В современном мире актуальной проблемой является взаимосвязь человека с природой. Только деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания законов природы, и осознание того, что человек — ее часть, может спасти планету. Сегодня экологическая проблема встает не только в ракурсе сохранения окружающей среды от загрязнения, но и заявляется как проблема предотвращения стихийного воздействия на природу в сознательно развивающемся взаимодействии с ней. Это взаимодействие осуществляется только при условии наличия у каждого человека достаточного уровня экологического сознания и экологической культуры, становление которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В самом широком смысле этого слова, экологическое сознание представляет сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия.
Под экологическим сознанием Э. В. Гирусов понимает совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Для того чтобы у человека произошло формирование экологического сознания, по словам Э. В. Гирусова, необходима такая перестройка взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы станут одновременно нормами его поведения по отношению к природе [1, с.3].
Б. Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание должно включать в себя экологические знания: выводы, сведения, факты, обобщения о взаимоотношениях и обмене, которые происходят в мире животных и растений, в сфере их обитания и окружающей среде. Экологическая ответственность и эстетические чувства, являющиеся составной частью экологического сознания, побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, леса земли, атмосферы [3, с. 230]. В. И. Медведева и А. А. Алдашова считают, что понятие экологическое сознание должно также охватывать ту область человеческих знаний и действий, которая связана с воздействием человека на объекты и процессы в природе, приводящие к изменениям самой структуры природы [4, с. 16].
В. А. Скребец попытался выделить структурные компоненты и описать основные свойства или признаки экологического сознания. Если рассматривать структурные компоненты, то исследователь прежде всего выделяет центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; нормативы экологического взаимодействия с природой, которые характерны для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, усвоенного определенной категорией людей, а также конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.
К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:
– саморефлексивность;
– опосредованность знаками, символами, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;
– социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе ценностями, нормами, а также сформировавшимися традициями;
– внутренний диалогизм и др. [5, с.29].
По мнению Д. С. Дерябо и В. А. Ясвина, важной характеристикой экологического сознания является субъектное восприятие природных объектов. У взрослого населения формирование субъектного отношения к природе сопряжено с определенными трудностями, а некоторые авторы считают, что за ограниченное время в сложившихся условиях сформировать его практически невозможно. Поэтому в этой сфере стратегическую работу необходимо начинать в юном возрасте, пока сознание в такой мере не отягощено антропоцентрическими и технократическими установками как у взрослых [2, с. 56].
Такие ученые как Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, обращают внимание на то, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания, а также формирования экологической культуры.
Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. У ребенка в этом возрасте начинает развиваться эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит формирование основ нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно становление экологического сознания у дошкольников, а так же формирование у детей экологической культуры, правил и норм взаимодействия с природой, воспитание сопереживания и бережного отношения к ней, проявление активности в практическом решении некоторых экологических проблем.
Становление экологического сознания дошкольника — это становление осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, которые охраняют и создают ее. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Старший дошкольный возраст характеризуется довольно высокой ступенью развития физиологических, творческих, познавательных способностей. Это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками. Появляется внутренняя речь, хорошо выражены и развиты анализ и синтез окружающей действительности. В полной мере проявляется характер. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе. Так же дети в этом возрасте накопили уже довольно большой объем о явлениях природы и их свойствах
Трудовая деятельность в сфере природы усложняется, становится более инициативной, систематизированной и разнообразной: дети самостоятельно и охотно кормят и заботятся о животных, сажают и ухаживают за растениями, наблюдают за их развитием и ростом, также собирают овощи, семена.
В старшем дошкольном возрасте формируются эмоционально-волевые качества: инициативность, ответственность, самоорганизация, самоконтроль. Установки экологического поведения усложняются, упрочняются. Мотивированность оценки приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.
Учитывая возрастные характерологические особенности дошкольников, к которым в норме относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, воспитание и становление экологического сознания (ответственности, гуманности, любви к родной природе) должно идти через сострадание, сопереживание. Эти чувства определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают. Активная позиция способствует овладению умениями по уходу за домашними животными, комнатными растениями, зимующими птицами и т. д.
Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний. Ребенок радуется травке, ярким цветам, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, любуется радугой. Еще К. Д. Ушинский обращал внимание положительное воздействие природы на психику детей, на их всестороннее развитие в процессе общения с природой. Ребенок действительно исследует окружающий мир, его притягивает все яркое, красивое, необычное. Он по-настоящему испытывает огромную радость от процесса общения с природой.
В. Я. Ясвин, опираясь на исследования А. В. Запорожца, Я. З. Неверович и других ученых, делает вывод о том, что у ребенка присутствует субъективное отношение к миру природы, которое проявляется, в первую очередь, в познавательной деятельности. Если взрослому достаточно любоваться красивой бабочкой, порхающей над цветком, ребенку хочется эту бабочку поймать и потрогать. Наличие познавательных компонентов в структуре эмоциональных процессов приводит к формированию синтетических эмоционально-гностических комплексов. В. Я. Ясвин подчеркивает, что у дошкольника преобладает когнитивный компонент отношения, а его модальность носит субъектно-прагматический характер. Следовательно, отношение к природе в дошкольном возрасте может быть обозначено как субъектно-познавательное, субъектно- прагматическое [6, с. 200].
Итак, в настоящее время аспекты взаимодействия природы и человека составляют глобальную экологическую проблему, суть которой не столько эффективное, сколько природосберегающее и созидательное отношение современного человека к среде обитания. Состояние общественного экологического сознания и культуры взрослого населения вызывает серьезную тревогу. Начинать становление экологического сознания нужно с дошкольного возраста, благоприятного для формирования начальных экологических представлений с позиций взаимодействия природной и личностной систем.
Литература:
- Гирусов Э. В., Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия «Философия. — 1996. — № 1. — С. 3–14
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. — 480 с.
- Лихачев Б. Т. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2001. — 607 с.
- Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. Уч. пос.. — 2-е изд. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Скребец В. А. Экологическая психология: Учебное пособие. — К.: МАУП, 1998. — 144 с.
- Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000. — 456 с.