В рамках работы раскрываются особенности статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с момента введения статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации по настоящее время. Анализируются редакции статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с 2004 года по 2016 году. Предлагаются пути совершенствования настоящей статьи в сфере противодействия организации незаконной миграции.
Ключевые слова: организация незаконной миграции, мигрант, уголовная ответственность, лишение свободы, незаконный въезд, незаконное пребывание, незаконный выезд
В настоящей статье хотелось бы затронуть тему регламентации уголовной ответственности за организацию незаконной миграции. Ответственность за данное преступление предусмотрено статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с необходимостью эффективного регулирования вопросов ответственности не только самих мигрантов, но и непосредственно тех, кто организовывает незаконную миграцию, 28 декабря 2004 г. Федеральным законом № 187-ФЗ в российское уголовное законодательство была введена ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Введение данного состава было обусловлено «социальными реалиями», распространенностью нелегальной миграции и необходимостью повышения эффективности противодействия таким деяниям с учетом международных обязательств РФ.
В соответствии с российским законодательством незаконная миграция представляет собой незаконный въезд на территорию Российской Федерации, незаконное пребывание и незаконный выезд с территории Российской Федерации граждан иностранных государств, а также лиц, не имеющих гражданства, а все эти действия сопровождаются нарушениями российского законодательства, которое регулирует вопросы въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда граждан других государств.
Понятие «организации» по отношению к незаконной миграции включает не только непосредственную организацию самого процесса незаконной миграции, но и содействие совершению незаконной миграции советами, различного рода указаниями, а также обеспечением необходимыми средствами или обеспечением устранения препятствий, руководство указанными действиями.
Если анализировать механизм регулирования настоящей статьей Уголовного кодекса РФ отношений в сфере незаконной миграции ответственность за организацию незаконной миграции наступала в редких случаях и в основном по первой части статьи, которая предусматривала ответственность в виде назначения штрафа в размере до двухсот тысяч рублей. Усиленная санкция в виде лишения свободы на срок до двух лет применялась в исключительных случаях. Санкция по первой части данной статьи относилась к категории преступлений небольшой тяжести, что в своем роде объясняет достаточно резкое увеличение преступлений данного характера.
Так, по результатам изучения П. Филипповым судебной практики по ст. 322.1 УК РФ за 2010–2014 гг. установлено, что штраф являлся самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции (58,8 %), вторым по частоте применения выступало лишение свободы (32 %), оставшаяся доля примерно в равных частях приходилась на обязательные и исправительные работы [2, стр. 83–92]. Учитывая тот факт, что до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 308-ФЗ, данное преступление являлось преступлением небольшой тяжести, совершалось, как правило, лицами, впервые привлекавшимися к уголовной ответственности, подобный подход к назначению наказания следует признать справедливым.
Признание общественной опасности организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконного пребывания на территории страны таких лиц, а также их незаконного транзита через территорию государства, расширило перечень преступных деяний, нарушающих установленные ограничения и прямые запреты в сфере миграции. Федеральным законом от 30.12.2012 № 312-ФЗ была усилена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию нашей страны. Законом предусматривается увеличение размеров и сроков наказаний за организацию незаконной миграции и, таким образом, отнесение указанного деяния к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — к тяжким преступлениям.
Криминализация организации незаконной миграции как отдельного состава направлена на общую превенцию для лиц и групп лиц, которые «профессионализируются», «специализируются» на переправлении в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства. Практика подтверждает, что этот вид преступной деятельности широко развит. Число нарушений закона в сфере незаконной миграции в 2013 г. возросло на 40 % по сравнению с аналогичным показателем 2012 года. Кроме того, было возбуждено в 9 раз больше уголовных дел по фактам организации незаконной миграции.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 06.07.2016 г. № 375-ФЗ меняется санкция части первой статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Законодатель и вовсе убирает альтернативные виды наказания за организацию незаконной миграции, такие как штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы. Санкция части первой статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется следующим образом: — «наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового» [1]. Как мы видим часть первая статьи 322.1 УК РФ по-прежнему относится к категории преступлений средней тяжести, законодатель решил криминализовать ответственность и убрать альтернативные (смягчающие) виды наказаний, чтобы повлиять на снижение динамики преступлений данного характера и не оставлять преступников безнаказанными.
Анализируя часть вторую статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно отметить, что Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ вводится квалифицирующий признак (пункт «а» части 2 статьи 322.1 УК РФ) — «группой лиц по предварительному сговору». Это объясняется тем, что на практике процесс доказывания очень сложен, когда преступление совершается организованной группой. Как показывает судебная практика при совершении преступления, предусмотренного ст. 322.1 организованной группой, для его совершения требуются большие подготовительные мероприятия, и тем самым привлекается большой круг лиц, которые выполняют определенные роли. Что касается санкции части второй статьи 322.1 УК РФ, здесь необходимо отметить, что преступления, предусмотренные частью второй, относятся к категории тяжких преступлений. Законодатель не стал ее менять, оставил всё как есть. Если сравнивать с санкцией второй части данной статьи 2004 года, то можно отметить, что до 2012 года данная часть относилась к категории преступлений средней тяжести. С 2012 года законодатель криминализовал норму и представил ее в таком виде, в котором мы можем наблюдать и сегодня.
Несмотря на немногочисленные изменения нормы, считаем изменения 2016 года в статью 322.1 УК актуальными и целесообразными для усиления мер борьбы с преступлением — организацией незаконной миграции в Российской Федерации.
В конце хотелось бы добавить, что, несмотря многочисленные изменения статьи 322.1 УК РФ, издание других нормативно-правовых актов, других толкований анализируемой нормы, но комментария Верховного суда РФ нет, что значительно затрудняет деятельность правоприменительных органов по осуществлению борьбы с организацией нелегальной миграции. Нет и более или менее полного комментария к статье 322.1 УК РФ, который содержал бы в систематизированном виде анализ федерального законодательства, регламентирующего вопросы въезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Огромный размер извлекаемой незаконной прибыли и соответственно высокий уровень коррупционной составляющей, фактическое отсутствие потерпевшей от данного преступления стороны, несовершенство законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в документировании и расследовании преступлений данной категории, а также недостаточный уровень знаний по закреплению доказательственной базы приводят в своей совокупности к практически нулевым показателям в борьбе с организацией незаконной миграции.
На наш взгляд, чтобы прийти к положительному результату в вопросе регулирования организации незаконной миграции, необходим комплексный подход к данной проблеме. Только при усиленном контроле за организацией незаконной миграции, а также выявлении и уничтожении преступных групп, предупреждении, пресечении волны незаконных мигрантов, можно достичь положительной динамики в разрешении данного вопроса.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция от 07.03.2017) // СПС Консультант Плюс.
2. Филипов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. — 2014. — № 3. — С. 83–92.
3. Байбурина Э. Р. Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) и вопросы совершенствования квалифицирующих признаков состава преступления // ЕврАзЮж № 4 (23) 2010.
4. Соков В. С. Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения и пути их решения // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 603–606.
5. Дядюн К. В. Проблемы регламентации уголовно-правовой ответственности за незаконную миграцию // Академический юридический журнал. — 2013. — № 1 (51). — С. 19–27.