Автоматическая регистрация таможенной декларации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баркова, Н. Н. Автоматическая регистрация таможенной декларации / Н. Н. Баркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41397/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: таможенная декларация, автоматическая регистрация, автоматический выпуск, таможенные органы, таможенные операции.

Исследуя вопросы применения новейших разработок в деятельности таможенных органов следует понимать, что любые возможности ограничиваются определенным набором ресурсов. В этой связи постоянной модернизации требуют как техническая, так и технологическая составляющие любого вида деятельности, в том числе в сфере регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенная политика, с одной стороны, стимулирует экономическое развитие и конкурентоспособность национальной экономики, а с другой стороны, обеспечивает защиту национально-государственных интересов во внешнеторговой сфере [1, с. 11-12]. Основным содержанием таможенной политики Российской Федерации является таможенное администрирование, которое должно «стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы» [2].

На современном этапе можно выделить одну из важнейших задач таможенного администрирования – необходимость сокращения времени на совершение таможенных операций. Для обеспечения реализации этой задачи разрабатывается и внедряется технология автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в виде электронного документа.

Назначение данной технологии состоит в том, чтобы решение о регистрации декларации на товар принималось без участия должностного лица таможенного органа в автоматическом режиме. Применение такой технологии приведет к сокращению времени совершения таможенных операций, а значит уменьшатся очереди в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств, и соответственно снизятся затраты, связанные с проведением торговых операций, что наилучшим образом скажется на экономике государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и сделает ее более привлекательной для инвесторов.

Практика применения автоматизированной регистрации таможенной декларации, а также автоматического принятия решения о выпуске товаров, перемещаемых через таможенную границу, довольно обширна. Так, в Южной Корее автоматическая регистрация таможенной декларации применяется при заявлении таможенной процедуры экспорта, в Европейском Союзе – только в отношении процедуры транзита товаров. В Соединенных Штатах Америки, Мексиканских Соединенных Штатах, Канаде, Новой Зеландии и Королевстве Таиланд технология автоматической регистрации таможенной декларации внедрена в отношении всех таможенных процедур.

Что касается технологии автоматизированного выпуска товаров, то в настоящее время ее внедрение происходит несколько медленнее. Например, в Королевстве Таиланд она используется только в отношении наименее рисковых товаров, в Южной Корее и Новой Зеландии внедрена только в отношении процедуры экспорта, а в Канаде, Соединенных Штатах Америки и Мексиканских Соединенных Штатах вообще не используется [3].

Следует отметить, что внедрение рассматриваемых в статье технологий должно осуществляться поэтапно, чтобы избежать возможного снижения уровня безопасности государства. Для эффективной реализации автоматической регистрации таможенной декларации должна быть, в первую очередь, построена система электронной таможни. Это означает, что технология работы таможенных органов должна основываться на работе с электронными документами и сведениями, информация из которых автоматически заносится в базу данных, при этом использование бумажных носителей информации не допускается, либо применяется только в исключительных случаях.

В России алгоритм применения подобной перспективной технологии был закреплен Федеральной таможенной службой только в 2015 году [4], однако сама по себе технология авторегистрации по экспорту в таможенных органах появилась уже 2014 году [5]. 8 мая на Каширском таможенном посту Московской областной таможни была зарегистрирована первая таможенная декларация в автоматическом режиме [6]. При этом следует отметить, что среднее время автоматической регистрации снизилось до 20-40 секунд, а средние сроки автоматического выпуска товаров составляют от 4 до 5 минут.

Об эффективности внедрения автоматизированной системы регистрации деклараций в России свидетельствует также тот факт, что общее количество деклараций на товары, зарегистрированных в 2016 году по состоянию на 17 июля в автоматическом режиме, составило 217 295 штук, что является 30% от общего количества зарегистрированных деклараций на экспортируемые товары. Однако еще в 2015 году автоматически было зарегистрировано всего лишь 110 089 таможенных деклараций, что составляло 9,3% от общего объема зарегистрированных деклараций на экспорт. При этом во всех случаях подачи таможенной декларации в виде электронного документа лицу, подавшему декларацию, передается информация о факте поступления подобной декларации в информационную систему таможенного органа и о решении, которое было принято относительно регистрации поданной декларации. Эти действия осуществляются не позднее 2 часов с момента поступления электронной декларации в информационную систему таможенного органа. Но несмотря на все преимущества автоматизированной системы регистрации таможенной декларации, в России она используется пока только в отношении экспортируемых товаров.

Существует ряд проблемных вопросов, касающихся регистрации таможенной декларации на товары, нерешение которых замедляет процесс внедрения такой технологии в деятельность таможенных органов. Следует отметить тот факт, что после того, как с 1 июля 2015 года была введена актуальная версия Алгоритм, автоматической регистрации декларации на товары, наиболее частыми причинами отказа в автоматической регистрации стали ошибки, допущенные при заполнении граф декларации, а также отсутствие в ней сведений о доверенности и наличие дублирующей информации. Для того, чтобы устранить причины отказа и исключить типичные ошибки, допускаемые при внесении сведений в таможенную декларацию, таможенные органы регулярно проводят с декларантами разъяснительные работы.

