Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска.
С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Со 2 января 2015 г. вступил в силу документ (подписан в г. Минске 10.10.2014) о присоединении к Договору Республики Армения, а 24.07.2015 г. вступил в силу Договор о присоединении к ЕАЭС Кыргызской Республики [1].
Отметим, что действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) работал без каких-либо системных сбоев более шести лет, с июля 2010 года. Но переход на новый этап интеграции – создание ЕАЭС, пересмотр всех нормативно-правовых актов, действовавшей ранее, изменение терминологии и подходов к регулированию – потребовал пересмотра и международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Как было заявлено членом Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК, при подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и 6 проектов международных договоров, были решены многие другие задачи. Например, по модернизации таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, по сокращению национального сегмента таможенного регулирования, по учету положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года, по устранению существующих в ТК ТС недочетов и коллизий [5].
Так, информационные системы и технологии, которые сейчас применяются таможней, ушли настолько вперед, что нормы ТК ТС, которыми предусмотрен бумажный документооборот, замедляют процессы в совершенствовании таможенного администрирования, а порой даже противоречат практике работы таможенных органов. Таким образом, развитие IT и применение электронного таможенного декларирования товаров в таможенной сфере – один из ключевых вопросов ТК ЕАЭС. По мнению создателей проекта, к 2020 году субъекты хозяйствования станут общаться с таможенными органами только в электронной форме. Предполагается, что половина товаров после автоматической проверки при помощи системы управления рисками (СУР) будет автоматически выпускаться за 10-15 минут, при этом без участия должностного лица таможенного органа.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономических отношений, в том числе, в области организации и проведения таможенного контроля.
Повышение эффективности управления в таможенных органах в целом и снижение зависимости управленческих решений от субъективных факторов – опыта сотрудников проектов, интересов руководителей отдельных подразделений, коммуникационных проблем – достигается за счет внедрения единой системы управления, которая представляет собой комплекс организационных, методических и информационных средств, поддерживающих процессы управления в структуре таможенных органов.
Понятие «риск» встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. В ТК ТС риск определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Союза и законодательства государств-членов Союза.
Цель СУР состоит в определении товаров и транспортных средств международной перевозки, документы и лица, подлежащих таможенному контролю и форм таможенного контроля, применяемых к ним, а также степени и объема таможенного контроля.
Задачи СУР представлены как в ТК ТС, так и на национальном уровне: обеспечение в пределах компетенции таможенного органа мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды; сосредоточение внимания на областях повышенного риска; ускорение проведения таможенных операций.
Тенденции, связанные с усложнением структуры внешнеторгового оборота, деятельности контрагентов при совершении внешнеторговых операций, требуют от таможенных органов своевременного реагирования на все проявления правонарушений в области таможенного законодательства ЕАЭС. Для выявления таких правонарушений таможенные органы все чаще и полномасштабнее используют СУР.
В таможенных органах РФ реализован полный цикл процесса управления рисками, в ходе которого проводится непрерывный сбор необходимой информации и оценка рисков, разрабатываются профили рисков, осуществляется воздействие на выявленные рисков и оценка результативности воздействия, дальнейшая актуализация мер и порядка их применения. При этом большинство технологических операций автоматизировано.
К недостаткам существующего в Российской Федерации механизма минимизации рисков можно отнести:
несовершенство программных средств реализации СУР;
проблемы применения СУР на некоторых участках работы, которые связаны с недостаточной информационно-технической оснащенностью.
Однако, управление рисками не должно сводиться исключительно к мониторингу и контролю, с другой стороны, отсутствие последних также вредно. Уполномоченные должностные лица таможенных органов, игнорирующие риски и не достигающие поставленных целей, также неэффективны, как и слишком осторожные руководители, которые не используют открывающиеся перед ними возможности. В рамках мониторинга отслеживается в первую очередь выполнение мероприятий по устранению или минимизации рисков.
Риск считается выявленным при одновременном совпадении всех сведений, указанных в профиле риска, с учетом исключений из области рисков. Целесообразно исключить формулировки, имеющие двоякую трактовку положений нормативных правовых актов, распространить СУР на все таможенные операции.
Проект нового Таможенного кодекса включает нововведения в различных областях ВЭД. Институт таможенного контроля является важными институтом таможенного права. Этим и определяется повышенное внимание к нему со стороны предпринимательского сообщества в настоящее время.
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС принесет изменения и в область таможенного контроля, а, следовательно, и СУР. Так, согласно проекту ТК ЕАЭС, «таможенный контроль» – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы. Таким образом, по сравнению с действующим законодательством из определения таможенного контроля исключено прямое упоминание СУР. Теперь СУР посвящена глава 49 проекта ТК ЕАЭС. Здесь появились новые термины, относящиеся к системе управления рисками, а именно: определения таможенного риска, идентификации риска и мер по минимизации рисков. Согласно проекту ТК ЕАЭС, «меры по минимизации рисков» – формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, установленные проектом ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов.
В соответствии с проектом ТК ЕАЭС к мерам по минимизации рисков относятся формы таможенного контроля: проверка таможенных, иных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.
Что касается целей использования СУР, согласно проекту ТК ЕАЭС таможенные органы используют ее для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков. В соответствии с действующим ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Применение СУР способствует сокращению времени на проведение таможенного контроля, повышению его результативности, а в итоге способствует поддержанию экономической безопасности. Исследование норм проекта ТК ЕАЭС, регулирующих применение СУР в ЕАЭС, на наш взгляд, говорит о том, что в новом кодексе отражены современные подходы к понятиям таможенного контроля и СУР, об их влиянии на развитие системы таможенного администрирования можно будет говорить спустя определенное время после начала действия новых норм на практике.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития системы управления рисками являются совершенствование аналитической деятельности и механизмов мониторинга таможенных органов, категорирование участников внешнеэкономической деятельности и товаров, в зависимости от уровня нарушения таможенного законодательства [3, c. 151].
Таким образом, для качественного изменения и совершенствования сложившейся системы таможенного администрирования СУР требуется система XXI века, основанная на системе «искусственного интеллекта», а не на решениях должностных лиц таможенных органов. Уход от человеческого фактора, не исключая при этом применение интуитивного профиля рисков как в процессе аналитической работы, так и при проведении таможенного и иных видов государственного контроля должностными лицами таможенных органов, будет способствовать, в том числе, исключению коррупционных проявлений.
Огромные возможности, которые открываются в процессе совершенствования системы управления рисками, трудно переоценить. Новые подходы, использование незадействованных ранее резервов и мирового опыта вместе с применением современных технологий дают весомый шанс кардинально повысить эффективность и качество таможенного контроля.
Литература:
- Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 18 декабря 2014 года № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 22.12.2016).
- Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств) от 27 октября 2009 года № 17 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Cт. 6615.
- Богомяков Е.Ю. Развитие системы таможенного контроля в рамках Евразийского экономического союза // Апробация. 2016. № 1 (40). С. 150-152.
- Вериго С.А. Система управления рисками как составная часть таможенного контроля /Образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М., 2016. С. 105-110.
- Интервью с членом Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК В.Гошиным. URL: http://www.customs-code.ru/the-news/455-news-ts/18150-new-tk-eas (дата обращения: 22.12.2016).
- Костин А.А., Костина О.В. Правовые и организационные основы совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС / Актуальные проблемы развития таможенного дела: Сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. М, 2016. С. 26-29.
- Костин А.А., Костина О.В. Совершенствование института таможенного контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС / Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 71-74.
- Потапина К.В. Применение систем управления рисками в таможенном деле // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 3. С. 91-93.