Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы.
В октябре 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее – ФЗ «О свободном порте Владивосток»), в соответствии с которым сроком на 70 лет на части территории Приморского края устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в целях развития международной торговли с государствами Азиатско-тихоокеанского региона, ускорения социально-экономического развития территории порта и повышения уровня жизни населения, проживающего на Дальнем Востоке [1].
Изначально законопроект разрабатывался как шаг на пути к расширению взаимной торговли с приграничными регионами, совершенствованию транспортной инфраструктуры и присоединению Приморского края к глобальным транспортным маршрутам Азиатско-тихоокеанского региона, привлечению инвестиций, созданию сети логистических центров и организации несырьевых экспортоориентированных производств.
Существуют разные точки зрения по поводу реализации данного проекта. С одной стороны, льготы, предусматриваемые свободным портом, могут повлечь отток трудовых и финансовых ресурсов из близлежащих российских регионов, что повлечет замедление их развития. Кроме того, после окончания 10-летнего льготного периода возможно сворачивание производственной деятельности в регионе и обратный отток инвестиций, и, как следствие возвращение состояния региона к дореформенному состоянию, ухудшение предпринимательского климата, сворачивание трансграничной торговли.
С другой стороны, речь идет о серьезном прогрессе в развитии данной территории: увеличение потока туристов, налаживание благоприятного инвестиционного климата, развитие сферы услуг и производства, приток денежных средств в бюджет региона, повышения уровня жизни населения.
Отметим, что ФЗ «О свободном порте Владивосток» действует на 15 муниципальных образований Приморского края, что, в свою очередь, представляет порядка 1,4 млн. человек на территории 27,8 тыс. кв. км., в том числе значимые порты юга Дальнего Востока, как Зарубино и Находка, международный аэропорт «Владивосток» (Кневичи) и, фактически, представляет собой практическую реализацию положений, установленных в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [2], но с учетом конкретной специфики и конкретного транзитно-логистического потенциала Приморского края.
Льготы, предоставляемые на территории свободного порта Владивосток, включают пониженные налоги и сборы, а именно:
общий размер взносов на 10 лет (для резидентов, зарегистрированных в течение 3 лет после принятия закона) – 7,6%;
нулевые ставки налога на прибыль в федеральный бюджет в течение 5 лет; налога на прибыль в региональный бюджет в течение 5 лет (10% последующие 5 лет) [3], налога на землю в течение 5 лет и налог на имущество в течение 5 лет;
0,5% последующие 5 лет.
Помимо этого, предусматриваются меры по упорядочиванию и снижению проверочной нагрузки на бизнес:
сокращенное время проведения контрольных проверок (не более 15 дней), сроков получения разрешительной документации для объектов капитального строительства (не более 40 дней), сроков процедуры возмещения НДС (до 10 дней);
упрощенный визовый режим (предоставлена возможность получения на границе визы, сроком действия 8 дней);
режим «единого окна» при совершении таможенных операций и проведении контроля на границе, посредством которого перевозчик или иное заинтересованное лицо получит возможность предоставить документы, необходимые таможенным и иным государственным контрольным органам однократно;
круглосуточный режим работы пунктов пропуска (автомобильных, воздушных, железнодорожных и морских) для минимизации времени нахождения транзитных товаров в порту (с 1 октября 2016 года) [4].
Кроме того, режим свободной таможенной зоны для резидентов предусматривает беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров; вывоз товаров (оборудования); ввоз иностранных товаров (оборудования).
Вопросы применения процедуры свободной таможенной зоны определены соответствующим «Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, а также положениями ст. 23 ФЗ «О свободном порте Владивосток» [5].
С 1 октября 2016 года в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации функционируют два контролирующих органа: пограничная и таможенная службы. В связи с этим таможенные органы осуществляют в пунктах пропуска в полном объёме санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный контроль, а также ветеринарный надзор.
В целях усовершенствования организации, координации и контроля деятельности таможенных органов в регионе по обеспечению функционирования свободного порта Владивосток, проведения разъяснительной работы и оперативного информирования резидентов порта, в Дальневосточном таможенном управлении (далее – ДВТУ) создана рабочая группа, а также увеличено число кадров в целях обеспечения бесперебойной круглосуточной работы таможенных органов.
В целях повышения качества таможенного контроля, сокращения времени и обеспечения непрерывности процессов декларирования, внедрения и применения перспективных таможенных технологий коллегия ДВТУ дала поручение начальникам морских таможен сократить сроки нахождения товаров в портах (за исключением хранения) до, установленных Правительством РФ, 4 суток в 2016 г. и 2 суток в 2017 г. [6].
Тем не менее, законами Приморского края, установлены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых резидентам свободного порта Владивосток не предоставляются меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 19 и 20 ФЗ «О свободном порте Владивосток»:
деятельность финансовая и страховая;
торговля оптовая и розничная.
Следует отметить, что решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток также утверждены виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты свободного порта Владивосток:
добыча нефти и природного газа;
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин и оборудования, и материальных средств);
производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива [7].
