В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего детства приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4]. Заложенные в дошкольном возрасте основы культуры поведения проявится позднее в формировании будущей личности ребёнка.
Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения [2].
В последние годы в образовании наблюдается огромный интерес к использованию инновационных педагогических технологий. Одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности [5].
Ведущие ученые и специалисты в области образования: Веракса Н. Е., Давыдова О. И., Деркунская В. А., Данилина Т. А., Каменщикова Л. А., Киселева Л. С., Крупенина М. В., Хабарова Т. В. подчеркивают значимость использования проектной деятельности дошкольников при решении задач социально-нравственного воспитания.
Веракса Н. Е. и Веракса А. Н. выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую, нормативную. Одним из эффективных средств нравственного воспитания дошкольников является нормативная проектная деятельность. Проекты по созданию норм предназначены для формирования у детей нравственных представлений, закрепления правил поведения. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Использование нормативной проектной деятельности помогает детям полноценно проживать образовательные ситуации, исследуя «пространство возможностей» нежелательных последствий неправильного детского поведения с последующим им изображением в рисунках. Дети учатся обобщать эмоциональный опыт и когнитивный контекст, формулируя собственно правило и создавая лаконичные знаки для нормотворческих ситуаций. Нормативная проектная деятельность дает возможность введения и освоения определенных норм и правил через совместную с педагогом нормотворческую деятельность детей [3].
На основании теоретического анализа литературы нами были сформулированы цели и задачи опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие 28 детей, 6 года жизни. Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и апробация нормативного проекта по воспитанию культуры поведения старших дошкольников.
Для определения уровня воспитанности культуры поведения у старших дошкольников нами были подобраны диагностические методики: «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р. М. Калининой), «Разложи картинки» (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская), «Наблюдение за культурой поведения ребенка» А. М. Щетининой [1]. Количественный анализ полученных данных на констатирующем этапе эксперимента показал, что у 21 % детей высокий уровень воспитанности культуры поведения. У большинства детей экспериментальной группы были выявлены средний (43 %) и низкий (36 %) уровни воспитанности культуры поведения. Дошкольники с трудом могли разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку, многие ребята не знают простейшего представления о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций. На предложенные вопросы воспитателя ребята с затруднением давали правильные и адекватные ответы, допускали ошибки, не всегда могли обосновать свой ответ.
Исходя из полученных данных был разработан и апробирован нормативный проект по воспитанию культуры поведения старших дошкольников. Тема была связана с правилами поведения детей в детском саду. Конкретным результатом должна была стать книга правил поведения детей в детском саду.
В жизни ребенка существует, как принято считать, три группы нормативных ситуаций:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) нормотворческие — поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы [3].
В педагогической деятельности нас заинтересовало то, что проекты по созданию новых норм развивают позитивную социализацию детей. Соблюдение правил поведения в детском саду традиционно сопряжено с многочисленными запретами, которые не дают возможности проявлять детям собственную инициативу. Поэтому нами была поставлена задача — сократить запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
На предварительном этапе работы мы проанализировали режимные моменты, связанные с соблюдением правил, и выделили те, которые дети чаще всего нарушают. К таким ситуациям отнесли следующие: поведение детей в ходе игры, на занятии и за столом во время приема пищи. Ситуации нами выбраны не случайно. Они типичны для жизни ребенка в детском саду. Дети обычно знают, как нужно себя вести, но не соблюдают правила. Отсюда следует необходимость использовать в своей практике нормативную проектную деятельность.
Тема нормативного проект «Мы культурные ребята», проводилась с 23.01.2017 по 24.03.2017г. Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста социально-нравственных качеств, овладение детьми нормами культуры поведения в труде, в быту, в общении со взрослыми и сверстниками.
В основе организации нормативной проектной деятельности лежат этапы разработанные Веракса Н. Е.
- На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встречаться всего несколько раз — такие правила будет невозможно удержать сознание детей.
- На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
- На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
- На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
- На пятом этапе предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
- На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
- На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Это знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
- Восьмой этап связан с выполнение «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило [3].
Мы предложили дошкольникам разрешить проблемную ситуацию: «Как вести себя в ходе игры». Цель: Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления о дружбе.
Содержание ситуации: Саша и Вова играли с машинкой на детской площадке. Ребята не подели машинку и стали между собой грубо разговаривать: «Ты противный! А ты жадина — говядина! А ты толстяк, а ты мышка — худышка!» Саша рассердился и, громко крича стал забирать машинку у Вовы. Вова отдал машинку, готовый расплакаться, молча ушел в павильон.
Воспитатель предлагает детям нарисовать эту историю.
Затем дошкольники обсуждают рисунки, анализируют эмоциональное состояние изображенных персонажей: «Почему мальчик расстроился? Почему у этого мальчика сжаты кулаки? Он хмурится? Злится? Он защищается?»
В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать, как должны были вести себя мальчики, чтобы не поссориться. Путем голосования за лучший «знак» правила было принято решение нарисовать двух человечков, держащихся за руки. В заключение дети нарисовали «знак» правила, воспитатель подписал «Умей дружить, умей общаться — все будет в жизни получатся». Далее «знак» правила поместили в книгу: «Правила дружных ребят».
