Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Станкевич, А. В. Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников / А. В. Станкевич, С. М. Горбачева, Ю. Е. Рангу, И. П. Негодин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41497/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мотиваация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Мотивация оказывает косвенное влияние на процесс выбора профессиональной деятельности.

В настоящее время все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении педагога дополнительного образования. Именно они, педагоги дополнительного образования, непосредственно сталкиваются с профессиональным определением обучающихся. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Учащиеся 10–11 классов испытывают стрессовое состояние, находясь перед выбором профессии. Сегодня необходимо помочь им в выборе их профессиноальной деятельности. Именно для оказания такой помощи существуют квалифицированные специалисты, способные профессионально подойти к этому процессу.

Профессия педагога дополнительного образования в профессиональном обучении относится к такому типу профессий, который именуется «человек — человек». Работа в профессии такого типа требует высокой квалификации специалистов. В работу педагога по достижению профессионального мастерства включается мотивационный компонент, способный обеспечивать преобразование знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.

В процессе профессионального обучения актуально рассмотрение вопроса мотивации. В различных научных сферах свое определение мотивации. Так, в психологии, мотивацией является совокупность внешних и внутренних условий, спосбных побуждать субъекта к активности. В социологии мотивацию рассматривают как осознаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ. Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Мотивационные факторы занимают ведущее место в структуре поведения личности и являются основным понятием, которое используют для объяснения движущих сил деятельности в целом. Так что же такое мотив? Мотив — есть побуждение к активности и деятельности субъекта, неразрывно связанное со стремлением удовлетворять определенные потребности.

Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Педагог обязан донести до обучающихся важность внутренней мотивации. Именно она поможет определиться с выбором дальнейшее профессии. В том случае, когда преобладает значимость внешней атрибутики профессии — то речь может идти только о внеейяя мотивации. В исследованиях практической деятельности используют не только методологию выявления личностных мотивов, но также используют и усредненные, которые помогают в изучении мотивации профессиональной деятельности социальных групп.

Анализ выбора старшеклассников способствует обнаружению большго разнообразия мотивов, кторые влияют на результативность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами большое значение имеют и психологические мотивы, такие как самоуважение, моральное удовлетворение работой, признание со стороны членов профессионального коллектива. Все мотивы основываются на изучении спроса, что является причиной рождения двух уневирсальных мотивационных теорий: содержательной и процессуальной.

Согласно первому подходу потребности человека и есть основной мотив поведения, и, соответственно, деятельности личности. Энтузиастами данного подхода являются такие психологи, как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клеланд.

В основу второго подхода положены процессуальные теории, такие как теория справедливости, теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, и модель Портера Лаулера.

В разработке мотивационной теории наибольших успехов достигли Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Ими была выдвинута гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала. На выбор профессии старшеклассниками влияют множественные факторы, это и мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; интеллектуальное развитие и индивидуальные способности, и кончно же интерес к определенному виду деятельности.

Так, по мнению А. И. Зелинченко и А. Г. Шмелёву, мотивационные факторы разделены на внутренние и внешние.

К внешним мотивационным факторам относятся:

  1. Факторы давления — рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера(служба в армии, материальное положение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
  2. Факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки).
  3. Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:

− этой профессии легко научиться;

− так поступили мои друзья;

− учебное заведение находится близко от дома;

− работа не очень трудная.

  1. Факторы социально-экономического характера:

− люди с этой профессией везде нужны;

− материальные блага.

К внутренним факторам мотивации отнесены следующие понятия:

  1. Желание принести пользу обществу.
  2. Привлекает содержание этой профессии.
  3. Притязание на общественное признание.
  4. Наличие практических качеств.
  5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.

В тех случаях, когда учащиеся недостаточно осведомлены о мире профессий, о своих личностных качествах, большую роль в выборе профессии играют внешние факторы.

Среди различных психологических явлений, которые принимаются за мотив или побуждение к деятельности, наибольшое внимание уделяется интересу. Интерес представляется как волевой импульс, который направляет действия человека.

С точки зрения психологии мотивации интерес может быть рассмотрен в двух аспектах: интерес как отношение и интерес как потребность.

В большинстве случаев современные психологи связывают интерес с потребностью, но представляют эту связь в абсолютно разных формах. В. Вичев, А. К. Ковалёв, представляют что это всего лишь интерес к определённой форме самых разных потребностей, а такие психологи как Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, В. Макдауголл считают, что интерес — это не простая потребность, а более сложное и широкое явление.

Проведя краткий анализ связи потребностей и интересов, можно прийти к выводу, что потребности формируют интересы, но интересы не сводятся только к потребностям. Интерес выражает личную симпатию индивида к какому-либо виду деятельности, в то время как потребность выражает лишь необходимость. В тех случаях когда интерес к данному виду деятельности перерастает в необходимость, он трансформируется в мотив при выборе профессии.

