В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в сфере оборонной промышленности в связи с необходимостью импортозамещения сырья и материалов, используемых на предприятиях, для обеспечения необходимого и максимально высокого уровня качества готовой продукции. Выявлена и обоснована необходимость создания продуманной и усовершенствованной системы контроля качества поступающих сырья и материалов, а также усиленное воздействие на создание и производство отечественных сырья и материалов, которых в нашей стране не существует. На основе проведенного исследования автором предаются конкретные рекомендации и необходимые действия для максимального устранения выявленных проблем.
Ключевые слова: качество продукции (сырья, материалов), управление качеством, оборонно-промышленный комплекс, система менеджмента качества, локализация производства, импортозамещение, информационная база, конкурентоспособность
Из сложившейся экономической ситуации можно выявить основные проблемы обеспечения качества продукции оборонных предприятий на данный момент.
Качество сырья, материалов, технического оборудования, находящегося на территории страны, недостаточно для соответствия заданного уровня ГОЗ.
Как известно, по среднестатистическим данным от Левада-Центра и всевозможным подсчетам, современная Россия столкнулась с проблемой недостаточности материально-технической базы для производства необходимого оборонного оборудования. На сегодняшний момент 63 % оборонных предприятий находятся в состоянии, условно подобному стагнации, когда, собственного говоря, есть непосредственно помещение для разработки и осуществления переработки материала, сырья и создания всевозможного технического оборудования, однако, в этих помещениях нет соответствующего оборудования для создания данных комплектующих. Таким образом, мы наблюдаем своеобразный замкнутый круг, когда отсутствие одного оборудование рождает невозможность создания другого, соответствующего нуждам и чаяниям современного оборонного комплекса. Таким образом, мы получаем продукт, не прошедший соответствующий отбор, не получающий надлежащий контроль, а также в корне не подобающий тому уровню современного развития, который диктуют нам реалии современной бытности в век общества, способного на великие свершения, разработки и научно-технический прогресс. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой, которая порождает стагнацию там, где, казалось бы, быть ее не должно: в век прогресса и развития мы не можем создать необходимое оборудование, за неимением оборудования, способного отфильтровать сырье и всевозможные материальные блага для создания оборонного комплекса. Это ставит под угрозу многие оборонные предприятия и подрывает общемировое уважение к непосредственно нашей стране.
Налицо существует объективная причина это исправить. Мало того, ко всему прочему, существуют и объективные предпосылки к самоидентификации оборонного комплекса Российской Федерации, как сильного и конкурентоспособного предприятия. Уже сегодня по указам Президента Российской Федерации, Владимира Путина, производится тактическая разработка и создание современно техническо-сырьевой базы для укрепления и производства современного высокотехнологичного оборудования, производства необходимого сырья, и производство оборудования, способного это сырье обрабатывать должным образом в соответствии с высокими стандартами качества, так необходимыми Российской Федерации в это непростое и смутное время.
Напомним, что программа по лечению импортозависимости появилась после введения США и ЕС санкций против России. Минэкономики РФ определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. По оценке Минпромторга, наиболее перспективными являются станкостроение (доля импорта — более 90 %), тяжелое машиностроение (60–80 %), легкая промышленность (70–90 %), электронная промышленность (80–90 %), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80 %), а также машиностроение для пищепрома (60–80 %) [3].
Некоторые высокоинтеллектуальные продукты труда не производятся на территории нашей страны.
К сожалению, на сегодняшний момент наблюдается тенденция сокращения количества интеллектуальной собственности, производимой на территории Российской Федерации. Это происходит по многим причинам, главной из которых являются всевозможные волнения и перестроения государственного режима, которые происходили с Россией на протяжении последней сотни лет. Множественные гонения за верования, политические взгляды и многое другое вынудили большое количество интеллигенции мигрировать из страны в разнообразные страны сегодняшнего Евросоюза и Соединенные Штаты Америки. Помимо этого, уже сформировавшееся советское общество вновь подверглось перестроению политического режима в девяностые годы двадцатого века, что потянуло за собою очередную вереницу «утечки мозгов», как справедливо заметили в свое время в газете «Известия» [http://polytika.ru/info/52326.html]. Это означает, что непосредственно сами производители интеллектуальной собственности посчитали неизбежным скорый отъезд сначала из Российской Империи, потом из Советского Союза, оставив сегодня Российскую Федерацию в незавидном положении. Таким образом сегодняшнее дееспособное научное сообщество, которое складывается из научных деятелей сорока-сорока пяти лет значительно оскудело. А современные молодые кадры, научное сообщество нового поколения, которое только-только делает первые шаги в изучении и разработке всевозможных технических приспособлений, так необходимых оборонной промышленности Российской Федерации, еще не достигло необходимого уровня развития.
