В данной статье рассмотрены вопросы организации и проведения параспартакиады среди студентов, имеющих ограниченные возможности по здоровью.
Ключевые слова: параспартакиада, адаптивная физическая культура,опорно-двигательный аппарат, сценарий, положение,эстафеты
В государственной политике суверенного Казахстана по направлению развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности, решению задач социальной адаптации и интеграции данной категории лиц в общество [1].
Задача максимальной реализации потенциала физкультурной деятельности в целях реабилитации и социальной интеграции лиц с ОВЗ может быть решена путем поиска таких методов, средств и форм занятий адаптивной физической культурой и спортом, которые бы наиболее соответствовали физическому и социально-психологическому состоянию данной категории лиц [2]. Одним из распространенных видов такой деятельности являются массовые физкультурные праздники, которые проводятся общественными организациями для лиц с инвалидностью [3]. В соответствии с обозначенной проблемой были определены цель и задачи исследования.
Цель исследования: формирование интереса лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивной физической культурой с помощью проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
Задачи исследования:
- Разработать и теоретически обосновать технологию проведения физкультурных праздников для лиц с инвалидностью.
- Определить отношение лиц с инвалидностью к проведению и участию в физкультурных мероприятиях.
Реализация проекта осуществлялась при поддержке Управления образования и науки и партии «Нур Отан».
21 апреля 2016 года на базе Центральноазитского технико-экономического колледжа состоялась параспартакиада среди 63 учащихся из 10 колледжей города Алматы.
На спартакиаду были приглашены команды, состоящие из студентов имеющих ограниченные возможности здоровья с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), по слуху, по общим заболеваниям (ОЗ).
Учитывая ограниченные возможности здоровья, у спортсменов-инвалидов, при разработке положения о соревнованиях были учтены следующие организационно-методические особенности [4]:
– торжественное открытие и закрытие мероприятия;
– проведение общей разминки для всех участников;
– участие в эстафетах «смешанных» команд, состоящих из инвалидов различных нозологических групп;
– оценка достижений с награждением победителей и поощрительными призами проводится для всех участников без исключения;
– привлечение внимания органов государственной власти, общественности, средств массовой информации, а также эстетическое сопровождение праздника с помощью арт-групп поддержки (танцевальные, песенные.) и зрителей-болельщиков.
В ходе праздника непосредственное участие в качестве волонтеров принимали студенты вуза. Они помогали инвалидам в передвижении, в размещении на спортивной арене; сопровождали их во время участия в различных конкурсах и состязаниях. Студенты вошли в состав «смешанных» команд и обеспечивали судейство соревнований.
Положение
о проведении Параспартакиады среди учащихся колледжей, посвященной 1000 летию города Алматы
- Цели и задачи
– Пропаганда адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, идеалов паралимпийского движения;
– Вовлечение студентов с ограниченными способностями по здоровью в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу;
– Выполнение Послания 2050 Президента Республики Казахстан.
- Время и место проведения
Спартакиада проводится 21 апреля 2016 года с 1000 на спортивной базе колледжа.
- Руководство проведением соревнований
Руководство проведением соревнований осуществляет Организационный комитет. Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию, утвержденную Организационным комитетом.
- Участники соревнований
В спартакиаде участвуют команды, состоящие из студентов имеющих ограниченные способности по здоровью. Участники соревнований должны иметь спортивную форму.
- Программа
Спартакиада проводится по следующим видам:
– Настольный теннис — соревнования лично-командные. Проходят по Олимпийской системе. Финал по круговой
– Дартс — соревнования лично-командные. Участники выполняют упражнение «Набор очков».
Для метания используются спортивные дротики. Метание дротиков выполняется в мишень по секторам от 1 до 20, с удвоением и утроением в случае попадания в соответствующие кольца. Центр мишени- 50 очков, кольцо вокруг него — 25. Высота мишени 173 см от центра до пола, расстояние броска -237 см. Каждый участник выполняет пробную серию из 3-х бросков, которая в зачет не идет. Затем выполняются 3 зачетных серий по 5 бросков.Результат участника определяется общим количеством очков, набранных во всех 3 сериях. В случае равенства очков в личном первенстве, преимущество получает игрок, показавший лучший максимальный результат в одной из серий.
Армрестлинг. Весовые категории до 55 кг., 65 кг., 75 кг., 80 кг., выше 80 кг.
Шахматы — соревнования лично-командные. Проходят по олимпийской системе. Финал по круговой.
Шашки — соревнования лично-командные. Проходят по олимпийской системе. Финал по круговой.
Подъём туловища из положения «лежа на спине» за 30 секунд.
Исходное положение: лёжа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество повторений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.
