-gorod-protiv-transportnyh-problem про электронные табло.
- Журнал Форбс // информационная статья. 29.12.2011. URL: https://www.autostrade.it/en/tecnologia-sicurezza/sicurezza/tutor (дата обращения 20.02.2017).
- Сайт информационной системы г. Сингапура // Ita.gov: 30.09.2016. URL: https://www.lta.gov.sg/content/ltaweb/en/roads-and-motoring/managing-traffic-and-congestion/electronic-road-pricing-erp.html (дата обращения 01.03.2017)
- Guzman S. 2016. Editorial article. Itu.int: Journal of ITU News № 2, Available at: http://www.itu.int/en/itunews/Documents/2016–02/2016_ITUNews02-en.pdf
- Glazer E. L. 2013. Triumph of the city: how our greatest invention makes us richer, smarter, greener, healthier and happier, Ekon. sociology. Vol. 14, № 4. 77 p.
- Jose Acebillo. 2012. Direct speech: Former chief architect of Barcelona — about the transformation of the old center and large cities, The-village.ru: news site. 16.07.2012. Available at: http://www.the-village.ru/village/city/city/114559-lektsiya-hose-asebilo-eks-glavnyy-arhitektor-barselony
- Smart city against transportation problems. 2011. Available at: http://www.forbes.ru/sobytiya/avtomobili/78131-umnyi-gorod-protiv-transportnyh-problem
- Forbes Magazine // information article. 12/29/2011. URL: https://www.autostrade.it/en/tecnologia-sicurezza/sicurezza/tutor (date of circulation February 20, 2017).
- The site of the information system of Singapore // Ita.gov: 30.09.2016. URL: https://www.lta.gov.sg/content/ltaweb/en/roads-and-motoring/managing-traffic-and-congestion/electronic-road-pricing-erp.html (circulation date 01/03/2017)