В данной статье рассмотрены вопросы формирования физической культуры студентов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровый образ жизни, физическая подготовка, мониторинг
Формирование физической культуры, как составной части общей культуры личности является важной задачей физического воспитания студентов в высшей школе. Ее решение возможно только при систематическом анализе практики, обобщении передового педагогического опыта ведущих специалистов и последовательном внедрении полученных результатов в учебный процесс по физическому воспитанию студентов.
Преподаватели физического воспитания довольно часто уделяют наибольшее внимание решению оздоровительных задач. Прежде всего, это касается повышения уровня физической подготовки студентов на основе совершенствования методик развития физических качеств. Улучшение качества преподавания дисциплины «Физическая культура», по нашему мнению, должно базироваться на усилении образовательного аспекта учебного процесса.
Цель исследования — совершенствование методики организации учебного процесса по формированию физической культуры студентов.
Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, социологический опрос студентов, педагогические наблюдения, мониторинг физических качеств, статистическая обработка данных.
Серьезным упущением является недооценка теоретического физкультурного образования. Во многих вузах, теоретический раздел программы полностью отсутствует, что негативно сказывается на мотивации студентов к здоровому образу жизни, формировании физической культуры личности.
Решить данную проблему можно следующими способами. Во-первых, усилить преподавание теоретического раздела, предусмотренного учебной программой. Во-вторых, ввести экзамен по физической культуре в каждом семестре с обязательной оценкой теоретических знаний студентов.
В последнее время кафедра физического воспитания Казахской Национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова осуществляет постепенный переход к новым формам организации, планирования и проведения академических занятий по дисциплине «Физическая культура».
Целенаправленная работа по поиску новых, наиболее эффективных средств физической культуры, в первую очередь, связана с обогащением учебных материалов, а, следовательно, и корректировкой кафедральных планов. Поэтому ежегодно каждый преподаватель вносит весомые поправки в структуру своих планов, в поэтапное распределение учебных занятий, сроки усвоения технических основ двигательных действий, методы повышения физической подготовленности студентов, их практическое использование в ходе учебных занятий. Разработано содержание учебной программы, направленное на формирование физической культуры личности с учетом интересов студентов и специфики их будущей профессиональной деятельности. Основные положения данной программы опираются на Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорта» [1].
Учебная программа разработана в соответствии с типовой программой по дисциплине «Физическая культура (2014) с учетом наличия материально-технической базы академии и профессионального опыта преподавательского состава [2].
В основу учебной программы заложена образовательная направленность [3]. Овладение знаниями, умениями и навыками в области физической культуры, их практическое использование в ходе учебных занятий стимулирует внимание занимающихся к своему физическому самосовершенствованию, как важной и долгосрочной задаче. А ведь ее решение является одним из путей достижения прогресса в физическом воспитании студентов.
Содержание теоретического раздела тесно увязано с типовой программой и в тоже время регулярно обновляется с учетом итогов работы кафедры за год, анализа эффективности учебного процесса, результатов тестирования студентов, анкетного опроса и педагогических наблюдений.
Результаты социологического опроса свидетельствуют, что студенты (24,2 % опрошенных) получили недостаточно специальных знаний по предмету «Физическая культура» в школе.
Знания по формированию физической культуры личности, улучшению физического состояния, здоровом образе жизни являются важнейшей составляющей физического воспитания молодежи. За время обучения в высшем учебном заведении необходимо готовить студентов не столько к сдаче контрольных нормативов, сколько к дальнейшему использованию физической культуры в повседневной жизни.
Результаты социологического опроса свидетельствуют, что здоровый образ жизни культивируется в семье только у 24,8 % опрошенных студентов. Родители практически не интересуются их успеваемостью по предмету «Физическая культура». Здоровье все еще не является главной ценностью у студентов, так как правильное отношение к нему не формируется с первых лет жизни.
Молодые люди должны четко понять, что от использования различных форм двигательной активности будет зависеть не только их здоровье, но и здоровье будущих детей и по большому счету — будущее страны.