Следующую проблемную ситуацию, которую мы решили предложить детям — это «Поведение детей на занятии», целью которой стало побуждение детей в проявлении внимания к трудностям сверстника, стремлении поделиться с ним своими достижениями.
Воспитатель рассказывает детям историю: «Маша и Света выполняли задание, расписывали хохломскую игрушку для выставки. У Светы сразу получилось быстро и красиво расписать свою игрушку, а вот у Маши никак не получалось, девочка очень переживала. А когда Света увидела игрушку Маши, то громко засмеялась и сказала: «Что она не красивая и ничего у тебя не получится».
Воспитатель просит детей нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки и анализируют эмоциональное состояние девочек. Педагог просит детей нарисовать, как должны были вести себя Маша и Света в этой ситуации.
Вместе с ребятами педагог рассматривает рисунки и формулирует правило: «Учись видеть, кому нужна твоя помощь». Путем голосования за лучший «знак» правила было принято решение нарисовать руки и сердце, означающие помощь и внимание друг другу.
Проблемная ситуация «Поведение детей за столом во время приема пищи». Цель: закрепить навыки культурного поведения за столом, умение оценивать поведение других детей с позиции требований культуры поведения.
Воспитатель рассказывает: «Вчера я зашла в соседнюю группу нашего детского сада. Дети как раз обедали. И что же я увидела. Миша за столом крутится, разговаривает, отвлекает Дашу. Даша супом испачкала кофточку. На столе у Миши хлебные крошки, скомканные салфетки. Миша толкнул Дашу и у нее опрокинулась чашка с компотом на пол».
Воспитатель предлагает детям нарисовать эту историю. Затем дошкольники обсуждают рисунки, анализируют эмоциональное состояние изображенных персонажей: «Почему у Даши грязная кофточка? Почему у ребят беспорядок на столе?»
В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать, как должны были вести себя за столом ребята, чтобы после приема пищи был порядок и чистота. После бурного обсуждения было принято решение нарисовать за столом девочку и мальчика, что означало спокойное поведение детей за столом во время приема пищи. Воспитатель подписал правило: «Когда я ем, я глух и нем». Все «знаки» правила поместили в книгу: «Правила дружных ребят», которая в дальнейшем выступала в роли средства регуляции поведения дошкольников.
Проанализировав наблюдая за детьми и их высказывания, мы поняли, что такие нравственные понятия, как взаимопомощь, дружелюбие, отзывчивость, щедрость, аккуратность, вызывают интерес, но в то же время у детей поверхностное представление об этих понятиях. Поэтому мы решили предложить детям разные виды деятельности, через которые они расширили бы свой жизненный опыт социально — нравственного поведения. Для закрепления знаний детей о культуре поведения мы провели по каждой проблемной ситуации организованное обучение (НОД: «В мире вежливых слов», «Ребята, давайте жить дружно!», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», этические беседы: «Доброе слово лечит, а худое калечит»; «Спешите делать добро» и др.). В совместной деятельности педагога с детьми мы организовали чтение художественной литературы, использовали развивающие игры и игровые ситуации, такие как: «Вежливые слова», «Комплименты», «Добрый взгляд» и др. В самостоятельной деятельности ребята играли в сюжетно — ролевые игры: «Вступаем в общество рыцарей», «Семья», «Кафе», настольно — печатные игры «Так не так», «Да — нет». Для поддержания чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при подготовке организации режимных процессов ежедневно дети участвовали в хозяйственно — бытовом труде. Нами была проведена работа с родителями в целях создания партнерского взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в обеспечении единства воспитательных требований.
Для реализации нормативного проекта особое внимание было уделено обогащению развивающей предметно — пространственной среды. Укреплена материальная база: красиво и эстетично оформлена групповая комната, приобретены пособия, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Оформлен уголок «Азбука этикета», в который поместили дидактические игры по типу «так можно поступать, а так — нельзя», сюжетные картинки «Хорошо — плохо». В детский игровой уголок «Кухня» помещены различные скатерти, наборы бумажных и льняных салфеток, разработали схему сервировки стола. В групповой комнате мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели.
После реализации нормативного проекта «Мы культурные ребята» были проведены те же методики на выявление уровня воспитанности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе. Анализ полученных данных показал, что на высоком уровне воспитанности культуры поведения находятся 36 %, на среднем — 50 %, а на низком уровне 14 % детей. Эти данные позволяют говорить о положительной динамике воспитанности культуры поведения дошкольников. Наша работа принесла положительные результаты: улучшился психологический климат в группе, дети расширили свой познавательный и социальный опыт. Конечным результатом, стала, созданная детьми книга «Правила дружных ребят» в которую вошли, формулировки правил поведения и собственно «знак — правило».
В дальнейшем мы с ребятами продолжим пополнять нашу книгу новыми «знаками» правил для того, чтобы сократить запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу, приводящие к созданию новой нормы.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование нормативной проектной деятельности оказало положительное влияние на воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Бабаева Т. И., Березина Т. А., Римашевская Л. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬ- СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 256 с.
- Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5–7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозайка-Синтез, 2014. — 64 с.
- Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.