Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 2524 раза

Библиографическое описание:

Бучнева, Г. А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе / Г. А. Бучнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 702-705. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41476/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, учебная мотивация, поиск решения проблемы, творчество, самостоятельность

Много уже сказано о том, что принципиальным отличием современного подхода к образованию является ориентация ФГОС на определенный результат, под которым понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Сказано много, но на практике мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как потеря или снижение учебной мотивации, неумение учиться самому, применять знания на практике самостоятельно, находить пути решения проблемной задачи, боязнь оценки, высказывания своего мнения и т. д.

Как это преодолеть? Каждый творческий педагог ищет свои пути решения. Но всё новое –это хорошо забытое старое. И хочется вспомнить о большой роли внеклассной (внеурочной) работы по предметам, которой на сегодняшний момент уделяется, по-моему, недостаточно много внимания. Недаром в последнее время получили распространение так называемые нетрадиционные уроки. А что это такое? Это своего рода уроки, в которых, кроме традиционных, используются те же формы внеклассной работы и вводятся элементы тех же внеклассных мероприятий [1, с. 6].

Конечно, вечной и главной формой обучения остается урок, несмотря на то, что меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но ведь участники образовательного процесса (учитель и ученик) могут встретиться не только на уроке. Современными и актуальными могут быть и другие формы обучения.

Например, предметная внеурочная деятельность. Каковы же её преимущества?

Во-первых, снимается полностью проблема психологической зависимости от оценки. Ведь во время работы не на уроке отметок нет. А постановка определенных интересных для обучающихся проблем приводит к результативному сотрудничеству учащихся с преподавателем и товарищами. Коллеги по предметному кружку, решающие проблемные ситуации, которые вытекают из содержания занятия, самостоятельно активизируются в поиске решения. А отсюда и повышается интерес не только к изучению языка, но и интерес к обучению в целом. Решается, таким образом, проблема мотивации.

Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала, нацеливает обучающихся на минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

И в-третьих, формы таких занятий можно менять бесконечно (занятие-игра, коллективная деятельность, занятие — семинар, занятие — исследование, практическое занятие, театрализованное представление, занимательная викторина, игра — соревнование, экскурсия и т. д.). Такие занятия предполагают сами по себе неофициальную обстановку, а значит создание ситуации сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, атмосферы увлеченности общим делом.

И наконец, в-четвертых, именно во внеурочной деятельности реализуется основой принцип ФГОС: «Учись сам добывать знания!» Каждое занятие — это небольшая исследовательская деятельность школьников. А итоговое занятие — это своего рода демонстрация результата, а значит защита всех «открытый», сделанных учащимися.

Д. В. Григорьев и П. В. Степанов утверждают, что существует тесная взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма– от этических бесед до проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов [4, с. 7].

Одной из форм такой внеурочной деятельности могут быть предметные занятия, выходящие за пределы программы. Например, забытые предметные кружки. Приведу пример такого «кружка» по русскому языку «Тайны языка», разработанного автором статьи для обучающихся среднего звена. Такие внеурочные занятия обязательно должны иметь элементы занимательности. Но занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью. Такой вид деятельности должен сопровождаться и игрой (особенно это актуально для пятиклассников). Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией. Во-вторых, игра создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка [5, с. 81].

Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

Задачами кружка нужно считать

– формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;

– повышение речевой компетентности детей;

– развитие интереса к читательской деятельности;

– развитие интереса к научной деятельности;

– подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

Учитывая возрастные особенности и содержание программы кружка, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.

Примерное содержание программы внеурочных занятий по русскому языку

«Тайны русского языка»

Тема 1. Организационное занятие «Понемногу омногом»

Содержание материала: Язык — «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык — хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык — наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.

Тема 2. Великий имогучий. Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

Тема 3. Звук ибуква. Язык — звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее» [3, с. 4]. Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.

Тема 4. Великие тайны письма. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

Тема 5. Откуда взялись названия букв? Первый алфавит (гиксы — народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге Н. Ф. Александровича «Занимательная грамматика».

Тема 6. Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.

Помощь происхождения написанию («терра» — земля).

Тема 7. Почему мы так называемся?

Язык — явление живое. Неологизмы и историзмы. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

Тема 8. Слова— родственники. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к группе родственных).

Тема 9. Словари— наши добрые спутники.