Теоретические знания сообщаются студентам на практических занятиях в форме бесед. Физкультурные знания студентов могут серьезно углубиться за счет накопления большого числа упражнений, знания их специального назначения и ожидаемого эффекта от выполнения. При этом важное место должно отводиться правильному составлению комплексов утренней гигиенической гимнастики и комплексам упражнений, направленных на коррекцию имеющихся заболеваний [4].
Экзамен по дисциплине «Физическая культура», как важный фактор повышения активности студентов, проводится в каждом семестре. Вопросы для билетов разрабатывают преподаватели кафедры физического воспитания с учетом пожеланий выпускающих кафедр.
Содержание вопросов позволяет студентам осознать, что под здоровым образом жизни понимаются такие формы и способы жизнедеятельности, которые повышают функциональные возможности систем организма организма, способствуют укреплению здоровья, являются основой для успешной учебной и трудовой деятельности.
Такой подход к теоретическому разделу дает положительные результаты, формирует сознательное отношение у молодежи своему здоровью, научным основам физической культуры.
Полученные знания закрепляются на практических занятиях
Практический раздел рабочей программы состоит из трех подразделов в первом полугодии: общая физическая подготовка, баскетбол, гимнастика и трех подразделов во втором полугодии: волейбол, настольный теннис, аэробика (девушки), мини-футбол (юноши). Содержание занятий базируется на формировании умений использовать и применять средства физической культуры для формирования всесторонне развитой личности, повышения физической подготовленности, организации активного отдыха, профилактики заболеваний, овладения основами здорового образа жизни, самоконтроля.
Каждый этап завершается выполнением тестовых заданий, характеризующих степень овладения умениями и навыками и рост отдельных физических качеств. Разработанные поурочные планы и разделы программы удачно сочетаются. В них просматривается такие принципы как последовательность, непрерывность, постепенное усложнение учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов, направленные на повышение физической подготовленности через воспитание осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Содержание занятий направлено на формирование умений использовать и применять средства физической культуры для формирования всесторонне развитой личности, повышения физической подготовленности, организации активного отдыха, профилактики заболеваний, овладения основами здорового образа жизни, самоконтроля.
Результаты опросов показывают, что оценить интенсивность физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений пульса могут только 4,6 % студентов, по показателям дыхания -7,8 %. Влияние физической нагрузки на организм студенты чаще всего оценивают по самочувствию.
В процессе практических занятий студентов необходимо обучить элементарным правилам самоконтроля (оценке состояния здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита). Следует научить их быстро находить и правильно подсчитывать частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, как в покое, так и после выполнения физических упражнений различной интенсивности. Только при таком подходе можно грамотно дозировать физическую нагрузку на занятиях физической культурой без ущерба здоровью студентов.
Работа по обеспечению общей физической подготовки студентов является базовым направлением.
В процессе развития физических качеств решаются задачи по дальнейшему улучшению физического развития, повышению работоспособности и функционального состояния систем организма. Широко используются упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр. При этом все упражнения строго дозируются с учетом индивидуальных особенностей организма студентов, к более интенсивным нагрузкам следует переходить после первого года обучения.
Контрольный раздел занятий обеспечивает итоговую информацию о состоянии и динамике физического развития студентов.
Контрольные испытания по определению уровня развития физических качеств проводятся три раза в год: в сентябре, декабре и апреле. Оценка физической подготовленности проводится путем сопоставления показателей развития физических качеств с результатами оценочных таблиц и динамики результатов от исходных показателей [5].
В настоящее время одинаковые оценочные нормативы установлены для всех студентов, а это приводит к тому, что слабо физически подготовленные студенты даже при посещении всех занятий не могут выполнить контрольные нормативы и получить хорошую оценку. У студентов может возникнуть чувство неполноценности, а порой и отчуждение их от физической культуры.
Многолетний опыт работы в высших учебных заведениях позволяет утверждать, что при оценке физической подготовленности студентов необходимо учитывать исходный уровень физического развития индивидуально для каждого студента [6]. Результаты студентов при повторных испытаниях необходимо определять не только по результатам сдачи контрольных нормативов, но и по динамике показателей от исходных данных.
Мониторинг физической подготовленности с учетом динамики результатов от исходных показателей повышает интерес к занятиям у слабо физически подготовленных студентов и позволяет отследить даже малейшие положительные изменения в уровне их физической подготовке. Такой подход способствует эффективному развитию физических качеств и повышает стремление студентов к физическому совершенствованию.