Удар по воротам. Соревнования проводятся на поле для мини футбола. Каждый участник футбольным мячом выполняет 3 удара по воротам с расстояния 11-ти метров, которые в зачет не идут. Затем выполняются 5 зачетных ударов по воротам.
Результат участника определяется общим количеством очков, набранных в 5- ти зачетных ударах. В случае равенства очков в личном первенстве каждый участник получает по 5 дополнительных удара.
Кумис Алу — соревнования командные. Состав команды не менее 3х человек. На определенном расстоянии друг от друга бросают предметы. Участники игры выстраиваются друг за другом в порядке очереди. Вскачь, не останавливаясь, они должны подобрать наибольшее количество предметов с земли. Побеждает тот, у кого окажется большее количество предметов.
- Подведение итогов
Соревнования лично-командные. Победители и призеры в личном первенстве определяются по лучшим результатам, показанным в каждом виде программы соревнований среди юношей и девушек. В случае равенства результатов у двух и более участников им присуждается одинаковое (более высокое) место. Места последующих участников сдвигаются на число спортсменов, имеющих одинаковые результаты.
Личное место в сумме многоборья определяется по наименьшей сумме мест, занятых участником во всех видах личного первенства среди юношей и девушек. В случае равенства суммы мест у двух и более участников, преимущество отдаётся участнику, имеющему большее число 1 мест в индивидуальных видах программы, при равенстве этого показателя учитываются 2 места и т. д.
Места в командном первенстве определяются по наименьшей сумме мест, занятых участниками команды в каждом виде многоборья.
- Награждение
Победители награждаются грамотами соответствующих степеней и ценными призами.
- Заявки на участие
Сценарий спортивного праздника или соревнований различного уровня — важный организационный документ во всей подготовке и проведении этого мероприятия. Он определяет содержание, характер и последовательность действий в процессе практического осуществления праздника, соревнований. Сценарий состоит из трех частей:
- Церемониал открытия— наиболее важная часть соревнований, раскрывающая цель и значимость проводимого мероприятия. Здесь определяется порядок построения и выхода на спортивную площадку, художественное оформление колонн участников, других участников парада, музыкального сопровождения, дикторского текста и т. д. С дикторского текста следует начинать (объявление о минутной готовности) и заканчивать спортивные мероприятия. Текстом предусматривается разъяснение зрителям, чему посвящены соревнования, кто в них участвует. Торжественная часть открытия включает церемонию выступлений и приветствий руководителей и почетных гостей, подъём государственного флага, исполнение гимна. После открытия соревнований — показательные выступления спортсменов, артистов, участников художественной самодеятельности.
- Порядок процедур в ходе соревнований — раскрывает кратко описание содержания соревнований, выхода судейских бригад, информация об участниках.
- Церемониал закрытия— торжественное, яркое, запоминающее действие. Он должен содержать указания о порядке парада закрытия, церемониал награждения команд-победительниц, спуск государственного флага, исполнения гимна и уход со спортивнойплощадки.[5]
Сценарий торжественного открытия
Параспартакиады среди учащихся колледжей, посвященной 1000 летию города Алматы среди студентов колледжей г.Алматы
«21» апрель 2016 г.
Место проведения: спортивный зал колледжа ЦАТЭК
Время |
Порядок действия |
1000 |
Играет музыка. |
1005 |
Начало построения команд. |
1010 |
Звучат фанфары. Играет спортивный марш. Командующий парадом выводит участников соревнований на построение перед почетными гостями. |
1010 |
Представление команд колледжей |
1020 |
Командующий парадом докладывает о готовности участников к торжественному открытию соревнований. Гимн РК |
1025 |
Ведущий представляет официальных лиц, присутствующих на церемонии открытия мероприятия (наименование). |
1035 |
Выход ПараОлимпийцев. Чествование спортсменов. |
1045 |
Ведущий предоставляет слово официальным лицам. «Слово для приветствия и т. д. предоставляется 1.Представителю Управления образования__________________ 2.Представителю акимата________________________________ 3.Директору колледжа ЦАТЭК. 4.Мастеру спорта РК призеру ПараОлимпийских игр в Малазии__ |
1100 |
Муз.номер жестовая песня (м/у словами приветствия) |
1105 |
Муз.номер танцевальный |
1010 |
Главный судья (или по решению оргкомитета другое лицо) объявляет: “Соревнования (название соревнований или спортивного мероприятия) объявляются открытыми». Далее по необходимости представить судей: 1. 2. 3. Главный судья объявляет порядок проведения и программу соревнований. |
1020 |
Командующий парадом уводит парад. Звучит марш. С О Р Е В Н О В А Н И Я |
1200 |
Музыкальный номер |
1210 |
Подведение итогов соревнования (подсчет судейской коллегии) Вручение грамот, наград |
1300 |
Музыкальные номер |
1400 |
Закрытие: песня «Астана) |
Награждение проходило по 8 номинациям с получением медалей, грамот от Управления образования и призов.
