Таможенный контроль маркированных идентифицируемых товаров как способ борьбы с незаконным ввозом на таможенную территорию ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боненко, Т. А. Таможенный контроль маркированных идентифицируемых товаров как способ борьбы с незаконным ввозом на таможенную территорию ЕАЭС / Т. А. Боненко, С. А. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41401/ (дата обращения: 15.11.2024).



Сегодня Россия гораздо больше потребляет товары из натурального меха, чем их производит. В России изделия из натурального меха всегда были популярным товаром, поскольку основная территория государства расположена в относительно холодном климатическом поясе. Следовательно, в целях сокращения бюджетных потерь со стороны государства, в целях защиты интересов конечного потребителя, а также в целях сохранности объектов животного мира, крайне необходимо контролировать процесс перемещения таких стратегически важных товаров через таможенную границу, что обуславливает актуальность выбранной темы. XXI век, век высоких технологий, в промышленности используются различные виды технологии для маркировки и идентификации товаров и грузов, в том числе, когда речь идет о меховых изделиях, в целях совершенствования института таможенного контроля.

Работа по созданию системы маркировки, с целью обеспечения легальности ввоза меховых товаров началась еще с начала 2014 года.

В связи с этим следует обратить внимание на этапы создания нормативно-правового регулирования, которое способствует введению системы маркировки изделий из меха, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Этапы создания и введения нормативно правового регулирования, с целью введения системы маркировки пушно-меховых изделий

Этапы

Нормативно-правовой документ

Описание

Этап 1

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2014 года № 28 «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности»

Признание целесообразным создание системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности для контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Этап 2

Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне Глав государств от 10 октября 2014 года № 88 «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства»

Правительствам государств - членов ЕАЭС поручено обеспечить реализацию пилотного проекта. Предусмотрено введение маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (код ТН ВЭД ЕАЭС 4303)

Этап 3

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2015 года № 19 был утвержден план-график реализации пилотного проекта по введению маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» на 2015 – 2016 годы.

С целью реализации пилотного проекта государствам – членам Евразийского экономического союза рекомендовано использовать техническое задание на создание информационной системы маркировки товаров при разработке национальных компонентов информационной системы маркировки товаров

Этап 4

Соглашение О реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными

(идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы

Одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»

- утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками.

- товары можно будет маркировать за пределами таможенной территории ЕАЭС (до ввоза товаров). Кроме того, законодательством государств – членов ЕАЭС может быть предусмотрена возможность маркировки контрольными знаками после выпуска товаров в специализированных складских помещениях

Этап 5

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года № 70 и от 02 декабря 2015 года № 86 «Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 08 сентября 2015 года»

утверждены документы, являющиеся ключевыми для формирования технического облика создаваемой информационной системы и определения основных параметров межведомственного информационного взаимодействия. Сформирован перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, установлены характеристики контрольного (идентификационного) знака, определен порядок его нанесения и требования к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках

Этап 6

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года № 3 «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Обеспечение обмена сведениями о товарах, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, произведенных или ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе при трансграничном обороте таких товаров на территории Евразийского экономического союза»

определенны требования к структуре и формату информации, передаваемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оборот товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки передачи такой информации, требования к информационной системе маркировки товаров

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы. Изначально предполагалось введение маркировки для отдельных видов продукции легкой промышленности. Но в ходе работы по созданию системы маркировки было решено начать этот процесс с маркировки наиболее дорогостоящей и налогоемкой продукции легкой промышленности, а именно – изделий из меха.

Органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по формированию в государствах – членах Евразийского экономического союза системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности, в Российской Федерации является ФНС России.

Было установлено, что создаваемая система маркировки товаров будет базироваться на технологии маркировки контрольными идентификационными знаками с радиочастотными метками (RFID-метки, от английского Radio Frequency IDentification – радиочастотная идентификация). По созданию системы маркировки товаров была проведена огромная работа, которая сейчас близится к завершению.

На сегодняшний день данную систему используют и участники ВЭД, что обусловлено наличием на рынке большого количества незаконно ввезенных и контрафактных изделий из меха. В пример следует привести сеть торговых организаций « Снежная королева», которая использует данную систему маркировки. Каждый покупатель может получить всю информацию о любом меховом изделии.

Федеральной Налоговой Службой России разработано бесплатное мобильное и стационарное приложение «ПРОВЕРКА ТОВАРОВ» для выявления контрафактной продукции из натурального меха путём считывания QR-кода на этикетке изделия. Наглядно данный QR-код изображен на рисунке 1.

