Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цой, Л. П. Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях / Л. П. Цой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42015/ (дата обращения: 15.11.2024).



Термин «самореализация» впервые был приведен в «словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году [1]. Было дано множество определений по данному понятию, отсюда и возникший особый интерес в последнее время к проблеме самореализации личности. Общеизвестно, что отказ человека от реализации возможностей своего потенциала может привести к различному роду заболеваниям, в том числе сопровождающиеся психическими и физическими расстройствами, проявлением деградации, стресса, попытки к суициду. Особенно остро это касается инвалидов, для которых стало приемлемым понятие «люди с ограниченными возможностями». Эта категория людей, в силу своих физических недостатков, не всегда может найти в себе силы или желание для самореализации.

Самореализация представляет собой определенные действия, которые ставит перед собой индивид для осуществления своей цели, поэтому каждый акт самореализации завершается специфической эмоциональной реакцией, как положительной (при удаче и успехе), так и отрицательной (в случае неудачи или поражения). Что касается самореализации лиц с ограниченными возможностями, то необходимо заметить, что развитие личностного потенциала таких людей помогает интегрировать их социализации. А социализация людей с ограниченными возможностями означает возможность полноценного существования в окружающей обыденной жизни при соблюдении нравственных норм [2].

Надо отметить, что самыми распространенными метолами самореализации людей с ограниченными возможностями являются творческая деятельность, спорт, получение образования, карьера, наука, общественная деятельность, культурный досуг и другие.

Большое значение в самореализации лиц с ограниченными возможностями имеет также спорт, так как в спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека. Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, вырабатывают дисциплину, соблюдение режима дня, что, в конечном итоге, позволяет инвалиду поддерживать физическое состояние здоровья. Самое ценное заключается в том, что спорт способствует вливанию инвалида в общество.

С другой стороны, участие в спортивных соревнованиях дает возможность таким людям испытать радость победы над своим соперником, над самим собой, над своими слабостями и недостатками. К тому же, это радость самоутверждения, самореализации и самосовершенствования, ощущение себя полноценным человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Однако и здесь имеются проблемы, состоящие в поиске и подборе таких форм спортивной работы, в которых такие люди могли бы полноценно участвовать.

Следующей продуктивной формой самореализации личности с ограниченными возможностями является участие в различных общественных объединениях. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций [3, 144].

Чтобы личность могла успешно реализовать себя в обществе, раскрыть свой потенциал, участвовать в социальной жизни, а в случае с инвалидами – интегрировать в социум, необходимы определенные условия, факторы, способствующие этому, например, такие, как образование, воспитание, психологическая обстановка в семье и другие. Не менее важной составляющей является позитивное отношение социума к инвалидам. Большую роль в самореализации имеет доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.

Восприятие обществом инвалидов, их роль и место в современном обществе, отношение к их проблемам в различных слоях здоровой части населения имеет большое значение в желании и возможности инвалидов реализовать себя. Как правило, в сознании индивидов физические недостатки сопряжены с возможными психологическими проблемами индивида, его моральными и физическими страданиями и возможными психическими отклонениями и т.д. Вследствие этого вырисовывается картина ограниченности возможностей людей с инвалидностью, их потребность в посторонней помощи. Подобное отношение далеко не способствует интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, тем самым мешая их самореализации. Следовательно, общество должно быть толерантным, понимая, что физические недостатки не означают ущербность личности, несамостоятельность, ненадежность, бесполезность и т.д.

Надо отметить, что содержание образа самореализации у инвалида может варьироваться в зависимости от личного опыта, возрастных, половых и профессиональных факторов. В связи с вышеизложенным и был предпринят социологический анализ среди отдыхающих в санатории «Машук» ВОС.

При этом была использована технология анкетирования, определение лиц с ограниченными возможностями здоровья проводилось двумя способами – визуальным отбором потенциальных респондентов, с одной стороны, и самоопределением респондентов – с другой.

Опрос производился непосредственно с отдыхающими и в виде письменного анкетирования. Количество анкетируемых составило 33 человека. На вопрос: «Имеете ли Вы инвалидность?» 58% респондентов ответили утвердительно, 38% ответили, что имеют существенные проблемы со здоровьем, но не стали оформлять инвалидность, 9 человек (4%) ответивших не имеют инвалидности. Причины инвалидности, указанные респондентами, оказались следующие: заболевания центральной нервной системы (21%), хроническое заболевание, временная нетрудоспособность (23%), нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе с использованием кресла-коляски (23%), нарушения слуха, зрения (33% ответивших).

Большая часть респондентов (85%) ответила, что у них есть увлечения, благодаря которым они реализуют себя в жизни. Наиболее востребованными увлечениями среди лиц с ограниченными возможностями относятся: пение (51% ответивших), чтение книг (26%), работа с компьютером (20%), спорт (17%). Кроме того, 13% увлекается вязанием, шитьем, вышиванием; 10% – танцами, музыкой, 10% – рыбалкой, охотой; 4% питают страсть к кулинарии, 13% участвуют охотно в общественной деятельности и 4% реализуют себя в качестве писателя.

Следует отметить, что участники анкетирования не ведут активный, социальный образ жизни. Так, на вопрос: «Как Вы относитесь к активному образу жизни, к занятиям спортом, к участию в соревнованиях?» 23 % ответили, что им безразлично, 40 % относятся нормально, но в качестве стороннего наблюдателя, а 31% отметил, что придерживаются активного образа жизни.