Как следствие, высокоинтеллектуальный продукт, которые мог бы быть собственностью Российской Федерации был изобретен, или произведен на территории других стран, так как граждане, мигрировавшие в эти страны ассимилировали и стали частью другой культуры, которая не имеет никакое отношение к Российской Федерации.
Российские власти тратят миллиардные средства и инициируют масштабные проекты ради возрождения отечественной науки, как, например, проект «Сколково». Так, до 2020 года планируется открыть несколько научных центров, которые бы не уступали своим зарубежным аналогам [3].
К чести российского руководства следует констатировать, что в последние годы показатель уезжающих из России за границу ученых и квалифицированных специалистов постоянно снижается. С недавнего времени российские власти начали предпринимать конкретные шаги, ограничивающие негативные последствия этого явления. С одной стороны, Россия пытается вернуть своих лучших ученых из-за границы, взывая, главным образом, к патриотическим чувствам. С другой — новые стипендии, места в научных институтах и конкурсы должны поддерживать заинтересованность молодых людей в научной карьере в России. Так, согласно постановлению с 1 сентября 2012 года увеличатся стипендии для тех, кто готовит диссертации по специальностям технических и естественных отраслей наук. Аспиранты будут получать до 6, а докторанты — до 10 тыс. рублей. Российские власти включили поддержку науки и образования в список объявленных президентом Владимиром Путиным, так называемых, национальных проектов.
Подобная тенденция позволяет сделать относительно благоприятные выводы. Если все планы по возвращению современной интеллектуальной собственности пройдут успешно, оборонные предприятия смогут рассчитывать на соответствующий стандарт высокотехнологических разработок. Однако, на сегодня уровень этих разработок крайне мал, что по сути своей, на данном этапе, нивелирует разработки госзаказа.
Также наша страна не обладает необходимыми природными ресурсами для возможности выращивания сырьевых материалов для изготовления продукции, но стоит учесть, что мы компенсируем это за счет стран Евразийского союза, всостав которого входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан иТаджикистан.
Бюллетень Центра экологической политики России [N2(6)] акцентирует внимание на военно-экологических проблемах достижения Россией состояния устойчивого развития. В частности, отмечается, что недооценка военно-экологических проблем обеспечения устойчивого развития может обернуться для России катастрофическими последствиями. Их решение возможно, как логическое развитие ряда концепций, принятых международным сообществом. На сегодняшний день наиболее актуальными представляются три из них.
- Концепция предельно допустимых нагрузок имеет чисто биологическое содержание и позволяет с достаточной точностью прогнозировать, максимально допустимые нaгрyзки на природную среду. Широко используемая биологами, она практически не находит отражения и военных и экономических обоснованиях основных направлений программ развития России.
- Концепция устойчивого развития предлагает экономическое решение проблем жизни и деятельности человечества путем рационального природопользования и ресурсосбережения. Ее реализация позволяет замедлить деградацию и разрушение систем общепланетарного жизнеобеспечения, но не решает проблемы сохранения разнообразия биологических видов. В программах военного строительства концепция рассматривается в постановочном плане, на уровне сбережения горюче-смазочных материалов.
- Концепция ограничения гонки вооружений представляет попытку военно-экономического обоснования расходов на оборону путем согласования и поддержания паритета наступательных вооружений среди ведущих армий мира. На современном этапе развития России локальное «арифметическое решение» проблем обороны чревато серьезными просчетами, так не учитывает, например, динамику изменения здоровья призывников, уровня их образования и интеллекта.
Все это постулирует равные права «промышленно развитых» и «развивающихся» стран на высокое качество жизни, и потому предполагает справедливое распределение жизненно-важных ресурсов при полном демонтаже национальных военных систем. Однако, при наличии столь очевидных проблем в сырьевой среде на территории Российской Федерации, необходимо ввести специальный анализ экологическо-сырьевых последствий, в том числе и для оборонно- технического комплекса. Необходимо поминать, что за счет ресурсов Евразийского союза, совершенно невозможно создавать необходимую базу, следовательно, необходимо воздействовать в первую очередь на свою собственную сырьевую достаточность.
Из-за высокой себестоимости рабочей силы по сравнению сазиатским рынком труда, производство некоторых комплектующих значительно повысит себестоимость основной продукции, при производстве на территории РФ.