Вышеперечисленные запреты являются государственными мерами, направленными на защиту естественных монополий государства на определенные сферы деятельности, а также установлены в целях недопущения существенных финансовых убытков для федерального и регионального бюджетов от результатов льготной предпринимательской деятельности в вышеуказанных отраслях и сферах.
Несмотря на то, что с момента принятия ФЗ «О свободном порте Владивосток» прошло чуть больше года, уже можно выделить преимущества и недостатки его реализации.
Так, положительным моментом являются создание нескольких тысяч новых рабочих мест, увеличение занятости населения (за период с ноября 2015 г. по август 2016 г. уровень безработицы сократился на 0,5%) [8], рост грузооборота за счет экспорта из Российской Федерации, транзита из стран Европы через свободный порт Владивосток. Существенным является развитие потенциала для отраслей импортозамещения (ввиду увеличения числа беспошлинно ввозимых импортных компонентов появилась возможность для создания ориентированных на внутренний рынок производств различных видов техники). Своеобразный импульс развития также получили обрабатывающие экспортоориентированные производства: нефтехимические, минеральных удобрений, изделий из древесины, наукоемких продуктов, биопрепаратов и т.д.
Оживлению региона также способствовали благоприятные условия для туризма, это же и послужило развитию сферы услуг и рекреации. В целом упрощение портового режима в регионе должно привести к прогрессу в экономической деятельности Приморского края.
Так, по результатам проведённой экспертами оценки возможных экономических последствий от реализации проекта ожидается достижение следующих положительных социально-экономических эффектов (табл.).
Таким образом, прогнозы экспертов предполагают существенное усиление экономики региона и значительный рост экономических показателей.
Однако следует отметить возможные риски осуществления проекта. Например, недостаточно развитая транспортная инфраструктура Владивостока может не справиться с увеличившимся грузопотоком, что приведет к перегруженности железнодорожных и автомобильных магистралей, в этой связи рациональным было бы создание нового порта и инфраструктурных систем, несколько территориально удаленных от самого Владивостока.
Таблица
Прогноз прироста экономических показателей Приморского края [9]
Показатели |
2021 г. |
2025 г. |
2034 г. |
Валовый региональный продукт (ВРП), млрд. руб. |
1106,0 (рост в 1,7 раза к 2015 г.) |
1402,1 (рост 2,2 раза к 2015 г.) |
2157,7 (рост 3,4 раза к 2015 г.) |
Прирост ВРП, млрд. руб. |
на 470,1 |
на 766,2 |
на 1521,8 |
Количество вновь созданных рабочих мест, тыс. ед. |
84,7 |
169 |
468,5 |
Инвестиции в основной капитал |
в 1,6 раза |
в 2,5 раза |
в 5,3 раз |
Расходы федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов гос. внебюджетных фондов, млрд. руб. |
13,84 |
31,716 |
34, 751 |
Увеличение поступлений налогов в бюджеты (НДС, НДФЛ), млн. руб. |
32 950,49 |
97 417,42 |
530 146,32 |
Кроме того, опасения вызывает тенденция к увеличению объемов экспорта необработанного сырья: древесины, нефти, газа, металлов, рыбы и других природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири. И, одновременно, упрощенный ввоз импортной сельскохозяйственной продукции может повлечь усиление давления на данную отрасль Приморского края.
На наш взгляд, необходима, в целях упрощения управлением деятельностью порта, четкая дифференциация полномочий между местными органами государственной власти и наблюдательным советом свободного порта Владивосток. На функционировании порта также отразилась бы благоприятно специализация отдельных его территорий на конкретных видах продукции. Важным моментом является и вопрос о распределении расходов и доходов от деятельности порта между бюджетами разных уровней.
Таким образом, организация в Приморском крае свободного порта Владивосток – это своевременный, перспективный и, одновременно, неоднозначный проект. Наряду с ростом производственной, предпринимательской и инвестиционной деятельности региона, некоторые инфраструктурные и демографические проблемы не позволяют в полной мере реализовать потенциал данного проекта. Тем не менее, прогнозы экспертов и уже имеющиеся результаты функционирования порта позволяют сделать вывод о том, что свободный порт Владивосток является эффективным инструментом развития экономики Дальневосточного региона, укреплению позиций страны и развитию внешнеторговых связей в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Литература:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/.
2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/.
3. Закон Приморского края от 01.12.2015 № 718-КЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций». Официальный сайт информационного-правового портала «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/primor/640766/.
4. Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления. [Электронный ресурс]. URL: http://dvtu.customs.ru.
5. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102087/.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 739-р «Об утверждении плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах». Официальный сайт информационного-правового портала «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549984/#ixzz4NFXe7ZK8.
7. Протокол наблюдательного совета свободного порта Владивосток от 21.10.2015 № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://erdc.ru/docs/3012155.pdf.
8. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://primstat.gks.ru.
9. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». [Электронный ресурс]. URL: http://externalcounsel.ru/port/4.