Каждый третий участник опроса считает, что для самореализации инвалидов в стране ничего не делается. Ещё 30 % респондентов не смогли сформулировать окончательное мнение по этому вопросу, а 37 % респондентов из поддержки государством самореализации лиц с ограниченными возможностями выделяют льготы для инвалидов, работу общественных организаций, существование различных кружков, секций и курсов.

Анкетирование показало, что большинство респондентов-инвалидов, имеющих проблемы со здоровьем, больше всего испытывают затруднения с материальными средствами, испытывают недостаток общения. Так, нуждаются в поддержке и помощи 20% опрошенных, в друзьях – 22% и 12% респондентов ответили, что ни в чём не нуждаются. Как видно из полученных данных, инвалидам необходимо общение, в первую очередь с друзьями. недостаток денег, в том числе на лекарства и вспомогательные средства отметили 70%, в интересной работе (40%). Работа и осознание собственной нужности обществу способствуют самореализации.

На вопрос: «Как, по Вашему мнению, в обществе относятся к инвалидам?» 26% респондентов ответило: «Равнодушно», 20% считают, что благожелательно, еще 20 отметили – «С презрением», 16 % опрашиваемых ответили, что относятся с жалостью, 4 % – «С пониманием» и 10 % считают, что сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное (двойственное): с одной стороны, они воспринимаются положительно, как «стойкие духом», а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность со стороны лиц с ограниченными возможностями.

На вопрос о социально-профессиональном положении ответы были таковыми. «Рабочий, продавец, водитель городского транспорта, охранник, экспедитор и т.п.» – 15 % респондентов; предприниматели, имеющие свое дело – 5 %; «специалист, занятый на производстве» –16 %; «служащий муниципальных и государственных учреждений, предприятий» – 20 % опрошенных; 14 % – домохозяйки; 10% – студенты; 20 % – пенсионеры. Эти результаты свидетельствуют о том, что люди с ограниченными возможностями могут найти себе работу и они востребованы в нашем обществе. Как видно из полученных результатов, большинство людей с ограниченными возможностями активно вовлечены во все сферы деятельности общества.

Интересно отметить, что среди респондентов 46 % имеют высшее или незаконченное высшее образование, еще 46 % среднее специальное, и только 8 % от общего числа опрошенных имеют среднее общее образование.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о важном факторе самореализации, имеющем возможности полного интегрирования в социальную среду.

Следовательно, самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом наиболее оптимальными формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, общественная деятельность.

По мнению ученых (М. А. Ариарский, А. П. Марков, С. С. Сукало, Б. А. Титов), одним из важных аспектов личностного становления и социально-культурной интеграции инвалидов является культурно-досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре) и самореализации личности [5, 328]. Функции культурно-досуговой деятельности сводятся, преимущественно, к рекреации инвалидов, а ее содержание составляют развлекательные мероприятия. Но даже эти усеченные возможности культурно-досуговой деятельности реализуются не всегда – в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и мешающих инвалидам принимать участие в обычных развлечениях. Проблема заключается также в недоступности культурно-досуговых учреждений, в несоответствии содержания их деятельности возможностям, запросам и интересам, в отсутствии развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых, арт-терапевтических и т.д.), специально предназначенных для решения проблем, обусловленных дефектом и способных компенсировать его.

В рамках нашего исследования необходимо помнить, что санаторий «Машук» ВОС изначально позиционировал как санаторно-курортное учреждение для незрячих или слабовидящих людей. Хотя в настоящее время санаторий значительно расширил рамки своей деятельности и принимает большое количество условно здоровых людей, однако забывать о такой важной категории отдыхающих как слабовидящие или незрячие не следует.

Таким образом, социокультурная реабилитация является важнейшей составной частью комплексной реабилитации и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на возвращение и создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Социокультурная реабилитация достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с медицинским направлением в реабилитации, поскольку часто, как показывает практика, реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер преобладает над медикаментозным и лечебным.

Литература:

  1. Самореализация человека и самовыражение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mypsiholog.com/personal-fulfillment/96-samorealizaciya-cheloveka.html (Дата обращения: 30.08.2016)
  2. Самореализация как системное психологическое образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/kudinov_samo/ (Дата обращения: 04.09.2016)
  3. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. – М.: РИК, 2002. – С. 144.
  4. Суслова М.Ю. О социализации молодых инвалидов / Суслова М.Ю. // Социс. №6, 2000. – С. 137-139.
  5. Ткаченко В.С. О проблемах интеграции людей с инвалидностью в российском обществе// Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита. Мат.1 Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2004. – с. 328-329.
Основные термины (генерируются автоматически): возможность, инвалид, общественная деятельность, общество, ограниченная возможность здоровья, респондент, самореализация, самореализация лиц, активный образ жизни, социокультурная реабилитация.


Похожие статьи

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзия как новая форма образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Ресоциализация наркозависимых в практике социальной работы

Социализация ребенка в условиях образовательного процесса

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи

Похожие статьи

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзия как новая форма образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Ресоциализация наркозависимых в практике социальной работы

Социализация ребенка в условиях образовательного процесса

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полярность психологического воздействия средств массовой информации на развитие современной молодежи

Задать вопрос