Ещё со времен возникновения частной собственности и предпринимательства существует такое понятие, как налог. Поступления от налогов и сборов формируют бюджет государства и в зависимости от нужд, идут на социальные, культурные, правоохранительные цели. То есть без налогов и сборов, невозможно существование государства и именно поэтому так важно правильное и целесообразная правоприменительная практика в сфере налогообложения. Статья 35 Конституции Республики Казахстан гласит «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого» [1].
Наличие Конституционной нормы, обязывающей уплачивать законно установленные налоги, указывает на особую важность данного института. Неисполнение данной обязанности влечет уголовную либо административную ответственность. Уголовный Кодекс Республики Казахстан предусматривает ответственность физических и юридических лиц за уклонение от уплаты налогов и сборов, однако сложность в понимании основ налогообложения и самого состава преступления зачастую приводит к «юридическим ошибкам». Нередки случаи, когда действия, совершенные по неосторожности, квалифицируются как уклонение от уплаты налогов. Поэтому велика ответственность правоприменяющих органов, в столь деликатном вопросе. Особый практический интерес представляет именно уклонение от уплаты налогов с организаций, т. к. именно они в основном совершают указанные деяния. Физическое лицо, за редким исключением, может уклониться от начисляемых ему налогов. Поэтому в данной статье исследуется именно уклонение от уплаты налогов с организаций.
Для правильного понимания оснований наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций, необходимо знать и понимать не только основы налогообложения и виды налогов и сборов, но и основные признаки состава преступления.
В соответствии со СТ.222 УК РК, уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты налога и(или) других обязательных платежей в бюджет с организаций, совершенного путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и(или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и(или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и(или) обязательных платежей в крупном размерe [2]. Крупным размером признается сумма неуплаченного налога и(или) обязательного платежа в бюджет, превышающая 2000 МРП.
Данная статья предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет, а квалифицирующие признаки, указанные в диспозиции статьи, относимы в основном именно к налогам.
В п. 34 ст. 12 НК РК дается следующее определение: налоги — это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, про изводимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер [3].
В этой связи, не лишним будет упомянуть об установленных Налоговым Кодексом налогов.
Таможенные платежи играют особую роль в системе экономических отношений. Их эффективное использование является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором экономического развития.
В то же время на современном этапе их экономическое назначение существенно изменилось. Это связано с тем, что последовательное снижение уровня таможенных платежей в экономике развитых стран обусловило переход к селективному протекционизму, который обеспечивает реализацию их защитной и регулирующей функций на фоне снижения значения фискальной функции. Селективный протекционизм основан на снижении или полной отмене таможенных пошлин на товары, не создающие конкуренции аналогичным национальным товарам, а также на продукцию добывающих отраслей. Таким образом, при общем снижении уровня таможенного обложения обеспечивается таможенно-тарифная защита стратегически важных отраслей экономики, в том числе от угроз их перехода под контроль иностранного конкурентов.
Также таможенная пошлина решает задачу защиты от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, под которой понимается снижение доли национальных товаров на внутреннем рынке и сокращение масштабов их производства. В то же время создаваемый уровень тарифной защиты должен обеспечивать позитивное воздействие иностранной конкуренции, которая обуславливает рост качества товаров национальных производителей, снижение общего уровня издержек в отрасли, использование прогрессивных технологий и современных материалов.
Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории ТС, обеспечению условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой — направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностям внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные платежи, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.
Однако не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, могут уплачиваться учреждениям, не входящим в систему таможенных органов [4].
Применение таможенных платежей в условиях глобализации имеет ряд ключевых особенностей. Высокая степень зависимости национальных экономик от глобальных процессов ограничивает возможности государства по установлению ставок таможенных платежей и снижает эффективность таможенно-тарифных мер, так как большинство развитых и развивающихся стран связано договорными отношениями по обеспечению стабильности таможенно-тарифного режима международной торговли. Членство стран в наднациональных интеграционных органах (Евросоюз, Нафта, АТЭС, Евра-ЗЭС, СНГ) предполагает ограничение экономического суверенитета, в том числе отказ от взимания таможенных пошлин, так как большинство этих организаций предполагает существование зоны свободной торговли или таможенного союза. Во второй половине XX века сформировалась система международных организаций (МВФ, ВТО, Всемирный банк, ЮНКТАД), решения которых оказывают существенное влияние на регулирование национальных экономик при помощи таможенных платежей [5].
Литература:
- Конституция Республики Казахстан.
- Уголовный кодекс Республики Казахстан.
- Налоговый кодекс Республики Казахстан.
- Кодекс о таможенном деле в Республики Казахстан.
- Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономика, 2001.- 974 с.