Рис. 1. QR-код на этикетке мехового изделия

После вступления в силу решения об утверждении Перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками (с первого апреля 2016 года) помещение товаров (изделия из меха) под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и реимпорта в Российской Федерации будет возможно только при наличии на них контрольных идентификационных знаков, в связи с этим приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа немаркированных изделий из натурального меха запрещена. За нарушение данных правил предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары» предусмотрено указание в графе 31 декларации на товары для товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, помещаемых под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления, идентификационных номеров (идентификаторов) контрольных (идентификационных) знаков.

Важным аспектом в рамках исследования является анализ динамики импорта товарной группы изделий, отраженной в таблице 2.

Таблица 2

Динамика импорта товарной группы 4303 по основным странам-партнерам с 2013 г. по 3 квартал 2016 г.

(тыс. долл. США)

Страны

Импорт

2013

2014

2015

2016 3квартал

Германия

9281,2

8738,5

1263,2

1002

Греция

24653

17131,2

4407,2

3975

Италия

27889

23094,7

11222,7

5713

Китай

96151,6

98091

63124,5

25194

Турция

51941,7

41932,5

25287,6

1803

Источник: рассчитано автором с использованием данных с официального сайта ФТС России

Анализ данных таблицы показывает, что в 2013 в географической структуре импорта по основным партнерам среди рассматриваемых стран первое место занимает Китай, с количеством ввезенных товаров на сумму 96151,6 тысяч долларов США, второе место по стоимости ввезенных товаров, занимает Турция, самую наименьшую позицию среди рассматриваемых стран имеет Германия, где было ввезено пушно-меховых изделий на сумму 9281,2 тысяч долларов США.

В 2015 году по сравнению с 2013 годом рейтинг стан по стоимости ввезенных товаров остался нежизненным, но следует отметить, что сохранилась тенденция к снижению.

Таким образом, контроль при декларировании и выпуске товаров основывается на принципах выборочности, применяемый в системе управления рисками. Таможенный инспектор при таможенном контроле применяет разработанные профили риска, при выборе форм, степени и объема таможенного контроля, где марка является дополнительным инструментом идентификации легального импорта. И в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, благодаря этому важному нововведению, проверяемому будет намного легче доказать законность ввоза реализуемой продукции, а значит и таможенный контроль маркированных идентифицируемых товаров будет для владельца товара менее обременительным.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в настоящий момент система маркировки меховых изделий применяется и на уровне ЕАЭС. А так же решается вопрос о применении данной системы маркировки в отношении других товаров. Данная идентификация позволит пресечь нелегальный ввоз изделий из меха. Также сократить время осуществления таможенных операций и проведения таможенного контроля, что в свою очередь одновременно повысит результативность и качество.

Литература:

  1. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары».
  2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2014 года № 28 «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности».
  3. Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне Глав государств от 10 октября 2014 года № 88 «О разработке системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
  4. Соглашение О реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».
  5. Kostin A.A., Mukhortova Yu.O., Chetverikova Ya.S. Carrying the Customs Authorities of the State Control in the context of Improving the System of Customs Administration / Sustainable economic development of regions ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 104-119.
  6. Prokushev E.F., Kostin A.A., Moskalenko O.A. Modern conditions of Russia Integration in the System of World Economic relations / European Science and Technology Materials of the International research and practice conference. Wiesbaden: Bildungszentrum Rodnik e. V., 2012. С. 707-717.
  7. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=489&limitstart=100 (дата обращения: 22.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): натуральный мех, легкая промышленность, таможенный контроль, Евразийская экономическая комиссия, знак, отдельный вид продукции, пилотный проект, система маркировки, товар, Евразийский экономический союз.


Похожие статьи

Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции

Правовое регулирование деятельности ломбардов в странах ЕАЭС

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров

Виды доказательств по делам об административных правонарушениях, используемые таможенными органами в целях привлечения к административной ответственности за незаконное использование товарного знака

Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Похожие статьи

Исполнительное право: Таможенная процедура реэкспорта в Таможенном кодексе Таможенного союза

Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Исследование особенностей деятельности таможенных органов, связанной с пресечением ввоза санкционных товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Роль таможенных органов в системе государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности ввозимой пищевой продукции

Правовое регулирование деятельности ломбардов в странах ЕАЭС

Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров

Виды доказательств по делам об административных правонарушениях, используемые таможенными органами в целях привлечения к административной ответственности за незаконное использование товарного знака

Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Задать вопрос