В условиях динамично развивающегося общества развитие конкурентоспособности личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в высшей школе. Залогом успешности России должно стать сверхвысокое качество человеческого капитала. Кадровая политика обозначается как один из ключевых приоритетов государственного управления в Российской Федерации [4, с.100].
Современную конкуренцию сможет выиграть только тот вуз, который предложит действительно достойный продукт в виде новых курсов, лучших профессоров мирового уровня и широкие возможности для обучения, и в этом смысле новые рыночные условия для высшего образования могут оказаться весьма продуктивными [5, с.123].
Конкурентоспособность личности обеспечивает востребованность и способность занимать лидирующие позиции в любой области профессиональной деятельности. Развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования является условием и фактором жизненной и профессиональной успешности, залогом эффективного саморазвития [2].
Глобализация мировой экономики, создание единого мирового рынка товаров, услуг и рабочей силы, усиление конкуренции обострили вопрос о реформе высшего образования, подготовке кадров мирового уровня, призванных быть конкурентоспособными [7, с. 210].
Конкурентоспособность – способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность – также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия. Конкурентоспособность специалиста имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги, создает условия для полноценной профессиональной деятельности и профессионального долголетия. Процесс становления конкурентоспособной, востребованной обществом личности начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на протяжении всей ее жизни. Следует указать, что одной из генеральных целей модернизации российской системы образования выступает повышение ее конкурентоспособности [6].
Исходя из данных определений, мы можем сделать вывод о том, что конкурентоспособность представляет собой интегративное, системное и динамическое качество личности, в связи с этим рассмотрим проблему конкурентоспособности с позиции акмеологии.
В акмеологии конкурентоспособность специалиста исследовалась с точки зрения достижения наивысших вершин профессионализма в профессиональной деятельности и творчестве – акме (К. А. Абульханова-Славская, С. А. Анисимов, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов), акмеологических стратегий подготовки конкурентоспособного специалиста-психолога в условиях вуза (Н. В. Кузьмина), разработана обобщенная концепция развития профессионала (А. А Деркач, О. С. Анисимов, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, В. Н. Марков, М. Ф. Секач). В акмеологии также исследовались различные аспекты проявления конкурентоспособности специалистов в различных сферах деятельности руководителя на государственной службе (Л. Г. Лаптев), педагога (Н. В. Соловьева), преподавателя высшей школы (А. В. Гагарин) [3].
Конкурентоспособность личности определяется как интегративное качество, включающее компетентность, конкурентоопределяющие личностные качества, акмеологическую направленность личности.
Развитие конкурентоспособной личности является целевым ориентиром современного образования. Являясь динамическим качеством личности, конкурентоспособность включает базовую социальную конкурентоспособность, основы которой закладываются в системе общего образования; социально–профессиональную конкурентоспособность, развитие которой осуществляется в системе высшего профессионального образования; профессионально–социальную конкурентоспособность, которая развивается в процессе самореализации личности как гражданина и специалиста.
В акмеологии дается определение конкурентоспособного специалиста как специалиста, обладающего комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма, акмеологической потребностью в саморазвитии, интегративными акмеологическими качествами, обеспечивающими его профессиональную успешность в конкурентной среде интеллектуальная зрелость, ресурсность, эффективные межличностные коммуникации, профессионализм в сфере государственного управления. Акмеологические составляющие профессионализма являются одновременно базовыми элементами развития конкурентоспособного специалиста, то есть профессионализм – это базовый уровень конкурентоспособности специалиста, обеспечивающий необходимую совокупность характеристик, свойств и качеств личности для её дальнейшего развития, который на следующем этапе должен сопровождаться выходом на уровень овладения компетентностями. Интегративным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя.
В качестве акмеологических факторов развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе выступают акмеологическая направленность, профессиональные способности, мотивация на достижение успехов, положительная ориентация па профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, направленность на самосовершенствование, саморазвитие [3].
Конкурентными преимуществами специалистов являются высокая квалификация и полипрофессионализм.
Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство, реализация Государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг. и плана мероприятий «дорожной карты» актуализировали проблему полипрофессионализма деятельности [4, с. 104]. В настоящее время существует потребность в продуктивных специалистах, осуществляющих научный трансферт идей в профессиональной деятельности [1]. Обучение будущих специалистов полипрофессионализму деятельности перспективно. Получение дополнительной специальности по смежной профессии ведет к увеличению конкурентоспособности специалиста на рынке труда [4, с. 105].
Развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования должно стать составной частью повышения инновационного и личностно-профессионального развития будущего специалиста.
Литература:
- Верниенко Л. В. Акмеологический аспект оптимизации процесса развития полипрофессионализма будущих специалистов // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции "Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания". — СПб.: ООО «Ниц АРТ» , 2015. — С. 34-42.
- Верниенко Л. В. Конкурентоспособность вуза как фактор развития человеческих ресурсов // Сборник материалов ХХIХ Конгресса «Безопасность и качество в сфере ИКТ». — М.: НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс», 2016. — С. 170-173.
- Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 6-15.
- Казакова Н. Е. Проблема полипрофессионализма в условиях формирования национальной системы квалификаций // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика» — М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления и права», 2015. — С. 100-105.
- Каргиева З. К. Повышение конкурентоспособности современной высшей школы как необходимая составляющая системы подготовки кадров // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова — 2012. — № 4. — С. 122-124.
- Максимов Г. К. Акмеологический подход к исследованию конкурентоспособности специалиста // Акмеология. — 2008. — № 1. — С. 38-45.
- Сумро Н. А. Конкурентоспособность библиотечно-информационных специалистов на рынке труда: исследование проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 1. — С. 210-215.
- Хазова С. А., Комаров К. Б. Модель управления человеческими ресурсами образовательной организации // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2016. — № 1. — С. 15-22.