В статье рассматриваются возможности применения межпредметных связей специальных дисциплин и физической культуры в процессе подготовки будущих представителей творческой профессии «актер».
Ключевые слова: пластическая подготовка, физическая подготовка, профессионально-прикладная подготовка, студенты
Основной задачей, стоящей перед высшей школой, является качественная подготовка выпускаемых специалистов. Одной из форм реализации этой задачи служит выявление новых взаимосвязей между изучаемыми дисциплинами. Данной проблеме, применительно к КазНАИ имени Т. К. Жургенова, посвящена наша работа.
«...Оказывается на практике бесспорным, что актер, в совершенстве владеющий своим телом, и сочетающий это с мыслью, эмоциями, переживаниями и психологическими тонкостями игры, был куда более вооружен силой выразительных средств, чем актер, освоивший только технику диалога, переживаний, словоговорений и прочих психологических элементов на сцене. Тело и его физическая подготовка являются уязвимым местом для многих актеров» [1].
В настоящее время вопросом пластической подготовки студентов занимаются на уроках по сценическому движению и частично на занятиях по хореографии и танцу. Но этих занятий для студентов, несомненно, мало, что вытекает из их очень слабой физической подготовки. Без сомнения, это поправимо, но требует определенного дополнительного времени для соответствующих тренировок. Так, например, такое необходимое актеру качество, как гибкость, необходимо развивать ежедневно, а в отдельных случаях и по два раза в день, в то время как занятия по сценическому движению проходят один раз в неделю. Недостаточное развитие гибкости мешает студенту в овладении такими предметами, как сценическое движение, хореография, танец, что в свою очередь отражается на обучении актерскому мастерству. Точно так же обстоит дело и с развитием подвижности суставов, для совершенствования которого необходима специальная работа.
Таким образом, можно сказать, что ввиду плохой физической подготовки поступающих студентов на занятиях по сценическому движению невозможно решить всех вопросов пластического развития актера.
«...Лишая свое тело выразительности, он (актер) значительно обедняет создаваемый образ. Актер, владеющий своим телом, достигает яркости движений, жестов; у него значительно больший простор творческой фантазии, так как в его сознании возникает образ, наделенный конкретно индивидуальными пластическими качествами; ему чужда бесформенность, он ощущает ее физически» [2].
На занятиях по физическому воспитанию так же невозможно решить все эти вопросы, так как они дают в основном только общую и специальную физическую подготовку.
«Оказалось, что для выполнения сложных движенческих задач актеру нужна не только общая физическая подготовленность, но эта подготовленность должна иметь специальную направленность» [3].
Исходя из вышесказанного, вопрос пластической выразительности актера можно решить путем проведения занятий по физическому воспитанию, носящих специальную направленность, с акцентом на развитие пластических качеств.
Эти занятия должны проводиться в контакте с кафедрой «Мастерство актера», учитывая ее замечания и пожелания.
Основной формой организации педагогического процесса по физическому воспитанию студентов в ВУЗе является урок. Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие в подготовке всесторонне развитых специалистов.
Курс физического воспитания предусматривает комплексное решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, в частности психофизическую подготовку студентов к предстоящей деятельности с учетом специфики будущей профессии.
Профессионально-прикладная физическая подготовка, как составная часть процесса физического воспитания студентов, проводится на всех факультетах вузов с целью подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.
О том, что физическая подготовка нужна актеру, знают все, еще К.С. Станиславский писал:
«…Зависимость телесной жизни артиста на сцене, от духовной его жизни, особенно важна именно в нашем направлении искусства. Вот почему артист нашего толка должен гораздо больше, чем в других направлениях искусства позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувств» [4].
Мысль, высказанная Станиславским К.С., была поддержана его учениками.
«...В умении использовать этот материал (собственное тело) и заключается высшая техника актера. Без виртуозного овладения этой техникой, без необходимого в этой области свободного мастерства все самые блестящие замыслы актера, все самые вдохновенные и смелые внутренние образы его заранее обречены на гибель» [5].
Он не только пишет о необходимости совершенного владения своим телом, но и пытается доказать это на практике. На занятиях в камерном театре он впервые вводит акробатику и жонглирование, что вызвало насмешки и издевательства со стороны окружающих. Но уже первые постановки, имевшие большой успех, доказали правильность его мыслей.
Еще «дальше», в плане подготовки актера, «пошел» другой ученик К.С. Станиславского — В.Э. Мейерхольд. В целях пластической подготовки актера он создает систему физических упражнений, получившую название «биомеханика». Он писал:
«...Тело актера должно стать идеальным инструментом в руках самого актера. Актер должен упорно совершенствовать культуру телесной выразительности, развить ощущение собственного тела в пространстве» [6].
К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд преследовали одну цель: они хотели избавить актера от бесконтрольного мышечного напряжения, дать ему свободу: сценического самочувствия, научить его управлять «физической жизнью роли».
Один из последователей идей Станиславского К.С., преподаватель Школы — студии МХАТ Б.М. Захава писал:
«…В сущности говоря, именно Мейерходьдовская биомеханика, как определенная система упражнений, и легла в основу современного воспитания советских актеров в области сценического движения во всех наших театральных учебных заведениях, включая и Школу — студию МХАТ» [7].
Танец и фехтование существовали в старой театральной школе, но они не могли удовлетворить запросов профессии. Именно это обстоятельство и привело к рождению нового предмета. Еще Константин Сергеевич Станиславский мечтал о создании такого практического курса, который объединил бы разнообразные стороны пластического тренинга.