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). «Базар и рынок — синонимы?». «Словарь» С. Маршак. [3, с. 49]. Новое в языке. (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).

Тема 10. «Тезки наоборот». Ословах разных, одинаковых, но разных.

Понятие антонимов. Анти — «против», нома — «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова». Подготовка занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов. Омонимия. Слова — близнецы. Инсценирование стихотворения Я. Козловского «Сев в такси…». Работа со словарями.

Тема 11. «Прочь сдороги!» Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т. д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут?» (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

Тема 12. Фразеологические обороты. Понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах. Нечленимость оборота. Игра «Закончи начало фразы…». Идиома. Потеря прямого смысла. Метафорические сочетания. Происхождение фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

Тема 13. Расскажи офразеологизме. Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

Игра «Замени нас».

Тема 14. «Голос возвысил ибросил крылатое слово». Немного истории. «Крылатые слова» — меткие, образные выражения. Исследование басен И. А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т. д. (групповая работа). Создание общего плаката «Крылатые выражения басен Крылова» с иллюстрациями учащихся.

Тема 15. Биография слов. Викторина по фразеологии:

– Откуда пришли выражения?

– Пять фразеологизмов из сказок.

– Названия литературных произведений, ставших крылатыми.

– Подобрать синонимы к фразеологизмам.

– Привести фразеологизмы наших дней.

– Написать короткий рассказ про фразеологизм.

Вопросы занимательной грамматики.

Шарады [3, с. 52].

Тема 16. Язык имеет свои краски. Анализ отрывков из художественных произведений. А. П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н. В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка. Роль в мелодичности сонорных звуков. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Исследование текста. А. Барто. Роль скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса.

Тема 17. Вечер грамматических игр.

Тема 18. Экскурсия вбиблиотеку «В мире наших помощников». Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка.

Тема 19. Выпуск стенной газеты «Тайны языка» срубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке» и т. д.

Основными принципами всякой внеурочной деятельности должны быть принципы взаимосвязи внеурочной работы с уроками; добровольного участия и самодеятельности обучающихся; занимательности в содержании и формах организации; равноправия (т. е. предоставление возможностей для участия во внеурочной работе ученикам разного уровня обученности).

Внеклассные занятия помогают преподавателю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, да и просто тех, кто в сжатых рамках урока не может полностью раскрыть себя, и всячески направлять развитие интереса к изучению предмета. А самое ценное то, что основной целью всякой внеурочной деятельности является формирование и развитие творческой личности, поддержка свойственной школьникам пытливости ума.

Таким образом, ожидаемые результаты предметной внеурочной деятельности следующие: повышение речевой, лингвистической и коммуникативной компетентности; развитие интереса к научной и исследовательской деятельности; развитие самостоятельности и творческой инициативы; формирование социальной активности и коммуникабельности; включение ученика в самостоятельный познавательный процесс, активную творческую деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах [2, с. 5].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, решение задач всестороннего развития учащихся наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности [6, с. 7]. Внеурочная работа по любому предмету — это важная составляющая часть образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников. Обширный спектр эффективного педагогического взаимодействия «учитель — ученик» вне урока обусловлен нерегламентированным характером общения, позволяющим педагогу создавать для школьников разнообразные ситуации успеха, т. е. дать возможность каждому проявить себя в наиболее подходящей для него сфере деятельности.

Литература:

  1. Нестандартные уроки по русскому языку: 5–8 классы/ Ю. В. Долбилова. — Ростов н/д: Феникс, 2011, — 348 с.
  2. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 классов/ Н. А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012, — 224 с.
  3. Шкатова Л. А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5–7 классов. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников
  5. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. — М.,1996.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Основные термины (генерируются автоматически): Русский язык, внеурочная деятельность, слово, игра, развитие интереса, язык, внеурочная работа, занятие, внеклассная работа, внеурочная предметная деятельность.


Ключевые слова

творчество, самостоятельность, учебная мотивация, внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное сотрудничество, поиск решения проблемы

Похожие статьи

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности

В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Похожие статьи

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий по деревообработке

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи видов внеклассной деятельности с формированием личностных особенностей учащихся.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности

В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Структурные основы педагогической деятельности

В статье в свете современной теории обучения отражены структурные основы педагогической деятельности, а также указаны приоритетные направления развития педагогической мысли.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Задать вопрос