Овладение педагогическим мастерством в профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Джалолова, Д. Ф. Овладение педагогическим мастерством в профессиональном образовании / Д. Ф. Джалолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 613-614. — URL: https://moluch.ru/archive/148/40688/ (дата обращения: 19.12.2024).



Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения, направленных на достижение высоких конечных результатов. Будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, мастерство педагога утверждается через творчество и воплощается в нем. В обучении и воспитании проявляется самый возвышенный, самый гуманный тип творчества, пробуждающего личность к самореализации человеческих задатков и способностей.

Для овладения педагогическим мастерством необходимо много работать над собой. Необходимо систематически готовится к каждому учебному занятию, постоянно работать с новинками педагогической литературы, извлекая из них новое, требующее практической проверки и применения. Овладеть секретами педагогического мастерства можно лишь при систематическом и творческом труде, освоении объективных закономерностей обучения и воспитания, основных педагогических идей и принципов, постоянном повышении квалификации. Решающее значение при этом имеют самообразование и самовоспитание.

Успех педагогической деятельности определяется, прежде всего, степенью профессиональной подготовленности преподавателя. По мере накопления опыта формируются оптимальные приемы работы, приходит мастерство, нарабатывается фонд поведенческих программ, позволяющих быстро адаптироваться в любой студенческой аудитории, возникает легкость в работе со студентами. Приобретая педагогический опыт, совершенствуя мастерство, нужно постоянно анализировать его, избегая стереотипов.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Способность к общению всегда считалась важнейшим человеческим качеством. Условиями, обеспечивающими успешность взаимодействия преподавателя со студентами, являются доверие студента к преподавателю и наличие духовного влечения студента к преподавателю.

Доверительный характер взаимоотношений складывается, как правило, не стихийно — его нужно формировать, завоевывать. Иногда помощь в этом может оказывать природная коммуникабельность, но лучше знать ряд правил для создания обстановки доверия: признание взрослости студента, уважение в нем личности, проявление педагогического оптимизма — не торопиться с оценкой учебных возможностей студента, помня, что он обучаем и может быть обучен; не демонстрировать свою ученость, уметь хранить доверенную тайну, проявлять в отношениях со студентами терпимость, честность, уважать национальные традиции, обычаи, психологические особенности и исключить назидательность.

Преподаватели с устойчиво положительным типом взаимоотношений отличаются педагогической направленностью деятельности, широтой знаний, эрудицией, глубоким мастерством владения предметом, гибкостью мышления, потребностью в неформальном общении со студентами. Хорошего преподавателя всегда связывает со студентами взаимная симпатия. Студенты всегда ценят в своих преподавателях искреннюю, заражающую увлеченность любимым делом, глубокие и разносторонние знания, далеко выходящие за рамки учебных потребностей, энциклопедизм, педагогический такт, уважительное отношение к человеческому достоинству, индивидуальность и яркость облика преподавателя.

Эффективность педагогической деятельности и уровень профессиональной квалификации педагога определяется методикой преподавания дисциплины. В своей работе преподаватель постоянно решает вопросы: зачем учить, что надо изучать и как надо обучать? Начинающий преподаватель осуществляет методическую деятельность на репродуктивном уровне, т. е. переносит известные методические рекомендации в учебный процесс. На старте профессии идет проверка правильности сделанного выбора, проверяются качества профессиональной подготовки.

Это время расцвета физической силы, образования своей семьи, обретения нового социального статуса и вхождения в профессию. Методическая работа является одним из показателей эффективности педагогической деятельности и характеризует уровень профессиональной квалификации преподавателя. В работах ученых методическое мастерство понимается как высокая ступень педагогической умелости, совершенное владение всей совокупностью диагностических, ориентировочно-прогностических, конструктивно-проектировочных, организаторских, информационно-объяснительных и т. д. умений и навыков.

Мастерство — это не только знания, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из законов воспитания. Совокупность свойств личности, приобретенных в процессе ее опыта, высший уровень освоенных профессиональных умений в данной области на основе гибких навыков и творчества и обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности определяют успех преподавательской деятельности.

Литература:

  1. Ерошин, В. И. Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений. Дис. д-ра пед. наук. — Москва, 2003. 215 с.
  2. Подмазин, С. И. Личностно-ориентированное образование. Социально-философское исследование. — Запорожье: Просвита, 2000. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, преподаватель, студент.


Задать вопрос