Ключевые слова: таможенные операции, таможенное декларирование, выпуск товаров, электронное декларирование, удаленный выпуск.
Таможенные операции занимают одно из ключевых мест в действующем таможенном законодательстве Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), в связи с чем представляется актуальным их углубленное изучение.
Действующий в настоящее время Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС, Таможенный кодекс) подразделяет все таможенные операции на две группы: таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, и таможенные операции, связанные с помещением под таможенную процедуру [1].
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, являются малоизученными в науке, хотя некоторые аспекты их совершения и правовой регламентации были рассмотрены в диссертационных исследованиях. Так, А.Б. Новиков предлагал ввести в ТК ТС «положения о структуре таможенного оформления (об основном и подготовительном таможенном оформлении)» [3]. Причем, по его мнению, «основное таможенное оформление включает операции декларирования и выпуска товаров, а подготовительное – операции прибытия (убытия) товаров и транспортных средств на таможенную территорию (с таможенной территории) Таможенного союза и временное хранение». Вопросы развития института таможенных операций следует рассматривать и с точки зрения их административно-правового содержания, основываясь на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [2].
Следует согласиться с мнением исследователей в том, что отсутствие определения термина «таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру» является правовым пробелом в таможенном законодательстве, действующем на территории Союза. Раскрытие его правовой сущности позволяет сделать вывод о том, что это особый институт, представляющий собой правовую конструкцию юридических норм, регулирующих таможенные правоотношения в сфере таможенного дела, в сою очередь, связанные с декларированием и выпуском товаров.
К таможенным операциям, связанным с помещением товаров под таможенную процедуру, относят таможенное декларирование и выпуск товаров.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, регламентируется таможенным законодательством ЕАЭС, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств – членов ЕАЭС, – законодательством государств – членов ЕАЭС [1, ст. 173].
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию, которое ведется в целях исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики, а также применения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и иного законодательства государств – членов ЕАЭС.
Согласно статье 4 ТК ТС таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. В отношении ввозимых товаров таможенная декларация по общему правилу подается до истечения срока их временного хранения, в отношении вывозимых – до их убытия с таможенной территории ЕАЭС.
Таможенная декларация может быть подана в письменном и электронном виде. Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 [4].
По мнению участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), основными преимуществами электронного декларирования являются:
1. Сокращение временных и финансовых издержек, вызываемых простоем транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при проведении погрузочно-разгрузочных работ на складах временного хранения и при нахождении иностранных товаров на временном хранении.
2. Взаимодействие участников ВЭД и их представителей с таможенными органами в режиме реального времени не только позволяет оперативно отслеживать все этапы совершения таможенных операций, но и делает процесс помещения товаров под таможенную процедуру максимально прозрачным.
3. Применение электронного декларирования способствует оптимизации документооборота посредством сокращения использования бумажных носителей.
Более того, электронное декларирование исключает возможность личного контакта участника ВЭД и должностных лиц таможенных органов, что в значительной степени минимизирует риск совершения коррупционных действий.
Еще одним важным аспектом является реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации [5], которая подразумевает удаленную подачу таможенной декларации, что оказывается возможным только при использовании электронного декларирования [6].
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [7] значительным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур стало расширение практики электронного декларирования, в том числе и внедрение технологии удаленного выпуска.
Удаленный выпуск товаров – технология, предусматривающая совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, во внутреннем таможенном органе при фактическом размещении товаров и транспортных средств на складе временного хранения, расположенном в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и осуществлении обмена информацией между этими таможенными органами в электронном виде. Данная технология создана в целях оптимизации процесса совершения таможенных операций в условиях неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов путем разделения функций между внутренними таможенными органами, ответственными за регистрацию подаваемых таможенных деклараций, и приграничными таможенными органами, уполномоченными на проведение таможенного контроля [8].
Выпуск товаров представляет собой правовой институт, «состоящий из совокупности юридических норм, регулирующих совершение таможенных операций по проверке таможенными органами сведений, содержащихся в таможенных документах, и выдаче по итогам такой проверки разрешения заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с избранной таможенной процедурой» [9]. Выпуск товаров осуществляется должностным лицом таможенных органов путем проставления необходимых отметок на таможенную декларацию, коммерческие и транспортные документы, а в случае подачи электронной декларации – внесением соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.
В настоящее время ведутся исследования в области информационных таможенных технологий, направленные на внедрение автоматического принятия решения о выпуске товаров, перемещаемых через таможенную границу, при котором все таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, в том числе и проверка правильности заполнения таможенной декларации, будут осуществляться без участия должностных лиц таможенных органов. Основной целью введения данной технологии является сокращение количества времени, необходимого для выпуска товаров, которое будет определяться только скоростью работы информационных систем и компьютерных технологий таможенных органов [10].
Таким образом, таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, представляют собой административно-правовой институт, являющийся совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе таможенного декларирования и выпуска товаров. Таможенное декларирование товаров в электронной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», является современной реалией в эпоху информационного общества. Внедрение информационных технологий обеспечивает сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД, увеличивает скорость совершения таможенных операций, а также значительно повышает уровень прозрачности деятельности таможенных органов, обеспечивая наибольшую объективность при помещении товаров под таможенную процедуру.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 32. Ст. 4810.
- Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2011. 41 с.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org.
- Приказ ФТС России от 01.10.2008 № 1221 «О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года «О проекте концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенным к государственной границе Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Бякин Г.И. Таможенные операции. Учебное пособие. – Спб.: Интермедия, 2014. 267 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 2. Ст. 109.
- Технология удаленного выпуска – перспективная форма таможенного администрирования [Электрон. ресурс]: Федеральная таможенная служба: Северо-западное таможенное управление. СПб: sztu.customs.ru, 2004 – 2013. URL: http://sztu.customs.ru.
- Шевченко Ж.Д. Теоретико-правовые аспекты таможенного регулирования таможенных операций, связанных с выпуском товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 2 (35). С. 168-173.
- Четыре важных преимуществ электронного декларирования [Электрон. ресурс]: TKS.ru: все о таможне. М: tks.ru, 2000 – 2016. URL: http://www.tks.ru.