В статье представлены результаты изучения влияния использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад.
Ключевые слова: гибкость, игровой стретчинг, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста 6–7 лет
Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения
Торквато Тассо
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физического воспитания детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью. Как правило, это различные направления гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы, фитбол-гимнастика, специально подобранные комплексы физических упражнений для профилактики нарушения осанки и свода стопы, гимнастика для профилактики нарушения зрения, упражнения с использованием самомассажа и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение жизненного тонуса и функциональных возможностей ребёнка дошкольного возраста.
С каждым годом растёт количество часто болеющих детей, а также страдающих сердечно-сосудистых заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата, координации движений. Все движения выполняются благодаря подвижности в позвоночнике и суставах организма ребенка. Отсутствие или недостаточность этой подвижности снижает уровень силы, негативно влияет на скоростные и координационные способности, зачастую является причиной повреждения мышц и связок.
Для воспитания двигательных качеств и физического состояния детей, гибкость имеет особое значение, так как целенаправленное влияние на ее уровень ограничено возрастными рамками.
Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять. Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются [2, с. 150–151].
Начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6–7 лет. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой. Как правило, подвижность крупных суставов планомерно увеличивается до 13–14 лет, а к 16–17 годам стабилизируется. Поэтому, чтобы сохранить природную гибкость ребенка, специальные занятия нужно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, в противном случае пластичность тела неизбежно будет снижаться.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, а, следовательно, совершенствования всех основных движений и физических качеств, одним из которых и является гибкость.
Автором, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга является Назарова А. Г. По её мнению, игровой стретчинг — это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине, проводимые с детьми в игровой форме [3, с. 3].
Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Занятия стретчингом — это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение [1, с. 26].
Перед данным исследованием были поставлены следующие задачи:
− подобрать и апробировать систему работы с использованием игрового стретчинга, направленную на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста;
− выявить эффективность использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование педагогов дошкольного образовательного учреждения, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Эксперимент проводился в ГБДОУ детский сад № 69 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В нем приняло участие группа детей в возрасте 6–7 лет.
Для определения уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни было проведено педагогическое тестирование, для исследования из всего многообразия тестов были отобраны информативные и наиболее доступные, не требующие дополнительного оборудования — тесты:
Диагностика № 1.
Тест № 1. Подвижность плечевого сустава. ИП: ноги в свободной позиции (на ширине плеч), увести руки за спину и сцепить в замок, выпрямить в локтях и, не наклоняя корпус вперед, начать поднимать вверх.
− низкий уровень: руки не выпрямлены в локтях и практически не поднимаются вверх;
− средний уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 45 градусов от спины;
− высокий уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 90 и больше градусов.
Тест № 2. Подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц спины. ИП: позиция — сидя на полу, ноги сведены вместе. Действие — наклониться вперед и достать руками до пальцев ног.
− низкий уровень: ноги не выпрямлены полностью в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, а руки не достают до пальцев ног;
− средний уровень: ноги выпрямлены в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, но руки с трудом дотягиваются до пальцев ног;
− высокий уровень: ноги выпрямлены полностью в коленях, спина прямая, корпус касается ног, а руки достают до пальцев ног.
Тест № 3. Эластичность мышц ног. Упражнение: продольный и поперечный шпагаты.
− низкий уровень: ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция;
− средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола;
− высокий уровень: ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола.
Условные обозначения: В — высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
Итоговый уровень определяется по результатам всех трех заданий: Высокий — если три «В», Низкий — если три «Н», два «Н» и одна «С» Средний — все остальные варианты
Диагностика 2 — наклон вперед из седа с вытянутыми руками вперед (замеряется кол-во см) (по Ляху В.И). Тест позволяет оценить гибкость, подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. Процедура тестирования: на полу проводятся две прямые перпендикулярные пересекающиеся линии. Ребенок садиться (без обуви) со стороны, так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20–30 см. Ступни стоят вертикально. Руки вперед ладонями вниз. Педагог прижимает колени ребенка к полу, не позволяет сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон — зачетный, выполняется за 5 секунд. Результат зачитывается по кончикам пальчиков рук, он может быть с результатом + и — точность до 1 см.
