Вданной статье представлен один из способов обучения младших школьников при помощи опоры на визуальные образы. В качестве примера представлены фрагменты работы учащихся 2 класса по составлению объектов инфографики на уроках русского языка и литературного чтения.
Ключевые слова: инфографика, визуализация, младший школьник
The article presents one of the ways of teaching primary schoolchildren using visual images as supporting materials. As an example, the article contains samples of infographics created by 8–9-year-old students in Russian and Literary Reading classrooms.
Key words: infographics, visualization, primary school student
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, которые изменяют жизнь людей коренным образом. В связи с этим человек, получающий образование, не успевает усваивать опыт предыдущих поколений с той скоростью, которая требуется. Следовательно, должна меняться, и меняется основная цель современного образования.
Стратегическая цель государственной политики в области образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [4]. В связи с этим повышаются требования к обеспечению качества подготовки выпускника вуза в аспекте реализации профессионального стандарта [7].
ФГОС НОО направлен на достижение результатов образования как системообразующего компонента, и развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся [8].
Приоритетной целью начального образования становится развитие у учащихся способностей самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Для реализации основных целей образования в своей работе педагог опирается на Концепцию развития универсальных учебных действий, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода коллективом авторов под руководством А. Г. Асмолова [1].
В Концепции внимание акцентируется на активности самого обучающегося, и предполагается передача знаний не в готовом виде, а построении самими учащимися в процессе познавательной деятельности.
Задача развития универсальных учебных действий достигается путем сознательного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Этот новый подход к интерпретации требований к результатам начального общего образования и конкретизируется в Концепции развития универсальных учебных действий [5].
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Остановимся на характеристике познавательных универсальных учебных действий (УУД), которые, по нашему мнению, имеют особое значение для младших школьников, так как именно их становления лежит в основе результативности образования человека в целом.
Познавательные УУД, включающие общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы — задачи. Познавательные УУД, у младших школьников можно развивать с помощью современных технологий, использование которых будет способствовать развитию логического мышления детей.
Одним из современных методов обучения при помощи опоры на визуальные образы является инфографика. О её использовании пишет Ермолаева Ж. Е. и др. [2].
С. В Селеменов рассматривает инфографику как некую наглядную конструкцию (НК): «НК — графический результат обработки большого количества сведений, подаваемый в электронной форме» [6].
Одним из родоначальников современной инфографики считается Э. Тафти, который создал концепцию, а также впечатляющую коллекцию инфографики. Именно Тафти определил пути использования инфографики в современной образовательной практике как эффективного инструмента информирования.
Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием. Задача педагога при работе с инфографикой, это, прежде всего, вызвать эмоции и передать суть рассматриваемого предмета, явления, процесса через визуальный образ, тем самым привлекая внимание ученика к нужному объекту, к важной проблеме, помочь ученику творчески представить результаты своего собственного исследования. При этом ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает мышление. В процессе создания инфографики у детей появляются навыки работы в команде. В ходе выполнения задания проверяются навыки грамотного поиска в сети Интернет и умения делиться информацией.
Существуют различные жанры инфографики: это может быть и инструкция, и информационный плакат, и памятка, и статистические исследования, и путеводители.
В условиях начальной школыинфографику можно использовать не только в точных науках, когда правила формируются в виде таблиц, но и в других дисциплинах.
Интересными получаются уроки с использованием инфографики: она упрощает процесс восприятия школьника именно особенностями представления информационной составляющей.
При проведении уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе мы создавали объекты инфографики специально для объяснения нового материала, организации работы по развитию речи, обобщения изученного на одном уроке и по теме. При этом мы пользовались возможностями сервисов easel.ly и piktochart.com.
Приведем пример инфографики, разработанной на уроке литературы по теме: сказка «Теремок» вместе с учащимися второго класса на основе использования сервиса easel.ly.
Сначала учащиеся прочитали сказку и определили идею создания объектов инфографики. Школьники решили, что им нужно изобразить сам теремок, а потом начать заселять его героями в порядке их появления по сценарию сказки (рис.1).
Рис.1 Пример создания объектов инфографики
После того, как мы определили идею, сформулировали проблему, которая будет отражена в инфографике (медведь пришел и сломал теремок), учащиеся предложили варианты изображения взаимодействия объектов инфографики (использование стрелок) (рис. 2).
Рис. 2. Изображения взаимодействия объектов инфографики
Главной целью созданного нами изображения явился визуальный показ сказки «Теремок». Использование такого метода на уроке литературного чтения помогает учащимся составить план сказки и пересказать её без затруднений. Такой способ представления информации можно рекомендовать к использованию при работе с детьми, имеющими недостатки речевого развития.
Полезной будет инфографика также для развития языкового чутья младших школьников [3], поскольку создание различных объектов самими учащимися будет способствовать включению в деятельность всех психических процессов ребёнка.
Таким образом, применяя инфографику на уроках, мы не только идем в ногу со временем, но и делаем наши уроки более наглядными, красочными, что помогает нашим ученикам быстрее усваивать новый материал и смелее ориентироваться в многообразии окружающего мира.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя. 5-е издание. — М.: Просвещение, 2014.
- Ермолаева Ж. Е. и др. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. — 2014. — № 11. — 45 с.
- Колесникова Т. М. Опора на языковое чутье при обучении русскому языку в начальных классах. – Дис. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук / Москва, 1999. — 167 с.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р/ [Электронный ресурс] — Реཾжཾиཾм достуཾпཾа: http://www.consultant.ru/document/ дата обращения 17.02.2017.
- Осипова Н. В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. — 2010. — № 10 — С. 15–22.
- Селеменев С. В. Школьная инфографика // Образование в современной школе. 2010. № 2. С. 34–42.
- Слизкова Е. В., Колесникова Т.М Качество подготовки выпускника вуза в аспекте реализации профессионального стандарта. /В сб.: XXV Ершовские чтения. — Межвузовский сборник научных статей. /Отв. ред. Л. В. Ведерникова. — 2015. — С. 172–173.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009. № 373. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф / дата обращения 11.01.2017.