В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.
Ключевые слова: информационная технология, математика, информационная культура, компьютерная грамотность, мультимедиа, тренажер, тесты, интерактивная доска
Как показывает опыт, в процессе преподавания математики для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся имеются большие возможности использования информационных технологий, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для учителя. Современные компьютерные модели вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний — решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний — исследование; урок применения ЗУН — компьютерная практическая работа.
Процесс приобщения учителей к компьютеру идёт долго, но сегодня все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя: компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков; учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся; компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник.
С появлением в школе компьютера учителей математики, заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках. Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах, учебниках. На следующем этапе в практику работы может быть включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, был соответственно накоплен материал, который можно эффективно использовать на уроках математики.
Учителя часто в своей педагогической деятельности применяют компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках контроля знаний обучающихся.
Информационные технологии на уроках математики по нашему мнению эффективно можно использовать следующими способами:
- Мультимедийные презентации. За время работы в школе можно разработать и накапливать их как целые системы уроков мультимедийные презентации по отдельным главам, так и отдельным темам учебного курса и сделать банк этих презентаций. Каждый этап подготовки презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5–2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видеофрагменты; мультимедийные таблицы ярче, образнее и незаменимы. Такие таблицы удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать, размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки.
В процессе учебной работы целесообразно применять электронные презентации на различных этапах урока математики: при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний.
Электронное представление определений, формул, теорем и их доказательств, геометрических чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений по математике.
Показ слайдов повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Использование на уроках е мультимедийных технологий на уроках повышает статус учителя, его авторитет перед учащимися и способствует повышению интереса школьников к изучению математике.
Создание и разработка электронных презентаций по многим темам курса математики позволяет систематически и качественно провести каждый урок.
- Интерактивная доска- это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету математика, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.
Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок и познавательные обучающие программы по различным предметам, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, предоставляют возможности тестирования с моментальным выводом на доску результатов и др. Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя математики интерактивная доска — это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету и облегчения усвоения материала.
- Различные тесты итренажеры. Они предназначены для более глубокого усвоения материала и контроля знаний учащихся на уроках. Тесты составляются учителем в программах Word или Power Point или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет www.math.ege, www.alexlarin.narod.ru, www.ozenok.net и др. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный, они также могут быть представлены в виде установления соответствий, кратких ответов. Их можно использовать на различных этапах урока. Способы работы с ними также разнообразны — фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Использование компьютера для работы с нормативными знаниями позволяет включить действие обучаемого в выполнение учебного задания «и так организовать его выполнение, чтобы учащиеся запомнили то, что требуется». При этом в процессе обучения появляются элементы исследования, а обучаемому предоставляется возможность проявить активность и самостоятельность. Это становится возможным благодаря уникальным дидактическим возможностям компьютера.
Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала: заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Проектор, подсоединяемый к компьютеру — технологический элемент новой грамотности, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений [2].
Анимации используются для того, чтобы на мониторе наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, видеозадачами, звуковыми файлами. Заранее созданная презентация, заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстраций.
Компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить: создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования; использование разнообразных мультипликационных эффектов; возможность воспроизведения видео- и аудиоматериалов; создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.
Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависеть от того, насколько умело учитель математики умеет организовать работу с учебной информацией.
Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии необходимо добиваться активизации мыслительной активности школьников, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая способствует раскрытию творческих способностей учащихся.
Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!
Использование ИКТ на уроках открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. Компьютерные технологии позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.
Главными достоинствами применения ИКТ перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение компьютерных технологий дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска.
В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов, ИКТ обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.
Таким образом, взаимосвязанное изучение информатики и математики позволяет познакомить школьников с элементами математической исследовательской деятельности и применить компьютер в качестве рабочего инструмента исследования. Такой подход в изучении способствует развитию творческой активности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной и организационной деятельности ученика и учителя, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, учитывая уровневую дифференциацию.
Литература:
- Абдуллаев А. Н., Инатов А. И., Останов К. Некоторые методические особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике. // Молодой ученый. Международный научный журнал, № 11(115), 2016, Ч. 13, с. 1405–1408.
- Абдуллаев А., Инатов А., Остонов Қ. Роль и место использования современных педагогических технологий на уроках математики.Международный научный журнал «Символ науки» № 2/2016, часть 1, с. 49–50.
- Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. — М.: ТК Велби, 2005. — 247 с.
- Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. — Мн. Новое знание, 2003. — 152 с.
- Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М: Омега-Л, 2004. — 215 с.