Результаты тестирования последних лет свидетельствуют, что физическая подготовка студентов в процессе обучения на 1-3 курсах повышается. В динамике выявлены положительные изменения на всех курсах обучения. Наиболее заметный тренировочный эффект наблюдаются в развитии силы и гибкости. Несколько хуже поддаются развитию скоростно-силовые качества и быстрота.
Практика показывает, что в школах и высших учебных заведениях на занятиях по физической культуре чаще всего используются средства легкой атлетики и спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол). Учебные заведения редко имеют соответствующую материальную базу для проведения занятий по основной гимнастике. В лучшем случае учащиеся в школах осваивают акробатические упражнения. А ведь упражнения на гимнастических снарядах способствуют развитию координации движений, ловкости, смелости.
Казахская Национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова — это единственный вуз в городе Алматы, где в учебной программе на 1-2 курсах выделен раздел «Гимнастика». Студенты, под руководством преподавателя, осваивают не только элементы акробатики, но и выполняют опорные прыжки через козла, упражнения в равновесии (девушки), упражнения на перекладине, конь-махи (юноши). По окончании данного раздела проводятся учебные соревнования для всех студентов.
При хорошей посещаемости занятий абсолютное большинство студентов овладевают техникой равновесия на одной ноге, кувырков вперед и назад, стойки на лопатках, стойки на голове (юноши); опорного прыжка ноги врозь, согнув ноги через козла; упражнений на гимнастических снарядах.
Освоение техники элементов акробатики и гимнастических упражнений повышает уверенность студентов в своих силах, что положительно сказывается на формировании у них интересов к занятиям по дисциплине «Физическая культура».
В учебной программе предусмотрен блок занятий по атлетической гимнастике. Юношей (35,2 %) интересует информация об увеличении объемов отдельных мышечных групп, девушек (29,4 %) — коррекция параметров телосложения средствами физической культуры.
В процессе проведения учебных занятий по атлетической гимнастике преподаватели знакомят студентов с методикой укрепления и увеличения объема мышц спины, груди, «пресса», бицепса и трицепса. Девушкам предлагаются упражнения для укрепления косых мышц живота, спины, «пресса» и коррекции осанки. Полученные знания закрепляются в процессе практических занятий. Кроме того, студентам даются домашние задания для развития наиболее слабо развитых мышечных групп.
Практика 10-летней работы подтвердили реальность постепенного перехода к типично спортивным формам организации занятий, особенно по легкой атлетике и игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис).
Технические параметры спортивных сооружений, наличие футбольного поля с искусственным покрытием, спортивного зала, мини зала для настольного тенниса и тренажерного зала позволяет проводить занятия «тренировочного» типа по игровым видам спорта в объеме начальной подготовки.
Средства легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, рекомендуемые типовой программой на 1-2 курсах используются как базовые средства для развития физических качеств и повышения общей физической подготовки, на третьем курсе — как средство развития профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
На занятиях студентам сообщаются специальные знания о целесообразности развития профессионально значимых психофизических качеств, профилактики профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Студенты должны овладеть основами научной организации труда, освоить приемы восстановления и саморегулирования. Применение различных форм двигательной активности, аутогенной тренировки, закаливания должно прочно войти в их жизнь.
Содержание профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов разрабатывается совместно с профилирующими кафедрами академии. Предварительно для каждой специальности определен комплекс психических и физических качеств, оказывающих положительное влияние на овладение избранной специальностью. Например, выявлено, что наиболее важными двигательными умениями и навыками для специалистов по керамике и дереву являются следующие: навыки выполнения точной и мелкой работы руками, умения точно регулировать мышечные напряжения, а также высокий уровень развития выносливости, устойчивости к монотонной однообразной работе, силы рук, концентрации внимания.
Для каждого факультета в отдельности разработано содержание занятий с применением специальных упражнений по профессионально-прикладной физической подготовке. Данные упражнения направлены на формирование профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и навыков, совершенствование психофизических возможностей организма с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности [7].
Приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями — важнейшее условие по формированию физической культуры личности. Наряду с применением обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» огромное значение имеют самостоятельные занятия.
