В настоящее время существует необходимость разработки и адаптации методических рекомендаций по развитию движений для коррекционной направленности детей со сложной структурой дефекта в условиях проживания в ЦССВ.
При подготовке занятий по развитию движений я учитываю уровень сформированности знаний и умений воспитанников по другим предметным областям учебного плана учреждения и уровень физического подготовленности каждого воспитанника и группы в целом. Что позволяет перейти на более высокий уровень двигательной активности.
Во время проведения занятий важно сформировать у детей стойкий интерес к выполнению предложенных заданий, а так же мотив к участию в подобных мероприятиях.
У всех детей снижена двигательная активность, движения общей и мелкой моторики нарушены (нарушена переключаемость, плавность в движении, точность). Воспитанникам сложно удерживать последовательное выполнение серий движений. Я применяю и использую методы:
Наглядные (в соответствии с темой). Например: тема «Осень» (овощи, предметные картинки, листья); словесные (рассказ, беседа, книги с иллюстрациями Осень); практические.
Наглядные: показ действие использование атрибутов. Для привлечения внимания, для мотивации выполнения задания, эстафет, игры.
Словесные: объяснения, инструкции. Целесообразно давать инструкции в четкой, краткой форме, т. к. воспитанники со сложной структурой дефекта не понимают сложные инструкции, не удерживают их в памяти при играх.
Практические: выполнение заданий в процессе эстафет, играх. При проведении занятий по развитию движений я делаю основной акцент на применение практических методов.
Выполняя длительные упражнения, задания, эстафеты и игры, у воспитанников развивается: координация движений (целенаправленность), чувство ритма посредством упражнений под музыку, ориентировка в пространстве, двигательная память. Развивается логическое мышление, внимание, удержание правил игры, своевременное реагирование на команды, выполнение инструкций. Развивается точность скорость движений, двигательная ловкость.
Стимуляция: создание игровой ситуации сюрпризный момент поощрение.
На занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта, я добиваюсь цели закрепить и скорректировать выполнение серий общеразвивающих движений. Например: дети понимают, что осень — это время созревания овощей и фруктов. Названия овощей. Их свойства закреплялись на занятиях по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений. На занятии ДХЛ и т.п.
Для меня важно, чтобы воспитанники не только принимали инструкцию к заданиям, но и верно следовали ей. В своей работе я добиваюсь, чтобы воспитанники выполняли действие, как механически по предложенным заданиям, и также понимали ситуацию происходящую на занятии, устанавливали простые причинно-следственные связи. По принципу «Каждому — свое»
Важно планировать, чтобы один вид деятельности плавно сменял другой, это важно для общего хода занятия. Все этапы занятия должны быт связны между собой, все их объединило — выполнение двигательных упражнений на базе определенной лексической темы.
В каждом коррекционном занятии обязательна динамическая пауза. Дается задание детям: на улице, дотянуться до веточки, дотронуться до дерева (раз, два, три — к дереву беги), добежать до лавочки. Сюжет и тему динамической паузы мне помогают определить лексические темы. Например, при изучении темы «Зима» на занятии по ознакомлению с окружающим миром, детям предлагается рассмотреть предметные картинки с природными явлениями в это время года, пиктограммы (елочка в снегу, елочка без снега, снежинка, дожди, солнце) и т. д. Эту же методику я применяю на динамической паузе: называем, какое время года? Играем в игру малой подвижности «Липкие снежки», эстафету «Самый меткий снежок», покажи (изобрази) зимний вид спорта (хоккеист, фигурист, лыжник). И подвижная игра будет соответствовать зимней теме: «Снежинки и ветер»
Для проведения занятий в группе задаются условия приближенные к природным. Природный материал заменяется спортивным инвентарем.
Существует несколько видов проведения занятий, в зависимости от погодных условий, режимных моментов, в связи с этим работа с детьми проводиться на улице, в группе, в спортивной зале. Эти виды деятельности можно адаптировать в зависимости от места проведения.
