Сравнительное изучение тувинских и русских литературных произведений как условие развития критического мышления учащихся в национальных школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 12.04.2017

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Семис-оол, А. С. Сравнительное изучение тувинских и русских литературных произведений как условие развития критического мышления учащихся в национальных школах / А. С. Семис-оол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 655-657. — URL: https://moluch.ru/archive/148/38378/ (дата обращения: 20.12.2024).



Самой актуальной задачей современного образования является разработка основ содержания обучения, поиски новых форм организации учебной деятельности учащихся. Перед современной школой начиная с начальной школы стоит задача — воспитать человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к культуре, к истории и литературе.

И мы педагоги считаем, что одним из эффективных путей, позволяющих решать эти задачи в условиях национальной школы, является использование тувинских и русских литературных произведений, их изучение. Также должны изучить как все это влияет на критическое мышление учащихся именно тувинской национальной школы.

Можно твердо сказать, что, повышение уровня восприятия учащимися литературных произведений возможно при следовании принципу систематического привлечения произведений смежных видов искусства, т.е краеведческого характера на уроках. То есть начинать изучать произведения тувинской и русской литературных произведений с самых истоков.

Самые элементарные сведения о взаимосвязях литератур (русской и тувинской) могут быть даны с 1-го класса. Так, в 1–5 классах сопоставление русских пословиц и поговорок, загадок, сказок, народных песен с образцами устного народного творчества тувинцев дает учащимся представление о сходстве жизненного опыта и нравственных идеалов тувинского и русского народов, об их духовной близости.

С начальных классов начинается систематическое изучение истории русского и тувинского литератур. Именно такое параллельное изучение создает возможность для рассмотрения идейных, нравственно-эстетических, сюжетных параллелей, в системе сравнения образов, средств художественной выразительности и также влияет на развитие критического мышления учащихся именно национальных школ в произведениях русских и тувинских авторов, вопросов литературных контактов и влияний.

Формы и методы преподнесения материалов литературных связей на уроках разнообразны: лекции учителя, беседы на основе сопоставления биографии русских и тувинских писателей, творчества русских и тувинских авторов, сообщения, доклады и проекты учащихся, выразительное чтение стихов и отрывков из произведений русских и тувинских писателей, прослушивание музыкальных произведений тувинских и русских композиторов и т. д.

Умелое использование на уроках или в воспитательном процессе, двух культур одухотворяет педагогический процесс, создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой — это и есть основа формирования личности школьника. Человек должен знать свою родословную, историю своего народа, и конечно историю, традиции того народа, с которым живет по соседству. В процессе изучения культур русского и тувинского народа у учащихся формируется основы жизненной деятельности: Добро, Истина, Красота, Дружба и Любовь.

Очень помогают учителю для донесения детям той или иной темы — внеурочная деятельность. Внеурочные мероприятия позволяют знакомить учащихся с русскими и тувинскими народными традициями, праздниками и обычаями, авторами и их произведениями.

Примерный сравнительный анализ для изучения тувинских ирусских литературных произведений

Произведения русского народа

Произведения тувинского народа

Русские народные сказки

Тувинская народная сказка (по выбору учителя)

Былины

Сказание об Амыр-Санаа

Русские народные обрядовые песни

Тувинские народные обрядовые песни

Воспитывающая роль русских народных пословиц

Воспитывающая роль тувинских народных пословиц

О народных промыслах Руси

О народных промыслах Тувы

Стихи в прозе

И. С. Тургенев «Русский язык». «Как хороши, как свежи были розы…»

Э. Мижит «Мрак», «Превратности судьбы»

Судьбы людей во время стихийных бедствий

А. С. Пушкин «Медный всадник»

Отрывок о наводнении на Неве

К-Э. Кудажы «Улуг-Хем — неугомонный» отрывок о наводнении на Енисее

А. Островский «Гроза»

Образ Катерины

В. Кок-оол «Хайыраан бот»

Образ Кары

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

К-Э. Кудажы

«Улуг-Хем — неугомонный» Образ Анай-Кары

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» Образ Матрены Тимофеевны

С. К. Тока «Слово арата»

Образ Тас-Баштыг

М. Горький «Мать»

Образ Ниловны

К-Л. Монгуш «Тувинка»

Образ Кулча

В. Жуковский «Светлана»

Виды гадания русского народа

Виды гадания тувинского народа

к/ф «Гадание на бараньей лопатке»

Встреча Нового года

Шагаа по лунному календарю

Русская национальная одежда

Тувинская национальная одежда

Участие русского тувинского народов в Великой Отечественной войне

Произведения русских писателей о ВОВ

Помощь фронту, о тувинских добровольцах Монгуш К-Л. «Настигающий птицу», К-Э. Кудажы «Одиннадцать»

Любовная лирика А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтова

Любовь в поэзии тувинских поэтов

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Образ Емельяна Пугачева

А.Емельянов «Шестьдесят богатырей»

Любой учитель, используя литературный материал, проводит и огромную работу по нравственному воспитанию. И доводит до умов своих учеников каждый материал до крупиночки, что они должны размышлять, анализировать, сравнивать. Если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

Соблюдение некоторых дидактических требований для успешной работы слитературным произведением.

  1. Учитель должен не забывать, что использование материалов литературных связей не самоцель, а средство активизации учебного процесса.
  2. Хорошо и правильно отобранные сведения должны убеждать учащихся в мысли, что истинное взаимодействие между литературами заключается в творческом переосмыслении идей, тем.
  3. Почти на каждом уроке должны иметь место примеры, отражающие интернациональные устремления, сведения о великой роли русской литературы в зарождении и развитии тувинской литературы, о значении отдельных русских писателей в становлении творческой индивидуальности тувинских авторов. Все это способствует воспитанию чувства любви и уважения к русской литературе, чувства патриотизма.
  4. Примеры и факты должны соответствовать возрастным особенностям школьников и уровню их литературных знаний.

Литература, национальная тувинская и русская литература… Такие разные сочетания, а главное слово — одно, в ней мудрость народа, накопленная веками, в ней сила и дух, переданные нам по наследству, которые мы не имеем права ни делить, ни терять. Нельзя делить искусство слова, оно дано нам всем. Тувинская и русская литературы неотделимы, так же, как и народы, русский и тувинский.

Литература:

  1. Журнал «Башкы» № 4 1987г
  2. Журнал «Башкы» № 12 1999г
  3. «Библиотека педагога» 2001г.
Основные термины (генерируются автоматически): русская литература, произведение, Пушкин, русский, русский народ, тувинский народ, вид гадания, воспитание чувства любви, критическое мышление учащихся, произведение русских.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Исторический материал как средство формирования у учащихся начальных классов познавательного интереса к математике

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Актуальные проблемы современной русской речи как темы научных работ учащихся

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Условия и содержание обучения фонетической стороне английской речи в условиях тувинско-русского двуязычия

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Исторический материал как средство формирования у учащихся начальных классов познавательного интереса к математике

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Актуальные проблемы современной русской речи как темы научных работ учащихся

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Условия и содержание обучения фонетической стороне английской речи в условиях тувинско-русского двуязычия

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной литературы в V-IX классах

Задать вопрос