Следующим проблемным вопросом широкого применения новой технологии является автоматизация контроля полноты представленного при подаче таможенной декларации комплекта документов, на основе которых она заполнена. Сразу же возникает спорный вопрос, ведь согласно статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) непредставление документов не является основанием для отказа в ее регистрации. Возникает коллизия положений статей 183 и 190 ТК ТС, что значительно осложняет процесс автоматизации принятия решения о регистрации декларации на товары. Однако в проекте будущего Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрена подача декларации на товары без представления документов, на основании которых она заполнена, что призвано решить вышеупомянутую проблему. Помимо этого, существует проблема, связанная с многообразием видов внешнеэкономических договоров, где оговорены различные моменты перехода прав распоряжения товаров, учет которых таможенным органам также необходимо обеспечить. При этом особое внимание требует автоматизация контроля регистрации таможенной декларации на товары, которые ввозятся в рамках внешнеэкономических договоров, предусматривающих наличие роялти[1] за использование торгового знака и лизинговых платежей. Проблемы регистрации декларации на товары возникают также с договорами, условия которых ограничивают использование товара.

Для решения вышеперечисленных проблем и внедрения технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров необходимо провести следующие мероприятия: обеспечить достаточное техническое оснащение таможенных органов и бесперебойную работу высокоскоростных каналов передачи информации; обеспечить информационную безопасность информационной системы таможенных органов; модернизировать нормативно-правовые акты в области таможенного дела, а также иных областях, связанных с правовым обеспечением внешнеэкономической деятельности не только на уровне Евразийского Экономического Союза, но и государств – членов ЕАЭС в отдельности; расширить перечень групп товаров и таможенных процедур, участников внешнеэкономической деятельности, которые будут попадать под автоматическую регистрацию таможенной декларации и автоматический выпуск; обеспечить межгосударственное информационное взаимодействие государств – членов ЕАЭС; перейти в дальнейшем от работы с бумажными и электронными документами к электронным сведениям, что поможет сократить общее количество сведений за счет повторяющихся положений разных полей декларации на товары. При реализации всех этих мероприятий будет достигнута конечная цель по упрощению и ускорению проведения таможенных операций в целом.

Подводя итоги, следует обратить внимание на важнейшие положительные моменты повсеместного применения автоматической регистрации таможенной декларации на практике, такие как сокращение времени на регистрацию, увеличение общего объема деклараций, поданных в виде электронного документа, изменение в положительную сторону показателей по объему товарооборота. Автоматизированная регистрация таможенной декларации должна существенно увеличить пропускную способность пунктов пропуска, сократив время выпуска товаров, повысить работоспособность таможенных информационных систем и, в конечном итоге, обеспечить собираемость таможенных и налоговых платежей. Кроме того, применение такой информационной технологии снизит влияние человеческого фактора на принимаемые решения, что неизменно повлечет за собой рост доверия к таможенным органам при совершении таможенных операций на этапе помещения товаров под таможенную процедуру.

Литература:

  1. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 344 с.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 2. Ст. 109.
  3. Реферат к Отчету о научно-исследовательской работе «Разработка научно-методических подходов и методических рекомендаций по реализации технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров» Руководитель проекта, к.т.н., доцент М.И. Чердынцева // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/ДТИ%20(Сайт.%20Деятельность.%20Проект-Авторегистрация-Автовыпуск.%20НИР.%20Отчёт).pdf (дата обращения: 14.11.2016).
  4. Распоряжение ФТС России от 30 января 2015 г. № 32-р «Об утверждении алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, и алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой экспорта».
  5. Шкленский С. Декларации регистрируются автоматически // Информационно-аналитическое обозрение «Таможенные новости» URL: http://customsexpert.ru/articles/deklaratsii-registriruyuts.htm (дата обращения: 12.11.2016).
  6. Применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров // Новости ФТС России. 21.07.2016. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23707:2016-07-21-11-59-32&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055(дата обращения: 14.11.2016).

[1]Вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило, денежная, за использование патентов, авторских прав, франшиз, природных ресурсов и других видов собственности.

Основные термины (генерируются автоматически): таможенная декларация, автоматическая регистрация, товар, автоматический режим, орган, Россия, таможенный орган, электронный документ, Евразийский экономический союз, Российская Федерация.


Похожие статьи

Внедрение автоматической регистрации декларации на товары: преимущества, проблемы и направления их решения

Особенности правового механизма взимания таможенных пошлин

Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Развитие института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Особенности правовой природы таможенных пошлин

Таможенные платежи при электронном декларировании на примере таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»

Статья посвящена теоретическим основам видов таможенных платежей, уплачиваемых при помещении товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Рассмотрены формулы расчёта особенности исчисления, декларирования и уплаты таможенных п...

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Основные направления совершенствования таможенных операций при исполнении импортной сделки

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования таможенных операций при исполнении импортной сделки.

Похожие статьи

Внедрение автоматической регистрации декларации на товары: преимущества, проблемы и направления их решения

Особенности правового механизма взимания таможенных пошлин

Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Развитие института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

Особенности правовой природы таможенных пошлин

Таможенные платежи при электронном декларировании на примере таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»

Статья посвящена теоретическим основам видов таможенных платежей, уплачиваемых при помещении товаров под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Рассмотрены формулы расчёта особенности исчисления, декларирования и уплаты таможенных п...

Направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Исследование теоретических основ и нормативно-правового регулирования таможенного контроля ввоза на территорию Российской Федерации алкогольной продукции

Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования

В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Основные направления совершенствования таможенных операций при исполнении импортной сделки

В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования таможенных операций при исполнении импортной сделки.

Задать вопрос