Значительное число студентов хотят использовать в свободное время самостоятельные формы занятий: 22,7 % опрошенных считает эту форму занятий наиболее доступной. Но в то же время студенты отмечают (24,5 %), что для правильного использования средств физической культуры необходимо увеличить объем имеющихся знаний в данной области.
Самостоятельные занятия по дисциплине «Физическая культура» в государственном стандарте образования не предусмотрены, учебные часы на них не выделяются. Тем не менее, студентам даются домашние задания для самостоятельной работы с целью улучшения их физического состояния.
В процессе самостоятельных занятий решаются следующие задачи:
– развитие способностей студентов по самостоятельному изучению учебной и научной литературы по физической культуре;
– формирование умений и навыков по применению на практике полученных знаний;
– формирование потребностей и интересов у студентов к самосовершенствованию, самопознанию и пониманию необходимости накопления знаний по физической культуре;
– владение методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями;
– овладение навыками самоконтроля за физическим состоянием организма, правильному дозированию физической нагрузки.
– развитие умений по составлению индивидуальных комплексов упражнений, правильному дозированию физической нагрузки.
Регулярное выполнение заданий для самостоятельного изучения способствует более быстрому овладению специальными знаниями, умениями и навыками в области физической культуры.
На кафедре физического воспитания подготовлены методические рекомендации для самостоятельных занятий студентов по применению таких физических упражнений, как ходьба, бег, утренняя гимнастика, коррекция параметров телосложения средствами атлетической гимнастики. Студенты, под руководством преподавателей, должны овладеть методикой самостоятельных занятий, в основе которых лежат перечисленные выше средства физической культуры.
В последнее время увеличилось количество студентов с дефектами опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз) и заболеваний органов зрения (близорукость). Регулярное выполнение упражнений для профилактики близорукости и коррекции осанки повысит физическую работоспособность у таких студентов.
Результаты опросов свидетельствуют, что студенты проявляют большой интерес к секционным занятиям по видам спорта. В Казахской Национальной академии искусств проводятся спортивные секции по следующим видам спорта: волейбол (юноши девушки), баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика, шахматы, тогызкумалак.
Для студентов, проживающих в общежитии, созданы условия для занятий вовне учебное время. Оборудован тренажерный зал, имеется малый игровой зал для настольного тенниса.
Большое значение для формирования физической культуры студентов имеет проведение спортивно-массовой и оздоровительной работы. Ежегодно в академии организуются межфакультетские первенства по различным видам спорта, сборные команды принимают участие в городских и Республиканских соревнованиях
В академии проводится конкурс на определение лучшего спортсмена академии отдельно среди юношей и девушек. Победители награждаются памятными дипломами.
Проведение разнообразной спортивно-массовой работы положительно сказалось на приобщении молодежи к занятиям физическими упражнениями. Об этом свидетельствует увеличение количества студентов, участвующих в спортивных мероприятиях.
Заключение.
Формирование физической культуры студентов является важнейшей задачей при обучении в высших учебных заведениях.
Только здоровый, хорошо физически подготовленный человек может полноценно жить, реализовать свои жизненные цели и проносить пользу обществу
Приоритетами деятельности кафедр становится создание условий для воспитания мотивации у студентов, интересов к физической культуре, состоянию собственного здоровья как важнейшей жизненной ценности.
Литература:
- Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 г. № 490- 13 «О физической культуре и спорте».
- Типовая учебная программа по дисциплине «Физическая культура»: КазНУ им. Аль_Фараби. — 2014.- 55с.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — М.- 2001. — 240 с.
- Михайлова С.Н., Крюкова Г.В. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие. Санкт — Петербургский гуманитарный институт профсоюзов, 2003. — 287с.
- Ермолаев В.Н. Зачетные требования по физическому воспитанию на новую основу //Физическая культура в школе.-1989. -№ 10. — С. 52-53.
- Михайлова С.Н. Мониторинг физической подготовленности студентов //Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы VII науч. конф.- № 12 (57). — М., Интернаука, 2016. — С. 85-88.
- Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов (научно-методические и организационные основы).- М.: Высшая школа, 1978.-144 с.