Многими психологами интерес рассматривается как отношение, которое на первый план выводит его эмоциональную окрашенность. Так, Б. И. Додонов рассматривает интерес как необходимость в переживании отношений, положительных эмоций. При этом эмоции могут быть индикаторами потребностей человека и не только положительными, но и отрицательными.

Следовательно, только положительные эмоции, которые испытывает индивид при удовлетворении своих потребностей, могут перерастать в положительно-эмоциональное отношение, что в дальнейшем пробуждает интерес к деятельности, удовлетворяющей потребность.

Однако, формирование профессионального интереса далеко не всегда возникает с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Как правило, интерес появляется инстинктивно, как следствие эмоциональной привлекательности какого-либо вида деятельности. Это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок в процессе игры примеряет на себя различные профессии. Заканчивается это в ранней юности, когда появляется необходимость осознанного решения, которое будет отражено на протяжении дальнейшей жизни индивида. Принятие такого решения возможно только в том случае, если в этот момент интерес стал потребностью, которая и выступит решающим фактором в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.

Не стоит забывать и о том, что помимо интереса к избранной деятельности должны необходимо соотносить и интеллектуальные способности, и возможности индивида.

Интересы, в том случае, когда они основаны на личностных способностях, более сильны и реалистичны, чем те интересы, которые просто обусловлены системой ценностей в данном обществе или же факторами престижа.

Пилотажное исследование показало, что частым явлением в профессиональном самоопределении, является наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности. Этот интерес часто имеет лишь романтический характер, не связанный с реалиями данной деятельности. Случается, что такой выбор, оказывается удачным, не смотря на то, что он основан лишь на внешнем впечатлении или же подкреплён советами окружающих. Но чаще романтика выбранной профессии улетучивается достаточно быстро, остаются «серые будни», а именно к ним человек совершенно не готов ни эмоционально, ни физически, ни по своим интиллектуальным способностям. В этот момент работа перстает приносить удовлетворение человеку, превращаясь в затяжную медленную пытку. В этом случае человек вынужден менять профессию, делая новый выбор, основанный уже не только на внешних мотивах, но и внутренних. В этот момент, мотивационные факторы становятся движущей силой процесса, определяющей его характер или отдельные черты. В нашем исследовании — это движущая сила выбора профессии старшеклассниками. Профессию необходимо выбирать с четом многих обстоятельств, необходимо брать во внимание как ретроспективу данного выбора, так и прогнозировать его возможное развитие.

Выбирать профессию можно двумя способами. Первый способ предполагает метод «проб и ошибок», пробуя себя в различных областях, пока не находишь ту единственную профессию, которая приносит тебе не только материальное благосостояние, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса работы. Используя это способ выбора профессии можно потратить многие годы, но нет гарантий, что поиск увенчается успехом.

Возможен еще один путь поиска себя в профессиональной деятельности. Он сводится к тому, что сначала необходимо изучить самого себя, затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своими особенностями. И только в том случае, если требования профессии к человеку совпадают с его индивидуальными качествами, выбор профессии будет осознанным и достаточно точным.

Успешность выбора профессиональной деятельности во многом определяется психологической готовностью старшеклассника к принятию осознанного решения в выборе профессии, которая имеет глубокую связь с формированием профессиональной направленности личности. Адекватная самооценка способностей, реалистичность уровня притязаний, устойчивость профессиональных намерений, достаточная информированность о профессиях — вот главные составляющие успеха в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение — это один из главных компонентов социализации личности.

В том возрасте, когда человек еще не осознает до конца всех отдаленных жизненных выборов, таких как социальное продвижение, создание семьи, материальное благосостояние или духовное развитие, он уже сталкивается с проблемой выбора профессионального пути. Этот выбор является первым значимым шагом, с которого и начинается самостоятельный жизненный путь человека. Этот первый шаг человек делает не опираясь на жизненный опыт, а скорее делает его интуитивно, опираясь на свои представления о своем будущем, о будущем того общества, того социума в котором ему предстоит жить. Своевременная помощь, оказанная молодому поколению в выборе профессии побуждает задуматься о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию мотивационных факторов выбора профессии.

Литература:

  1. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [текст]: / Т. М. Буякас // Вопросы психологии, 2002. – № 2.
  2. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе // Вестник Ге Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Сорокина Л. А., Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010рценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
  3. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Буйнов Л. Г. Деформация в мотивационно-смысловой сфере как один из основных факторов, обуславливающих предрасположенность к асоциальному поведению. Сборник материалов 12-ой Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
  4. Макарова Л. П. Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.2013. № 12 (59).С. 494–496.
  5. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 201–204.
  6. Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность. Образование и наука. 2014. № 2. С. 139–153.
  7. Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, выбор, мотив, мотивация, профессиональное самоопределение.


Задать вопрос