Основная цель географии в системе общего образования — это познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; формировать у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни.
Достижение этой цели становится невозможным без овладения учащимися основного навыка, умения работать с географической картой. Географическая карта является для учащихся одним из языков «международного общения». [1]
Работая с географической картой учащиеся не только формируют естественно-научную картину мира, но и учатся анализировать, преобразовывать и классифицировать информацию, сравнивать и делать выводы. Все эти компетенции необходимы для развития гармоничной личности. Именно поэтому работа с картой в современной школе занимает важное место в деятельности учителя и учащегося на уроках географии.
Одним из видов работ с географической картой является работа с контурной картой.
Контурная карта — это одно из необходимых пособий по географии. Работа с контурными картами активизирует педагогический процесс, способствует формированию конкретных представлений о связях между отдельными географическими явлениями и прочному закреплению полученных знаний у учеников, что значительно повышает успеваемость. Но вместе с этим существует и проблема оценивание заданий в контурной карте. Классическая система оценивания работ в контурной карте хорошо описана в статье Рочева С. А. «Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе» и выглядит следующим образом:
− «Отлично» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
− «Хорошо» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
− «Удовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
− «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю. [5]
Существующие критерии оценивания являются довольно спорными и уже не способными удовлетворить современных потребностей обучающегося предмету. Из-за этого между участниками образовательного процесса может возникнуть недопонимание и неприятие выставленной отметки. Решением этой проблемы может послужить критериальное оценивание, так как неотъемлемые его составляющие это — «объективность оценки» и «создание условий для достижения наивысших результатов». При критериальном оценивании:
− ребенок должен знать свои «слабые места»;
− знать свои перспективы;
− понимать, как оценивается его уровень знаний;
− быть заинтересованным в дальнейшем обучении. [2]
Для более объективной оценки работ в контурных картах мной был разработан аналитический рубрикатор для оценивания заданий в контурных картах на уроках географии. Данный рубрикатор представлен в таблице 1. «Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий в контурной карте на уроках географии». Аналитический рубрикатор имеет четыре критерия, по которым и будет производиться оценка работы. В зависимости от качества выполнения задания можно получить от 0 до 3 баллов. Это дает большие возможности для учителя, оценивающего работу. Становиться возможным не просто оценить работу как правильно или не правильно выполненную, а оценить качество каждого аспекта этой работы и получить более объективную картину.
Таблица 1
Аналитический рубрикатор для оценивания выполнения заданий вконтурной карте на уроках географии (составлено автором)
Критерии оценивания |
Работа выполнена строго всоответствии сзаданием |
Аккуратность выполнения контурной карты |
Правильность выполнения задания |
Правильность оформления работы |
Баллы |
0–1-2–3 |
0–1-2–3 |
0–1-2–3 |
0–1-2–3 |
Расшифровка баллов |
«0» — Критерий не полностью не соблюден; «1» – Большая часть критерия не соблюдена или допущены существенные ошибки при выполнении; «2» – Большая часть критерия соблюдена, допущено несколько несущественных ошибок; «3» – критерий оценивания полностью выполнен. |
|||
Максимальное количество баллов — 12 |
||||
Правильно оформленная контурная карта должна включать в себя:
− Название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме.
− Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
− Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.
− Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.
− Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.
− Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) — синим.
− Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!
− Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
− Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.
− Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.
− Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде
− Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря. [4]
Полученные баллы являются техническими, их целесообразно перевести в отметку с использованием процентной шкалы, например, если учащийся выполнил работу на 91–100 %, то есть набрал 12–11 баллов, то ему можно поставить за выполненную работу отметку «5». Если на 71–90 %, это 8–10 баллов, то «4». От 45–70 % процентов выполненной работы, от 6–9 баллов — это «3». Отметка «2» ставится, если ребенок выполнил менее 45 % работы, то есть набрал меньше 6 баллов. Такой перевод баллов представлен в таблице 2. Перевод технических баллов отметку, в зависимости от процента правильно выполненной работы.
Таблица 2
Перевод технических баллов отметку, взависимости от процента правильно выполненной работы (составлено автором)
Процент правильности выполненной работы,% |
Количество баллов |
Оценка |
91–100 |
12–11 |
5 |
71–90 |
8–10 |
4 |
45–70 |
6–9 |
3 |
Менее 45 |
Менее 6 |
2 |
Использование такого критериального оценивания делает процесс оценивания более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Учитель сможет сделать выставленные отметки более объективными; родителям, зная критерии оценивания, будет проще контролировать правильность выполнения домашних заданий в контурных картах, и отметка за выполненное задание станет для них еще более понятной. Критериальный подход также позволяет перейти к самооцениванию. Основной функцией оценивания при таком подходе становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Это также способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных и аналитических способностей обучающегося. [3] Каждый учащийся может с помощью рубрикатора и шкалы перевода технических баллов в отметку оценить свою работу и работу, например, своего одноклассника.
Литература:
- География: программа: 5–9 классы/ [А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя]. — М.: Вентана-Граф, 2013. – 328 с.
- Современное школьное оценивание. Крылова О. Н. http://www.sch612.edusite.ru/Krilova-O.N-ocenovanie.pdf
- ФГОС: Критериальное оценивание. Любомирская Н. В. http://ib.ms45.edu.ru/media/filer_public/6b/7a/6b7a5c87–6066–4b58–8ab6–34238b83d2f7/09_kriterialnoe_otsenivanie_.pdf
- Правила работы с контурной картой. В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/metodicheskie-materialy/pravila-raboty-s-konturnoj-kartoj-po-geografii.html
- Рочев С. А. Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе. http://festival.1september.ru/articles/575198/