Глубокие структурные изменения происходят в сельском хозяйстве. Благодаря самоотверженному труду и мастерству фермеров и дехкан, несмотря на сложные погодные условия, в республике выращен и собран богатый урожай сельскохозяйственной продукции-произведено более 7 миллионов 500 тысяч тонн зерна, более 3 миллионов 350 тысяч тонн хлопка. Следует отметить, что полученные высокие урожаи обеспечены в основном за счет интенсификации сельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрения районированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых культур, освоения современных агротехнологий [1, с. 3].
В условиях модернизации экономики особое значение приобретает охрана и рациональное использование земельных ресурсов. В стране проводится целенаправленная работа, по борьбе с деградацией земель и повышение уровня жизни сельского населения направленных на привлечение координированных инвестиций в усовершенствование землепользования в сельской местности, конечным результатом которого является успешного осуществления концепций для устойчивого управления земельными ресурсами. Ежегодно на поддержку фермерских хозяйств выделяются значительные средства и ассигнования. Земли аграрного сектора экономики являются одной из важнейших ресурсов, здесь создается 26,8 % всего ВВП Узбекистана. Особой гордостью страны являются орошаемые земли, составляющие около 4,3 млн. га, на которых производится свыше 95,0 % всей сельскохозяйственной продукции.
В Узбекистане активно проводится широкомасштабная программа рационального использования земельных ресурсов в аграрном секторе. Принципиально важным приоритетом экономической программы на ближайшую перспективу является дальнейшее углубление реформирования и структурных преобразований в сельском хозяйстве, эффективного использования земельных и водных ресурсов. Надо сказать, что с переходом на фермерскую систему хозяйствования вопрос оптимизации размеров участков, которыми на правах арендной собственности наделяется каждое фермерское хозяйство, остается актуальным. Это, в первую очередь, связано с тем, что в условиях орошаемого земледелия, дефицита водных ресурсов и большой засоленности практически все посевные территории в Республике Каракалпакстан, областях и сельских районах страны отличаются большим разнообразием по плодородию и бонитету земель [1, с. 3].
Узбекистан-страна с развитым агропромышленным сектором. Она располагает 25 млн. 736 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из них площадь орошаемых земель составляет около 4,2 млн. га, в том числе, площадь орошаемой пашни 3,30 млн. га. Именно на орошаемых землях получают свыше 97 % всей сельскохозяйственной продукции республики. Из-за водного дефицита увеличивать площадь орошаемых земель практически невозможно. Сельское хозяйство даёт примерно 25 % валового внутреннего продукта. По производству хлопка Узбекистан занимает пятое место в мире. Он обеспечил свою зерновую независимость, собрав в 2007 г. свыше 6 млн. тонн зерна колосовых культур. В настоящее время страна производит около 3,7 млн. т. хлопка сырца, 7,5 млн. т зерна, более 6 млн. т. плодоовощной продукции, ежегодно экспортирует около 1,2 млн. т. хлопкового волокна, 590 тысяч т. плодоовощной продукции. За последние два года за счет восстановления и реконструкции более 37 тысяч километров коллекторов и дренажных систем, включая 35 тысяч километров межрайонных и межхозяйственных сетей, улучшено мелиоративное состояние 740 тысяч гектаров орошаемых земель. Успешное осуществление экономико-экологических мероприятий, которые затем могут быть интегрированы в секторальные планы и бюджет, вносят свой вклад в общие приоритеты национального развития.
Необходимо отметить, что более широкие региональные и глобальные цели также будут достигнуты путем:
1) сохранения, консервации и восстановления структуры и функциональной интегрированности экосистем;
2) стабилизации зон формирования стока, особенно для предотвращения эрозии почв и заиления водоемов.
Эффективность работы принципов устойчивого управления окружающей средой, прежде всего, зависит от развития потенциала страны в этой области. Поэтому был разработан Национальный доклад по борьбе с опустыниванием Республики Узбекистан, в котором обобщена и проанализирована деятельность по выполнению Конвенции по борьбе с опустыниванием. Однако необходима ежегодная оценка и пересмотр этих мероприятий, а также определение потенциала по Конвенции по борьбе с опустыниванием [2, с. 79].
Проблемы опустынивания и засухи являются трансграничными проблемами и поэтому необходимы совместные действия государств по разработке и реализации проектов по борьбе с опустыниванием. Приоритетными вопросами субрегионального сотрудничества в области опустынивания, деградации земель для стран Центрально-азиатского региона являются мониторинг и оценка процессов опустынивания; создание системы раннего предупреждения и смягчения последствий засухи, улучшение водопользования в сельском хозяйстве; борьба с эрозией, засолением и заболачиванием; агролесоводство, управление лесными ресурсами и зонами водосбора; управление пастбищами и сохранение биоразнообразия и охрана природы, развитие этнотуризма.
По причине географических и природно-климатических особенностей Республика Узбекистан в высокой степени уязвима к ущербу окружающей среде, в особенности, в отношении ущерба неустойчивым аридным экосистемам. Наиболее серьезными экологическими проблемами наступательно угрожающими природным ресурсам страны являются возрастающее засоление почв и воды, ветровая и водная эрозия, стравливание пастбищ и вырубка лесов, потеря биоразнообразия и снижение продуктивности пахотных и пастбищных угодий. Экологические проблемы существуют во всех областях Узбекистана, но наиболее серьезные характерны для районов с наивысшей концентрацией населения [3, с. 112].
Повышение продуктивности использования земельных ресурсов непосредственно связано с развитием фермерских и дехканских хозяйств. В результате оптимизации земельных участков дополнительно создано свыше 17,5 тысячи фермерских хозяйств и более 250 тысяч новых рабочих мест. Наибольшее количество фермерских хозяйств образовано в Ташкентской, Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Ферганской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан [1, с. 3].
Избыточно засоленные земли всегда дают сниженный урожай по сравнению с незаселенными. Вместе с тем они требуют более значительных затрат труда и средств со стороны государства и непосредственно от земледельцев. Поэтому рациональное и эффективное использование, всемерное сохранение и повышение плодородия земель следует рассматривать как обязательный раздел государственной политики зональных, региональных и локальных систем земледелия и планов развития экономики страны и каждого хозяйства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время как никогда высок уровень экологического бедствия. Поэтому необходимо направить все усилия на решение проблем эффективного использования природных, земельно-водных и минерально-сырьевых ресурсов, как у нас в стране, так и в соседних среднеазиатских странах.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Абдуллаев А. М. Хакимов Н. Х. Экономика природопользования. Учебное пособие. Ташкент. 2006. – 263 с.
- Чертовицкий А. С., Базаров А. К. Система землепользования Узбекистана. – Т.: «ФАН», 2007. — 412 с.