Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной образовательной программы.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Время, отводимое на реализацию программы коррекционного курса «Логопедические занятия», определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР, в рамках количества часов, выделяемых Стандартом на реализацию коррекционно-развивающей области. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Стандарт чётко определяет основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Логопедические занятия»: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Программы коррекционного курса «Логопедические занятия» по требованию Стандарта должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики коррекционного курса;
2) общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места курса в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса;
5) содержание коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Ниже приведен примерный алгоритм написания программы коррекционного курса «Логопедические занятия» для группы обучающихся по результатам первичной диагностики.
«Пояснительная записка». В ней даётся характеристика группы обучающихся по результатам первичной диагностики: конкретное описание проблем, на решение которых направлена программа. Ставится цель программы (коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи и (или) формировании навыков вербальной коммуникации). Далее формулируются задачи программы в виде конкретных умений и навыков, определяющих пути достижения цели участниками занятий.
«Характеристика коррекционного курса». Данный раздел включает сроки и этапы реализации программы, систему условий реализации программы (структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия; методы, используемые при реализации программы; описание конкретных используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария; систему организации контроля за реализацией программы), описание места курса в учебном плане.
«Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса». Планируемые результаты реализации программы включают описание промежуточных и итоговых результатов, описанных в виде конкретных умений и навыков, компетенций обучающихся.
«Содержание коррекционного курса». В разделе приводится краткое содержание программы и распределение количества часов по разделам и темам. Так же возможно описание формы контроля усвоения материала. Содержание курса можно представить в виде таблицы:
Таблица 1
№ |
Наименование раздела итем |
Содержание |
Форма контроля |
Всего часов |
1. |
- |
- |
- |
- |
«Тематическое планирование». Тематическое планирование раскрывает последовательность изучения содержания программы и распределение количества учебных часов по разделам и темам. Данный раздел удобно оформить таблицей, имеющей следующие графы:
Таблица 2
№ |
Тема занятия |
Задачи занятия |
Содержание |
Оборудование |
Деятельность обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
«Материально-техническое обеспечение». Здесь приводится описание оборудования и инструментов, основной и дополнительной литературы, которые педагог планирует использовать для реализации программы.
По итогам работы, в конце года, проводится повторное обследование обучающихся для проверки эффективности программы коррекционного курса.