Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костик, К. И. Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС / К. И. Костик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41394/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор.

Деятельность в сфере таможенного дела, как и любая другая предпринимательская деятельность, подлежит государственному регулированию и контролю. Однако административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела имеет ряд особенностей. В связи с тем, что деятельность в сфере таможенного дела является предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также предполагает взаимодействие с таможенными органами для достижения данной цели, значительная её часть урегулирована нормами таможенного законодательства.

Перечень категорий лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела установлен главой 3 Таможенного кодекса Таможенного союза: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли. Кроме того, указанная глава содержит нормы, определяющие статус и регулирующие деятельность уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). Вопрос о том, следует ли относить УЭО к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела является дискуссионным вследствие недостаточной проработки понятийного аппарата в рассматриваемой законодательной области. Представляется необходимым отделение лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела от УЭО на законодательном уровне, ввиду того, что первые пользуются определенными упрощениями в целях осуществления предпринимательской деятельности, в то время как УЭО имеет право использовать упрощения только для осуществления собственной хозяйственной деятельности.

Важным элементом административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела является требование о включении юридического лица, осуществляющего такую деятельность, в специальные реестры, ведение которых на национальном уровне осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС России), а на наднациональном – Евразийская экономическая комиссия, осуществляющая ведение консолидированных реестров, содержащих сведения о всех лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела на территории государств-членов ЕАЭС. Общая форма реестров лиц, осуществляющих деятельности в сфере таможенного дела, утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования» [4], а конкретные реестры по каждой категории лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установлены отдельными приказами ФТС России (например реестр таможенных представителей утвержден Приказом ФТС России от 01.09.2010 № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей» [5]).

Кроме того, условиями осуществления деятельности в сфере таможенного дела является наличие страхования риска своей гражданской ответственности и предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Некоторые категории лиц, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны соблюдать дополнительные условия, например, таможенный представитель обязан иметь в своем штате не менее одного работника, имеющего документ, подтверждающий его соответствие квалификационным требованиям как специалиста по таможенным операциям, таможенный перевозчик должен осуществлять деятельность по перевозке грузов в течение как минимум 2 лет к моменту обращения в таможенный орган с целью включения в соответствующий реестр, для получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли необходимо иметь соответствующие регистрационные или разрешительные документы на осуществления розничной торговли, если необходимость получения таких документов предусмотрена законодательством.

Еще одной особенностью административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела является законодательно установленная солидарная ответственность лица, осуществляющего такую деятельность, с лицом, воспользовавшимся его услугами, за уплату таможенных платежей. Необходимость законодательного закрепления такой ответственности обусловлена значимостью фискальной функции таможенных органов для государства.

Особенности административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела обуславливают и специфику таможенного контроля, осуществляемого в отношении лиц, занимающихся такой деятельностью. Основными формами таможенного контроля лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются профилактические таможенные проверки, таможенный осмотр помещений и территорий и получение объяснений. Так, согласно информации, полученной на основе применения Комплекса программных средств «Постконтроль», применяемого таможенными органами России в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, за 2016 год в регионе деятельности Центрального таможенного управления проведено 57 проверочных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, из них 25 – в форме таможенных проверок (камеральных и выездных), 14 – в форме получения объяснений, 13 – в форме таможенного осмотра помещений и территорий. При этом, из общего числа проведенных проверочных мероприятий, только 9 оказались результативными. Данное обстоятельство, по мнению автора, свидетельствует не о низком уровне нарушений среди указанных лиц, а о недостаточной эффективности выбора объектов таможенного контроля среди лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Совершенствование системы категорирования лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в зависимости от риска нарушения таможенного законодательства представляется наиболее эффективным методом повышения точности применения таможенного контроля, что позволит снизить нагрузку со стороны таможенных органов на добросовестных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и при этом повысить выявляемость нарушений таможенного законодательства. С 1 января 2017 года вступил в силу Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» [6]. Согласно данному приказу автоматизированное риск-категорирование осуществляется в отношении всех участников ВЭД, в том числе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, по 30 критериям с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России, Банка России. По результатам риск-категорирования лицу может быть присвоена одна из трех категорий риска: высокий, средний, низкий. Присвоение той или иной категории непосредственно влияет на вероятность проведения таможенными органами дополнительных проверочных мероприятий как на этапе таможенного контроля, предшествующем выпуску, так и на этапе таможенного контроля после выпуска товаров.

Таким образом, административно-правовое регулирование деятельности в сфере таможенного дела выражается в нормах национального и наднационального таможенного законодательства, а также в контроле такой деятельности со стороны таможенных органов, который необходим для выявления правонарушений в сфере таможенного дела.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  5. Приказ ФТС России от 01.09.2010 № 1613 «Об утверждении реестра таможенных представителей» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
  6. Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» // [электронный ресурс] http://www.consultant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, сфера, деятельность, таможенный контроль, административно-правовое регулирование деятельности, лицо, Россия, таможенное законодательство, предпринимательская деятельность, уполномоченный экономический оператор.


Ключевые слова

лица, административно-правовое регулирование, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор

Похожие статьи

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Осуществление таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях введения санкций недружественными государствами

В статье автор исследует актуальные направления таможенного администрирования в Российской Федерации и его значение для внешнеэкономической деятельности в условиях введения санкций недружественными государствами.

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Особенности функционирования института таможенного представителя в зарубежных странах

В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности

В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов.

Направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе

В статье определены наиболее актуальные направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе.

Экономическая сущность мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли

В статье рассматриваются проблемы таможенно-тарифного регулирования на уровне Евразийского экономического союза, а также основные направления развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Калининградской области.

Проблемы борьбы с таможенными преступлениями в современных условиях

Сложность современных взаимоотношений между странами и нарушенное экономическое и политическое сотрудничество приводят к тому, что субъекты внешнеэкономических отношений ищут новые пути и формы взаимодействия в рамках экспортно-импортного товарообмен...

Применение контроллинга в сфере таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД

В данной статье раскрыта роль контроллинга как эффективного инструмента, позволяющего решать задачи, поставленные перед таможенными органами в условиях информационного общества. Рассмотрено понятие таможенных услуг и внедрение таможенного контроллинг...

Похожие статьи

Отличия таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

В статье анализируются отличительные характеристики таможенного регулирования от мер тарифного и нетарифного регулирования, выявляются особенности функционирования системы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

Осуществление таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях введения санкций недружественными государствами

В статье автор исследует актуальные направления таможенного администрирования в Российской Федерации и его значение для внешнеэкономической деятельности в условиях введения санкций недружественными государствами.

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Особенности функционирования института таможенного представителя в зарубежных странах

В статье раскрываются нормативно-правовые основы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, а также приведен перечень межгосударственных стандартов, относящихся к сфере регулирования в таможенном деле.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности

В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов.

Направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе

В статье определены наиболее актуальные направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе.

Экономическая сущность мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли

В статье рассматриваются проблемы таможенно-тарифного регулирования на уровне Евразийского экономического союза, а также основные направления развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Калининградской области.

Проблемы борьбы с таможенными преступлениями в современных условиях

Сложность современных взаимоотношений между странами и нарушенное экономическое и политическое сотрудничество приводят к тому, что субъекты внешнеэкономических отношений ищут новые пути и формы взаимодействия в рамках экспортно-импортного товарообмен...

Применение контроллинга в сфере таможенных услуг, предоставляемых участникам ВЭД

В данной статье раскрыта роль контроллинга как эффективного инструмента, позволяющего решать задачи, поставленные перед таможенными органами в условиях информационного общества. Рассмотрено понятие таможенных услуг и внедрение таможенного контроллинг...

Задать вопрос