Все участники соревнований не получившие призовые места получили благодарственные письма от партии «Нур Отан».
Для изучения отношения лиц с ОВЗ к проведению и участию в социально-интегрированных физкультурных мероприятиях были проведены анкетные опросы, собеседования с участниками и сопровождающими их лицами, использовано педагогическое наблюдение.
При проведении анкетного опроса «Отношение лиц с инвалидностью к адаптивной физической культуре: возможности, способности и потребности» были получены данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные анкетного опроса лиц сограниченными возможностями здоровья (n=63)
Содержание вопроса |
Ответы на вопросы |
|||
1. С чем связаны затруднения, которые пришлось преодолевать для участия в празднике? |
С транспортом (трудно добрать ся до места) — 19 чел. (30,1 %) |
Физические проблемы (передвижение, двигательная нагрузка) — 12 чел. (19,0 %) |
Социально-психологические (боязнь общения, стеснение, ощущение неудобства) — 17 чел. (26,9 %) |
Не встретили затруднений — 15 чел. (23,8 %) |
2. Назовите причины, по которым, Вы, приняли участие в физкультурном празднике |
Желание пообщаться с товарищами — 20 чел. (31,7 %) |
Активно провести время — 18 чел. (28,6 %) |
Получить новые эмоции — 10 чел. (15,9 %) |
Попробовать свои силы в спортивных состязаниях — 12 чел. (19,0 %) |
3. С какой периодичностью следует проводить подобные мероприятия? |
1 раз в год — 3 чел. (5 %) |
1 раз в полугодие — 33 чел. (52,2 %) |
1 раз в три месяца — 16 чел. (25,4 %) |
1 раз в месяц — 11 чел. (17,5 %) |
4. Ваше отношение к систематическим занятиям спортом и регулярному участию в соревнованиях среди лиц с инвалидностью |
Положительное (Да, интересно) — 53 чел. (87,8 %) |
Сомневаются (Скорее да, чем нет) -10 чел. 15,9 %) |
Отрицательное (Нет) — 0 чел. (0 %) |
Затрудняются ответить — 0 чел. (0 %) |
По результатам анкетного опроса, педагогического наблюдения и собеседования с лицами, имеющими ОВЗ, можно утверждать:
- Большинство участников физкультурного праздника отметило три основные причины затруднений участия в празднике — 49,1 % человек указали на существенные дорожные, транспортные барьеры и физические трудности; 26,9 % — на социальные и психологические трудности (боязнь общения, стеснение, ощущение неудобства).
- Среди мотивов участия в подобных мероприятиях респонденты назвали, практически в равных количествах — общение 31,6 % и активное проведение досуга — 28,6 %. Хотели бы испытать себя в спортивных состязаниях и получить новые эмоции 15,9 % человек. Это обстоятельство позволяет предположить, что для лиц с инвалидностью возможность преодоления замкнутого пространства, одиночества, расширения социальных контактов имеют большое значение.
- На вопрос о возможной периодичности проведения данных мероприятий — 52,2 %. участников отметили, что достаточно проводить такие мероприятия от 2 раз в год.
- Параспартакиада колледжей города Алматы среди студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), по слуху, по общим заболеваниям (ОЗ) — способствовала пропаганде адаптивной физической культуре и спорту, повышению спортивного мастерства и морально-волевых качеств у спортсменов-инвалидов (87,8 %).
- В положении о проведении Параспартакиад необходимо учитывать ограниченные возможности здоровья студентов, выступающих в соревнованиях:
а) подбор и последовательность прохождения видов соревнований;
б) места проведения видов;
в) физическую подготовленность участников.
- Участие в соревнованиях студентов-инвалидов является персональным достижением каждого участника и должны быть отмечены благодарственными письмами или памятными знаками.
Литература:
- Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V «О физической культуре и спорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.01.2016 г.)
- Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов. //Матер. Российск. национ. конгр. «Человек и его здоровье». — СПб. 1998.-с. 99.
- Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. 1999. № 1–2.
- Изучение отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культурой: (на примере физкультурных праздников) / Е. Н. Фомичева, М. В. Курникова, В. А. Оринчук.// Адаптивная физическая культура. — 2014. — № 1 (57). — С. 35–37.
- Курникова М. В. Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп / М. В. Курникова, Е. Н. Фомичева, В. А. Оринчук // Научно-методический журнал РАО РГУФК, спорта и туризма. «Физическая культура: воспитание, образование, спортивная тренировка». Научно-издательский центр «Теория и практика ФК и С», -М:, 2013. -№ 1, с. 60–63