В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здорового образа жизни и физического развития. Рассматриваются общие закономерности обучения двигательным упражнениям, развития физических способностей, воспитания волевых качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями. Доказано, что предмет «Физическая культура» обязателен для реализации образовательными организациями, для совершенствования физических, физкультурно-оздоровительных навыков учащихся.
Ключевые слова: теории и методологии обучения, физическая культура, здоровьесбережение, двигательная активность
В современных условиях профессиональная деятельность учителя физической культуры в общеобразовательной организации представляет собой процесс решения сложных, многообразных и разноплановых задач обеспечения здоровьесберегающих аспектов преподавания, физического развития учащихся, реабилитация, развитие психофизических способностей, социальной адаптации путём физического воспитания.
Попробуем определить роль и место инноваций в процессе обучения в настоящее время на примере преподавания физической культуры в школе.
Концептуальным для содержания теории и методики преподавания дисциплин является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к подготовке подрастающего поколения в области физической культуры. Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
– укрепление здоровья, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
– формирование культуры двигательной активности, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
– формирование двигательной активности с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Методология преподавания физической культуры — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования объектов изучения в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Теория обучения, т. е. дидактика, рассматривается как относительно самостоятельная часть педагогической науки. Основные задачи современной дидактики в области преподавания физической культуры:
– описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания с ориентацией на группу здоровья обучающихся;
– совершенствовать процесс обучения физической культуре;
– разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.
Общие закономерности обучения физической культуре, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны многими авторами в теории и методике физического воспитания [1], [4], [6], [5], [7].
Теория и методология обучения предмету «Физическая культура» выполняет функции интеграции теоретических знаний и практических навыков, приобретенных учащимися при изучении разных учебных предметов, т. е. осуществляется межпредметная связь. Биологии и физической культуры (биохимия спорта), математики и физической культуры (анализ скорости, быстроты, ловкости), физики и физической культуры (например: для приобретения устойчивости на ногах, принимают стойку ноги врозь, при этом увеличивается площадь опоры и понижается центр тяжести), географии и физической культуры (спортивное ориентирование) [3].
Материалы и методы исследования
Для исследования теоретических и методологических основ обучения физической культуре в общеобразовательной организации была использована методика «Экспертная оценка преподавания физической культуры в школе № 74». Анализировалось мнение учащихся среднего звена (6 -7 класс) о качестве преподавания физической культуры и значимость для них уроков физической культуры.
В утверждениях анкеты отражены особенности проводимых занятий и их качество Утверждения необходимо было оценить по 5-бальной шкале, где «5» — да, всегда; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».
Анкета 1
№ |
Утверждения, вопросы |
Дисциплина |
Оценка |
1 |
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий по ФК |
ФК |
44,2 |
2 |
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения практическому материалу, помогают осваивать учебные знания, (названия упражнений, описание техники их выполнения и т. д.). |
ФК |
45,1 |
3 |
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся, так как они необходимы для развития физических качеств школьников. |
ФК |
42,3 |
4 |
Учителем обеспечивается дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенностей развития психических свойств и качеств. |
ФК |
46,7 |
5 |
Используется проблемное и программированное обучение теоретической части |
ФК |
43,2 |
6 |
Уроки физической культуры часто проводятся на открытом воздухе. |
ФК |
35,6 |
7 |
Проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи при обучении ФК |
ФК |
34,2 |
8. |
При преподавании физической культуры реализуются межпредметные связи |
ФК |
43,8 |
9. |
Преподаватель использует игровые методы для развития физических качеств учеников |
ФК |
49,3 |
10 |
Используется системный подход к решению физического воспитания в условиях семьи (взаимодействие школы и семьи) |
ФК |
43,6 |
Анкеты не подписывались учащимися. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение, так как это одна из наиболее распространённых мер, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, деленную на их количество. Среднее арифметическое по анкете 1 в пределах равно 45,4 балла. Результат свидетельствует о высоком уровне преподаваемой дисциплины. Наибольшее количество баллов, которое может быть по данной анкете — 50.
Результаты и их обсуждение
По результатам исследования было выявлено: уроки с образовательно-познавательной направленностью дают прочные знания. Средний балл 44,2 балла. Это хороший результат, т. к. есть дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения практическому материалу, помогают осваивать учебные знания, и учащиеся оценили такие уроки в 45,1 балла. Результат высокий. Учителем обеспечивается дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенностей развития психических свойств и качеств. Оценка учеников — 46,7 балла. Также говорит о высоком уровне восприятия учащимися дифференцированных уроков.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью, в основе которых организация урока физической культуры проводится на основе принципов спортивной тренировки, где учитываются биологические закономерности развития организма у учащихся школ. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий (для отдельных учащихся) и повышать тренирующий эффект для всех учащихся, которые готовятся к сдаче норм ГТО. Оценка учащихся — 42,3 балла. Результат ниже желаемого, однако, с учетом возможностей проведения тренировок, можно считать результат положительным.
Учащимися отмечено, учитель обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности и особенностей развития психических свойств и качеств.
Уроки физической культуры часто проводятся на открытом воздухе — этот показатель достаточно низкий, составляет 35,6 балла. Такой результат связан с погодными условиями исследуемого периода. Изучение проходило в зимний период и начало весны, когда условия для проведения занятий на стадионе не всегда могли проводиться.
Проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи при обучении ФК — самый низкий результат — 34,2 балла. Не все учащиеся поняли вопрос, как было выявлено позже.
Самым высоким показателем является графа «Преподаватель использует игровые методы для развития физических качеств учеников» — 49,3 балла. Важнейший результат физкуьтурно — оздоровительной игры — это радость и эмоциональный подъем. Подвижные игры на уроках ФК, особенно с элементами соревнования адекватны потребностям детям среднего звена и способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию волевых качеств. Кроме того, подвижные игры, способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма учащихся.
Заключение. Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации раскрывает мировоззренческие основы физической культуры как социального явления, она способна содействовать формированию ценностно-нормативной сферы сознания людей относительно ее значимости для человека.
Литература:
- Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. — СПб., 1999.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
- Данишкина С. И., Ермакова Е. В. Реализация межпредметных связей физики и физической культуры // Концепт. — 2014. — № 09 (сентябрь).
- Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая куль-тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. ISBN 5–7695–1525–2
- Лукьянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. — Ставрополь, 2001.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. — М, 1998.
- Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.