Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально — экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа, т. е. разработку научно обоснованных концепций развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; определение основных направлений государственной поддержки инноваций; осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.
В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. [1, с. 2].
В инновационной политике необходимо выделить две стороны — стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства — это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.
Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам. Научно-техническое лидерство — это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии [2, с. 146].
Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной поддержки инноваций включают:
1) содействие развитию научных исследований, прежде всего в перспективных направлениях;
2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;
3) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;
4) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);
5) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования;
6) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
7) координацию инновационной деятельности в регионах;
8) создание правовой базы инновационной деятельности;
9) регулирование международных связей в области инновационных процессов.
Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.
Рыночная экономика и конкурентная среда требуют от субъектов предпринимательства постоянного внедрения новых инновационных элементов в свою производственную деятельность. В национальной экономике потребность в инновациях неуклонно растёт, однако субъекты предпринимательства участвуют в финансовом обеспечении инновационной деятельности с различной степенью активности. В переходной экономике Узбекистана основным поставщиком инвестиций для финансирования инновационной деятельности всё ещё является государство. Современный этап модернизации экономики требует качественно нового механизма мобилизации инвестиций для нужд создателей инновационной продукции и пересмотра методологии финансового обеспечения субъектов национальной инновационной системы. Средства государственного бюджета в Узбекистане направляются на финансовое обеспечение государственных и международных научно-технических программ, на содержание уникальных научных объектов, отдельных научно-исследовательских институтов, архивов, оплату труда экспертов и заработную плату старших научных сотрудников- соискателей.
Сравнительный анализ структуры распределения государственных инвестиций по направлениям государственных научно-технических программ в 2004 и 2014 гг. показал, что основная их доля приходится на прикладные исследования: они составили 68 % от общего объёма финансового обеспечения в 2004 г. и 58 % в 2014 г. Это объясняется тем, что прикладные исследования, основываясь на результатах фундаментальных наук, имеют практический результат и направлены на создание новых видов техники и технологий, позволяющих осуществить прорыв в той или иной области, что очень важно на нынешнем этапе модернизации национальной экономики.
Таким образом, на пути к инновационному развитию экономики одного лишь наличия институтов, занимающихся НИОКР, недостаточно для достижения поставленной цели-построения экономики инновационного типа. Необходима достаточно прочная финансовая основа инновационной деятельности, которая, помимо государственного финансирования, должна пополняться финансовым обеспечением со стороны корпоративных и частных инвесторов, деятельность которых напрямую зависит от своевременного введения инновационных элементов в производство.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Султанова Г. Факторы инновационной активности предприятий в Узбекистане. // Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы VII Форума экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015.