Педагогический эксперимент длился в течении трех месяцев и состоял из трех этапов:
Констатирующего — на этом этапе была проведена первичная диагностика и мониторинг уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни.
Формирующего — проведение занятий с применением упражнений с использованием игрового стретчинга.
Контрольного — на этом этапе была осуществлена повторная диагностика и мониторинг уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни. Подведение итогов.
Результаты проведенного исследования по выявлению уровня развития гибкости показали, что у большинства детей низкий и средний уровень развития гибкости. В соответствии с этим, нами был подобран и апробирован комплекс занятий по развитию гибкости с использованием игрового стретчинга (комплексы занятий заимствованы у Назаровой А. Г.).
Занятия проводились во второй половине дня в физкультурном зале, дети занимались на ковриках, одежда облегченная, без обуви (в носках), продолжительность занятий 30 минут (из этого времени подготовительная часть-5 минут, основная часть -15–20 минут, заключительная часть — 5 минут, два раза в неделю в течении трех месяцев.
Структура занятий, состояла из трех частей:
1) Первая часть (вводная) занятия является подготовительной, целью которой является разогрев тела и общая разминка;
2) Вторая часть (основная) включает в себя комплекс упражнений на развитие гибкости;
3) Третья часть (заключительная) представляет собой подвижные, малоподвижные, музыкально — ритмические игры.
На контрольном этапе эксперимента, с целью получения информации о результатах исследования были проведены повторные диагностики уровня развития гибкости.
Для определения эффективности использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни мы составили гистограмму, в которой провели сравнительный анализ исходных и конечных результатов диагностики.
Рис. 1.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента выявил положительные изменения, произошедшие в уровне развития гибкости старших дошкольников.
Также мы провели контрольное тестирование уровня развития гибкости в тесте на подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. По результатам первичного и контрольного тестирования, мы решили определить достоверность различий по t-критерию Стьюдента (для зависимых выборок), т. е. выявить достоверность подобранной системы занятий игровым стретчингом в развитии гибкости.
Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:
где Мd — средняя арифметическая разностей показателей, измеренных до и после, σd — среднее квадратическое отклонение разностей показателей, n — число исследуемых.
Среднее значение признака до эксперимента составляет 5.267±0.696
Среднее значение признака после эксперимента составляет 7.200±0.656
Число степеней свободы (f) равно 14
Парный t-критерий Стьюдента равен 12.186
Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.145. t набл.> t крит., изменения признака статистически значимы (p<0,05).
Анализ первоначальных данных и конечных результатов показал, что среднее значение всех показателей увеличились. Среднее значение стало выше на 35,8 %. Определив достоверность различий по t-критерию Стьюдента средних величин, выяснилось, что различия достоверны (t = 2.1)
Экспериментальная апробация комплексов физических упражнений по развитию гибкости у детей 7 года жизни с использованием игрового стретчинга показала, что у всех детей улучшились результаты и отмечена положительная динамика.
При вычислении значений достоверности различий по t-критерию Стьюдента, вычисленное значение по развитию гибкости средством игрового стретчинга, выше граничного, что говорит нам о достоверности различий между первичным и контрольным тестированием, что позволяет нам сказать об эффективности подобранной методики, для благоприятного развития гибкости.
Литература:
- Актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения [Электронный ресурс]/ Издательство «Мир науки». — Электрон. текст. данн. (2,37 Мб.). — Уфа: Издательство «Мир науки», 2016. — 1 оптический компакт-диск (CD-ROM).
- Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры. Курс лекций /И. В. Еркомайшвили — Екатеринбург, 2011. — 191 с.
- Назарова А. Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми / А. Г. Назарова — СПб, 2010–35 с.