Такой предмет был создан уже после смерти К. С. Станиславского. Создателями первой программы по основам сценического движения стали Иванов И. С. и Шишмарева Е. С. Позже, предложенный им практический материал был дополнен и развит Кохом И. Э., создавшим предмет «Основы сценического движения», который и в настоящее время является ведущим в плане развития пластической культуры актера.
Вопрос развития пластики студентов театрального факультета не потерял своей актуальности в настоящее время. В первую очередь, это связано с очень плохой физической подготовкой поступающих студентов, в особенности развития физических качеств, необходимых актеру. У многих очень плохая осанка, гибкость, ловкость — это в том случае, если студент приходит в институт после школы. С другими задачами приходится сталкиваться педагогу по сценическому движению, если абитуриент пришел после армии, или после прохождения действительной военной службы вновь вернулся в институт. Поскольку физическая подготовка солдата связана в основном с развитием силовых качеств, то мы видим «забитую» мускулатуру, не способную к выполнению тонких и точных действий, характерных для актерской игры. Отсутствие необходимой гибкости мешает актеру не только в овладении Основами сценического движения, но и создает трудности на занятиях по мастерству актера.
Таким образом, перед преподавателем сценического движения в обоих случаях встает сложная задача по исправлению имеющихся у студентов недостатков в развитии физических качеств, необходимых актеру. А если принять во внимание то, что Основами сценического движения (ОСД) на первом курсе занимаются всего два часа в неделю, то можно признать эту «затею» невозможной.
Естественно, что часть этой работы можно было бы выполнить на уроках физкультуры, тем более, что они проходят два раза в неделю. То есть, вместе с занятиями по ОСД, это составит шесть часов учебного времени в неделю. Но на практике это оказывается невозможным, так как зачастую между этими двумя кафедрами не существует тесной взаимосвязи и, каждая из них решает свои задачи самостоятельно. Несомненно, что основная задача, стоящая перед институтом — это подготовка хороших специалистов. Поскольку, театральный факультет выпускает актеров то, следовательно, перед каждой кафедрой, вносящей свой вклад в это дело, тоже должна стоять задача не просто дать студенту какие-либо теоретические или практические знания, а добиться переноса этих знаний в мастерство актера. Относится это и к кафедре физического воспитания.
Вопрос пластической подготовки актера можно решить только в том случае, если действия кафедры физического воспитания будут подчинено той же цели — подготовке актера. Для решения этой задачи необходимо, чтобы занятия по физической культуре в творческом ВУЗе носили специальный характер, то есть с учетом специфики ВУЗа.
В этих целях была разработана следующая программа:
Весь семестр делится на микроциклы, каждый из которых состоит из двух недель. Таким образом, в каждом микроцикле четыре занятия.
Первый курс
Материал распределен в микроцикле так, что первые три занятия посвящены развитию пластических возможностей студентов, а четвертое проводится в соответствии с программным материалом.
Распределение учебного материала микроцикла не меняется в течение всего учебного года, что дает возможность уже в первый год учебы решить вопрос с пластической подготовкой будущего актера.
Учебный материал |
1 занятие |
2 занятие |
3 занятие |
4 занятие |
5 занятие |
6 занятие |
7 занятие |
8 занятие |
Пластика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Программный материал |
+ |
+ |
Второй курс
Общей задачей проведения занятий на втором курсе является: обучение основам сценического фехтования, а также поддержание пластической подготовки студента. В первом семестре 2 занятия микроцикла посвящены обучению основам сценического фехтования и поддержанию пластической подготовки студентов. А следующие 2 занятия проводятся согласно программному материалу.
Учебный материал |
1 занятие |
2 занятие |
3 занятие |
4 занятие |
5 занятие |
6 занятие |
7 занятие |
8 занятие |
Сценическое фехтование |
+ |
+ |
||||||
Пластика |
+ |
+ |
||||||
Программный материал |
+ |
+ |
+ |
+ |
Во втором семестре акцент подготовки смещается в сторону общей физической подготовки, которой отводится по 2 занятия в микроцикле. По одному занятию остается на основы сценического фехтования и пластику.
Учебный материал |
1 занятие |
2 занятие |
3 занятие |
4 занятие |
5 занятие |
6 занятие |
7 занятие |
8 занятие |
Сценическое фехтование |
+ |
+ |
||||||
Пластика |
+ |
+ |
||||||
Программный материал |
+ |
+ |
+ |
+ |
Внедрение разработанной методики в практику, позволило повысить эффективность овладения такими предметами, как сценическое движение, хореография, сценическое фехтование, что позволило значительно повысить пластическую подготовленность будущих актеров.
Литература:
- Ильинский И. В. Сам о себе.- М.: Искусство, 1962.- С.229 -230
- Немеровский А. Пластическая выразительность актера.- М.: Правда, 1965.- 257с.
- Кох И. Э. Основы сценического движения.- Л.: Искусство, 1970.- 568с.
- Станиславский К. С. Полное собрание сочинений. — М.: Искусство, 1954 — 1963. Т. 2.- 374с.
- Таиров А. Я. Записки режиссера.- М.: Академическое искусство СССР, 2000.- 127с.
- Рудницкий К. М. Режиссер Мейерхольд.- М.: Искусство, 1969.- 254с.
- Захава Б. М. Современники. — М.: Просвещение, 1969.- 354с.