В статье раскрываются некоторые аспекты организации и проведения педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния этики и этикета делового общения на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации. Опираясь на полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента данные, автор формулирует общие рекомендации по корректировке особенностей делового общения руководителя при взаимодействии с педагогическим коллективом образовательной организации.
Ключевые слова: менеджер сферы образования, этикет делового общения, этика, руководитель дошкольной образовательной организации
Этика и этикет имеют большое значение в деятельности любого специалиста, особенно это важно для профессий типа «Человек-человек». Образование всегда играло особую роль в развитии общества. Именно те, кто работает в этой сфере, являются своеобразным «эталоном» для других, в том числе и в отношении норм и правил общения, взаимодействия [1,5].
Считаем, что сегодня как никогда, современному руководителю требуется умение общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения) для более эффективного решения управленческих целей и задач. Не смотря на наличие целого ряда работ в области этики делового общения, в методической и педагогической литературе практические аспекты осуществления данного процесса при управлении педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации не нашли достаточного отражения.
На наш взгляд, при этом необходимо учитывать специфику управляемого трудового коллектива. (Основной и наиболее значимой особенностью дошкольного образовательного учреждения является то, что взаимопонимания, взаимоотношения, которые в нем существуют, переносятся и на детей.)
С целью проверки выдвинутого предположения о том, что этикет и этика делового общения в деятельности современного руководителя дошкольной образовательной организацией влияет на эффективность управления педагогическим коллективом, нами был проведен педагогический эксперимент.
База исследования — один из детских садов города Арзамаса Нижегородской области. На констатирующем этапе эксперимента нами были использованы такие методы как:
‒ наблюдение;
‒ беседа с педагогическим коллективом;
‒ тестирование педагогического коллектива и руководителя образовательной организации;
‒ анкетирование педагогов детского сада.
С целью изучения эффективности управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации мы выявляли уровень его развития. Считаем, что высокий уровень свидетельствует о высокой эффективности управления и наоборот — низкий позволяет охарактеризовать эффективность управления как низкую.
Проведенное тестирование показало, что среднее значение общей оценки уровня развития коллектива (около 400 при идеале 650 баллов) значительно выше среднего показателя. По мнению руководителя, к наиболее сильным сторонам педагогического коллектива можно отнести: ориентированность коллектива на текущие достижения и единство ориентации. Несомненно — это свидетельствует о положительном развитии коллектива в целом. Однако, такие показатели как: ориентированность коллектива на саморазвитие и включенность членов коллектива в управление — имеют более низкие значения, поэтому нуждаются в дополнительном изучении. Это может быть связано с недостатками в системе стимулирования различных профессиональных достижений педагогов, слабой ориентацией на участие в мероприятиях по повышению квалификации.
Также нами была разработана анкета, которая позволяет уточнить особенности этикета делового общения в деятельности руководителя данной дошкольной образовательной организации. В анкетировании участвовали 20 человек.
Ответы на первый вопрос анкеты (о стиле общения руководителя) позволили констатировать, что у данного руководителя преобладают стили общения — общение-дистанция и общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В педагогическом стиле руководства присутствуют черты как авторитарного, так и демократического. Руководитель образовательной организации энергичен, решительно преодолевает трудности, быстро принимает решения, по заслугам хвалит или ругает. При этом иногда командует (слишком категоричен), а иногда — советует. Руководитель чаще всего использует традиционные формы делового общения: деловую беседу и педсовет.
Следующий вопрос, предложенный педагогам: как Вы можете охарактеризовать речь руководителя? При этом педагогам было предложено проранжировать по степени значимости пять качеств (грамотность; точность; логичность; выразительность; богатство). Отвечая на вопрос о профессиональной речи руководителя, педагоги отметили грамотность и логичность.
Большинство педагогов не испытывают затруднения в профессиональном общении, однако проявили интерес к основам этикета педагогического общения и дельнейшему профессиональному совершенствованию в этой области через курсы повышения квалификации и самообразование.
В процессе анализа норм и правил этикета делового общения, соблюдаемых руководителем, нами были выделены достоинства и недостатки, в частности, можно сделать вывод, что руководителю дошкольного учреждения следует обращать внимание на:
‒ необходимость более детального изучения основ делового этикета;
‒ целенаправленное использование элементов делового этикета с целью позитивного влияния на развитие трудового коллектива;
‒ необходимость быть гибче в оценках других людей, учитывать мотивы и обстоятельства их действий.
Опираясь на полученные данные, и учитывая точку зрения ведущих психологов и педагогов [1,2,3,4,6], нами были сформулированы некоторые общие рекомендации, которые позволят, на наш взгляд, совершенствовать процесс управления педагогическим коллективом образовательной организации на основе самокорректировки руководителем этики делового общения и участия в инициированных им же тематических мероприятиях (круглых столах, тренингах общения, семинарах и т. д.) для работников ДОО.
Особое внимание следует обратить на умение слушать партнера. Когда человек чувствует искреннюю заинтересованность собеседника в решении его вопросов, тогда он готов к сотрудничеству.
Выработанное умение слушать позволяет:
‒ лучше разбираться в том, что говорит или что утверждает собеседник;
‒ предотвращать возможные межличностные конфликты;
‒ определять, что стоит за высказыванием партнера;
‒ формировать у собеседника уверенность в надежности руководителя;
‒ повышать степень доверия к себе собеседника;
‒ повышать эффективность совместной деятельности.
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа руководителя будет также способствовать следующее:
‒ в общении с подчиненными необходимо признавать право на иную (отличную от собственной) точку зрения, которая определяет его индивидуальность. При этом следует объективно оценивать аргументы, которые приводит оппонент в доказательство своего мнения, если они не противоречат общепринятым нормам;
‒ быть гибче в оценках других людей, учитывать объективные и субъективные обстоятельства, личностные особенности, которые обусловливают поведение и поступки педагогов, мотивы их действий;
‒ не использовать себя в качестве эталона для оценки суждений, вкусов, взглядов, поступков других людей, если это не связано с профессиональной деятельностью. Однако, именно руководитель должен «задавать тон», норму общения, ненавязчиво «формируя» этикет и этику педагогического взаимодействия;
‒ научиться «фиксировать» степень приятия-неприятия оппонента (педагога), не переносить личностное отношение в сферу профессиональную, что позволит более обдуманно реагировать на проблемную ситуацию. Психологи рекомендуют анализировать и осознавать причины неприятия или дискомфорта при общении и только после этого вырабатывать тактику (уместный вариант) дальнейших взаимоотношений и профессионального общения.
Итак, умение общаться с коллегами, умение слушать, понимание психологии другого человека, интересов «другой стороны» можно считать одним из определяющих факторов эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Андреев И. А. Этика деловых отношений / И. А. Андреев. — Санкт-Петербург: «Вектор», 2005. — 370с.
- Кузнецов В. А. Деловое общение в педагогическом коллективе / В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2013. — № 3(9). — С. 56–62
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989–216 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 279 с.
- Реан А. А., Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с
- Управление человеческими ресурсами: учеб. / М. И. Соколова, А. Г. Дементьева. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 240 с.