Вот цитата из обращения председателя Всероссийского профсоюза работников оборонпрома Андрея Чекменева:
«Цены сложились давно. Причем непропорционально низко для промышленности. Минобороны говорит, что закладывает 20 % рентабельности к себестоимости производства военной продукции. Однако кто себестоимость определяет? Специалисты от министерства изучают себестоимость производства и спрашивают, почему металл покупается по такой цене, а не по более низкой. Производители начинают объяснять, что дешевле можно купить, но для этого надо закупить несколько тонн металла, а им для данного производства требуется условно 10 килограмм редкого металла». [4]
Минобороны также устанавливает неправомерно низкую заработную плату на заводах. В лучшем случае среднюю заработную плату, которая была прописана в прошлом году, умножает на т. н. дефлятор. Это странная цифра, рожденная в недрах Минэкономики. На 2010 год, например, утвержденный дефлятор был 1,034. Никакого отношения к реальной инфляции эта цифра не имеет. То есть зарплата в 16 тыс. рублей с учетом дефлятора увеличится всего до 16,5 тыс. рублей, тогда как на предприятии она сложилась на уровне 25 тыс. рублей. В итоге производитель военной продукции будет платить более высокую зарплату, чем закладывает Минобороны. При этом представители Минобороны делают вид, что им не знакомы такие понятия, как коллективный договор, тарифное соглашение, в которых регламентируются уровни зарплаты сотрудников предприятий.
Вот и начинаются споры у завода и Минобороны. Министерство не признает ту себестоимость, которую считает предприятие, и ставит условие — либо мы по такой низкой цене покупаем, либо не покупаем вообще. Завод соглашается, хотя знает, что для него это будет не 20 % рентабельности, а только 5 %, так как он закладывает более высокую себестоимость продукции, чем министерство. В итоге предприятие работает себе в убыток. У предприятий другого выхода нет, кроме как согласиться, так как продать свою продукцию кроме Минобороны никому не могут. Для некоторой продукции экспорт вообще запрещен. У предприятий оборонной промышленности с Минобороны не рыночные, а, можно сказать, диктаторские отношения.
Чего совершенно не скажешь о промышленности наших азиатских соседей, где государственный заказ на оборонной промышленность распределяется строго в срок и тем предприятиям, на которые отведена экономическая квота.
Ко всему прочему, как и в любой другой отрасли, на оборонных предприятиях используется дешевые эмигрантский труд, как следствие, незаинтересованность в качестве продукта, низкая заработная плата и общее безразличие к делу позволяет составить неутешительный прогноз по состоянию оборонного комплекса в самом важном и изначальном его аспекте: работоспособности рабочей силы.
Не существует полноценной информационной базы, вкоторой бы была предоставлена информация осуществующих поставщиках комплектующих, сырья иматериалов по РФ.
Не для кого не секрет, что мы живем в век информационного воздействия на общество и содействия ему, посредством информационной поддержки в тех или иных вопросах. Социальные роли в нашем обществе во многом обуславливаются доступом информации и ее доступностью для этого общества. Таким образом, мы постепенно переходим из технологической и техногенной формации в формацию информатизации.
Следовательно, для того чтобы создать плодородную почву для существования такой экономической отрасли, как государственная, оборонная промышленность, так же, как и в любой другой отрасли, необходима информационная поддержка, которая бы помогла и поспособствовала выявлению наиболее очевидных ориентиров, при помощи которых оборонная промышленность смогла бы соединить альфу и омегу экономического взаимодействия: продавца и покупателя. Но не только продавец и покупатель имеют право получать и распространять информацию друг между другом. Эффективность коммуникации обуславливается доступностью для коммуникации всех участников этой коммуникации. Таким образом, поставщики сырья, комплектующих и всевозможных приспособлений для производства готового продукта тоже должны входить в коммуникацию, предоставляя информацию о себе и своих услугах.
Однако, обладая всеми возможностями современности, наша сегодняшняя коммуникация для оборонных предприятий значительно буксует перед подобными отраслями других стран. Все потому что не существует единого агрегатора, абсорбатора если угодно, способного объединить в себе информацию о поставщиках, услугах, способах реализации и системе взаимодействия между оборонными предприятиями и совокупными структурами.
Немаловажен для нас становится такой термин, как информационная поддержка продукта. Дадим ему пояснение:
«...Информационная поддержка жизненного цикла продукции: концепция и идеология информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанные на использовании единого информационного пространства (интегрированной информационной среды), обеспечивающие единообразные способы информационного взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции (включая государственные учреждения и ведомства), поставщиков (производителей) продукции, эксплуатационного и обслуживающего персонала, реализованные посредством нормативных документов (НД), регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными»... [5].
