Сегодня Россия гораздо больше потребляет товары из натурального меха, чем их производит. В России изделия из натурального меха всегда были популярным товаром, поскольку основная территория государства расположена в относительно холодном климатическом поясе. Следовательно, в целях сокращения бюджетных потерь со стороны государства, в целях защиты интересов конечного потребителя, а также в целях сохранности объектов животного мира, крайне необходимо контролировать процесс перемещения таких стратегически важных товаров через таможенную границу, что обуславливает актуальность выбранной темы. XXI век, век высоких технологий, в промышленности используются различные виды технологии для маркировки и идентификации товаров и грузов, в том числе, когда речь идет о меховых изделиях, в целях совершенствования института таможенного контроля.
Работа по созданию системы маркировки, с целью обеспечения легальности ввоза меховых товаров началась еще с начала 2014 года.
В связи с этим следует обратить внимание на этапы создания нормативно-правового регулирования, которое способствует введению системы маркировки изделий из меха, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Этапы создания и введения нормативно правового регулирования, с целью введения системы маркировки пушно-меховых изделий
Этапы |
Нормативно-правовой документ |
Описание |
Этап 1 |
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2014 года № 28 «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности» |
Признание целесообразным создание системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности для контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. |
Этап 2 |
Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне Глав государств от 10 октября 2014 года № 88 «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» |
Правительствам государств - членов ЕАЭС поручено обеспечить реализацию пилотного проекта. Предусмотрено введение маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (код ТН ВЭД ЕАЭС 4303) |
Этап 3 |
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 года № 19 был утвержден план-график реализации пилотного проекта по введению маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» на 2015 – 2016 годы. |
С целью реализации пилотного проекта государствам – членам Евразийского экономического союза рекомендовано использовать техническое задание на создание информационной системы маркировки товаров при разработке национальных компонентов информационной системы маркировки товаров |
Этап 4 |
Соглашение О реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы Одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» |
- утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками. - товары можно будет маркировать за пределами таможенной территории ЕАЭС (до ввоза товаров). Кроме того, законодательством государств – членов ЕАЭС может быть предусмотрена возможность маркировки контрольными знаками после выпуска товаров в специализированных складских помещениях |
Этап 5 |
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года № 70 и от 02 декабря 2015 года № 86 «Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 08 сентября 2015 года» |
утверждены документы, являющиеся ключевыми для формирования технического облика создаваемой информационной системы и определения основных параметров межведомственного информационного взаимодействия. Сформирован перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, установлены характеристики контрольного (идентификационного) знака, определен порядок его нанесения и требования к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках |
Этап 6 |
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года № 3 «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Обеспечение обмена сведениями о товарах, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, произведенных или ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе при трансграничном обороте таких товаров на территории Евразийского экономического союза» |
определенны требования к структуре и формату информации, передаваемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки передачи такой информации, требования к информационной системе маркировки товаров |
Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы. Изначально предполагалось введение маркировки для отдельных видов продукции легкой промышленности. Но в ходе работы по созданию системы маркировки было решено начать этот процесс с маркировки наиболее дорогостоящей и налогоемкой продукции легкой промышленности, а именно – изделий из меха.
Органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по формированию в государствах – членах Евразийского экономического союза системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности, в Российской Федерации является ФНС России.
Было установлено, что создаваемая система маркировки товаров будет базироваться на технологии маркировки контрольными идентификационными знаками с радиочастотными метками (RFID-метки, от английского Radio Frequency IDentification – радиочастотная идентификация). По созданию системы маркировки товаров была проведена огромная работа, которая сейчас близится к завершению.
На сегодняшний день данную систему используют и участники ВЭД, что обусловлено наличием на рынке большого количества незаконно ввезенных и контрафактных изделий из меха. В пример следует привести сеть торговых организаций « Снежная королева», которая использует данную систему маркировки. Каждый покупатель может получить всю информацию о любом меховом изделии.
Федеральной Налоговой Службой России разработано бесплатное мобильное и стационарное приложение «ПРОВЕРКА ТОВАРОВ» для выявления контрафактной продукции из натурального меха путём считывания QR-кода на этикетке изделия. Наглядно данный QR-код изображен на рисунке 1.
Рис. 1. QR-код на этикетке мехового изделия
После вступления в силу решения об утверждении Перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками (с первого апреля 2016 года) помещение товаров (изделия из меха) под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта в Российской Федерации будет возможно только при наличии на них контрольных идентификационных знаков, в связи с этим приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа немаркированных изделий из натурального меха запрещена. За нарушение данных правил предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары» предусмотрено указание в графе 31 декларации на товары для товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, помещаемых под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления, идентификационных номеров (идентификаторов) контрольных (идентификационных) знаков.
Важным аспектом в рамках исследования является анализ динамики импорта товарной группы изделий, отраженной в таблице 2.
Таблица 2
Динамика импорта товарной группы 4303 по основным странам-партнерам с 2013 г. по 3 квартал 2016 г.
(тыс. долл. США)
Страны |
Импорт |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 3квартал |
|
Германия |
9281,2 |
8738,5 |
1263,2 |
1002 |
Греция |
24653 |
17131,2 |
4407,2 |
3975 |
Италия |
27889 |
23094,7 |
11222,7 |
5713 |
Китай |
96151,6 |
98091 |
63124,5 |
25194 |
Турция |
51941,7 |
41932,5 |
25287,6 |
1803 |
Источник: рассчитано автором с использованием данных с официального сайта ФТС России
Анализ данных таблицы показывает, что в 2013 в географической структуре импорта по основным партнерам среди рассматриваемых стран первое место занимает Китай, с количеством ввезенных товаров на сумму 96151,6 тысяч долларов США, второе место по стоимости ввезенных товаров, занимает Турция, самую наименьшую позицию среди рассматриваемых стран имеет Германия, где было ввезено пушно-меховых изделий на сумму 9281,2 тысяч долларов США.
В 2015 году по сравнению с 2013 годом рейтинг стан по стоимости ввезенных товаров остался нежизненным, но следует отметить, что сохранилась тенденция к снижению.
Таким образом, контроль при декларировании и выпуске товаров основывается на принципах выборочности, применяемый в системе управления рисками. Таможенный инспектор при таможенном контроле применяет разработанные профили риска, при выборе форм, степени и объема таможенного контроля, где марка является дополнительным инструментом идентификации легального импорта. И в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, благодаря этому важному нововведению, проверяемому будет намного легче доказать законность ввоза реализуемой продукции, а значит и таможенный контроль маркированных идентифицируемых товаров будет для владельца товара менее обременительным.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в настоящий момент система маркировки меховых изделий применяется и на уровне ЕАЭС. А так же решается вопрос о применении данной системы маркировки в отношении других товаров. Данная идентификация позволит пресечь нелегальный ввоз изделий из меха. Также сократить время осуществления таможенных операций и проведения таможенного контроля, что в свою очередь одновременно повысит результативность и качество.
Литература:
- Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары».
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2014 года № 28 «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности».
- Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне Глав государств от 10 октября 2014 года № 88 «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
- Соглашение О реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».
- Kostin A.A., Mukhortova Yu.O., Chetverikova Ya.S. Carrying the Customs Authorities of the State Control in the context of Improving the System of Customs Administration / Sustainable economic development of regions ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 104-119.
- Prokushev E.F., Kostin A.A., Moskalenko O.A. Modern conditions of Russia Integration in the System of World Economic relations / European Science and Technology Materials of the International research and practice conference. Wiesbaden: Bildungszentrum Rodnik e. V., 2012. С. 707-717.
- Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=489&limitstart=100 (дата обращения: 22.02.2017).