Например: коррекционно-развивающий блок по лексической теме «Зима» включает в себя следующую тематику: «Новый год» и «Рождественские забавы», «23 февраля» и «Масленица».
На занятии по теме «23 февраля» задается воображаемая ситуация:
− Дети превращаются (перевоплощаются) в богатырей (войнов) Предлагаются виды передвижения с препятствиями и без препятствий, в зависимости от дефекта ребенка.
− дети идут через «непроходимый лес» (подлезание под дуги).
− осторожно переходят по узкому мостику через «бурную реку» (ходьба по гимнастической скамейке).
− «перелезаем через гору» (гимнастическая лестница разной длинны, величины, формы, цвета, фактуры).
Игры:
− «Перетяни канат» (палку).
− П/и «Не намочи ноги». Переходим через «болото» по кочкам (дощечкам) на другой берег.
− «Бой богатырей» (использование мягких модулей) сложность игры определяется запланированным оборудованием. Например: игра на мягких модулях или ребенок стоит в обруче на полу.
На занятии по развитию движений возможно закрепить сенсорные эталоны. Например, осенью в игре «Листопад» — желтые листочки летят к желтой кегле, красные собираются у красной; зеленые мячи соберутся в зеленое ведро, а синие в синие — каким образом мы закрепляем знания о цветах.
Упражняется в счете — сколько морковок в обруче?
Так же включаю в свою работу сюжетно — игровые занятия по развитию движений. Эти занятия я провожу в форме «двигательного «рассказа или сказки, в зависимости от сюжета и задач занятия: «Путешествие в страну сказок», «В гости к Снегурочке», «Путешествие на планету мячей», «Про кубики, обезьянку и жуков», «С днем рождения», «Скачи на все лады!», «Путешествие на планету здоровья», «Мы — акробаты!»
Дети спешат помочь сказочному герою.
Применение на занятии универсальной полосы препятствий, помогает мне смотивировать ребенка к нужному действии. Пройти по «бревну», держа в руках 10 шишек («Мишки и шишки»); Пройти по извилистой тропинке, перешагивая через крапиву («В лес за грибами»); Пробежать по «дорожке», не задевая деревьев («Возвращаемся домой»); Влезаем на гимнастическую спинку («Мы — пожарные»).
На данный момент у меня есть опыт работы по развитию движений с детьми «Отделения милосердия» которые имеют самую сложную структуру дефекта.
В коррекционно-развивающий блок я внедряю специально разработанные занятия, содержанием которых являются: сопряженные действия под музыкальное и словесное сопровождение, тактильное воздействие, изменение положения тела ребенка, релакс под музыку.
Коррекционно-развивающий блок позволяет установить психоэмоциональный контакт между взрослым и ребенком, вызвать положительные эмоции у воспитанника.
Примерный план проведения занятий коррекц. развив. блока:
- «Маленине ножки» (Предварительный массаж — поглаживание ножек. Выполнение сопряженных действий по тексту стихотворения).
- «Если нравится тебе, то делай так…» игровое упражнение.
- «Со спины на животик, с бочка на бочок» (совместные действия с рассказыванием потешек).
- «Волшебный снежок» — цвето–музыкальный релакс (Прослушивание спокойной музыки в сопровождении диско-шара).
Все занятия по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта я планирую и провожу в игровой, доступной форме. Особенно важно музыкальное сопровождение, что создается положительную атмосферу во время занятия.
Я добиваюсь, что бы занятия по развитию движений доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности, стимулировали эмоциональный настрой.
Литература:
- Понаморёв С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей) – М., 1989 г.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.2-е издание, перераб и доп., СПб, РЕЧЬ, 2005 г.
- Физическая реабилитация. Под. ред. С. Н. Попова, Ростов на Дону, 2008 г.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под. ред Проф. Л. В. Шапковой М советский спорт 2002 г.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Ради здоровья детей. – М.: 1985. – 128 с.