Управление современным предприятием и производство сложной техники требует все большей оперативности и согласованной, работы многих предприятий. В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса важно использовать современные (эффективные) методы сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для подготовки управленческих решении. Эти задачи решаются на предприятиях с помощью автоматизированных систем, и успешная производственная деятельность подразумевает необходимость информационного взаимодействия таких систем. Для обеспечения согласованности работы различных предприятий, участвующих в проектировании, производстве реализации и эксплуатации сложной техники, используется соответствующая информационная поддержка этапов жизненного цикла промышленных изделий — CALS (continuous acquisition1 and lifecycle support- компьютерное сопровождение и поддержка жизненного цикла изделия). В настоящее время, когда происходит активное развитие электронного бизнеса, участвовать в жизненном цикле изделия могут предприятия, не связанные друг с другом ни юридически, ни территориально. Однако электронный бизнес подразумевает их совместное участие. Назначением CALS-технологий является обеспечение предоставления необходимой информации в нужное время, в нужном виде, в конкретном месте любому из участников жизненного цикла изделия.
К основным задачам CALS- систем относятся:
‒ структурирование и моделирование данных об изделиях и процессах;
‒ обеспечение эффективного управления и обмена данными между всеми участниками жизненного цикла изделий;
‒ создание и сопровождение документации, необходимой для поддержки всех этапов жизненного цикла изделий [6].
Эффективность управления данными подразумевает предоставление информации в форме, обеспечивающей легкость ее восприятия и однозначное ее понимание всеми участниками жизненного цикла изделия. Данное требование распространяется на любую документацию, используемую в разных процедурах жизненного цикла изделия.
Все это необходимо для создания в современную бытность оборонного комплекса Российской Федерации.
Итоговая задача, стоящая перед предприятиями ОПК всложившейся ситуации необходимости импортозамещения— это создание производства полного цикла на территории РФ иналаживание всех аспектов производства, удовлетворяющих современным стандартам качества.
Основной проблемой оборонных предприятий является высокая степень импортозависимости производства предприятия — от сырья и материалов, технологий, оборудования и компонентов. Также большинство предприятий промышленного комплекса являются импортозависимыми по всем указанным компонентам. Степени локализации предприятия на сегодняшний день недостаточна для того, чтобы обходиться без импортных ресурсов.
Следовательно, для решения этой проблемы необходимо предпринять меры по усовершенствованию системы закупки сырья, материалов, технологий, оборудования и компонентов на территории России или стран Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Таджикистана, которые входят в состав партнеров России по Таможенному союзу.
Конкретные рекомендации по совершенствованию и развитию системы менеджмента качества в условиях импортозамещения:
‒ Создание общей качественной информационной базы внутри страны по заказам сырья, материалов, оборудования, которые необходимы для создания полного цикла производства на предприятии.
‒ Составление перечня требований, необходимых для осуществления поставок сырья и оборудования, в частности наличие современной системы контроля качества для соответствия государственным стандартам и техническому заданию.
‒ Организация межзаводской кооперации. Создание на предприятиях делегаций, которые могли бы посещать предприятия-поставщики и представлять им свои точные требования, производить свой контроль качества, отслеживать своевременность поставок, для дальнейшего удачного результата и сотрудничества.
‒ Обратить внимание и направить действия научно исследовательских центров на создание и разработку собственного оборудования. Для этого привлечь к работе молодых и талантливых ученых и инженеров.
‒ Усиленное развитие экспортного потенциала, включая создание благоприятных условий для реализации международных проектов в сфере вооружений и военной техники.
‒ Сохранение и развитие кадровых потенциалов, включая совершенствование системы подготовки (переподготовки) кадров, стимулирование привлечения высококвалифицированных специалистов на предприятия.
Литература:
- В. В. Глухов, Д. П. Гасюк «Управление качеством», 2-е издание. Стандарт третьего поколения.- СПБ.: Питер, 2015.-384с.
- Бабашкина А. М. «Государственное регулирование национальной экономики»: учебное пособие. — М.: финансы и статистика, 2001г. — 480 стр.
- http://polytika.ru/info/52326.html
- http://vz.ru/economy/2011/7/21/508723.html
- Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Средства информационной поддержки жизненного цикла продукции. Безопасность информации. Основные положения и общие требования. Гост р 52611–2006»
- Разработка механизмов управления проектами создания наукоемкой продукции на основе концепции контроллинга Боярская, Татьяна Олеговна, диссертация 2013 год