Организация межпредметных связей на занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Лаптева, С. Ю. Организация межпредметных связей на занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта / С. Ю. Лаптева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 625-627. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41502/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время существует необходимость разработки и адаптации методических рекомендаций по развитию движений для коррекционной направленности детей со сложной структурой дефекта в условиях проживания в ЦССВ.

При подготовке занятий по развитию движений я учитываю уровень сформированности знаний и умений воспитанников по другим предметным областям учебного плана учреждения и уровень физического подготовленности каждого воспитанника и группы в целом. Что позволяет перейти на более высокий уровень двигательной активности.

Во время проведения занятий важно сформировать у детей стойкий интерес к выполнению предложенных заданий, а так же мотив к участию в подобных мероприятиях.

У всех детей снижена двигательная активность, движения общей и мелкой моторики нарушены (нарушена переключаемость, плавность в движении, точность). Воспитанникам сложно удерживать последовательное выполнение серий движений. Я применяю и использую методы:

Наглядные (в соответствии с темой). Например: тема «Осень» (овощи, предметные картинки, листья); словесные (рассказ, беседа, книги с иллюстрациями Осень); практические.

Наглядные: показ  действие  использование атрибутов. Для привлечения внимания, для мотивации выполнения задания, эстафет, игры.

Словесные: объяснения, инструкции. Целесообразно давать инструкции в четкой, краткой форме, т. к. воспитанники со сложной структурой дефекта не понимают сложные инструкции, не удерживают их в памяти при играх.

Практические: выполнение заданий в процессе эстафет, играх. При проведении занятий по развитию движений я делаю основной акцент на применение практических методов.

Выполняя длительные упражнения, задания, эстафеты и игры, у воспитанников развивается: координация движений (целенаправленность), чувство ритма посредством упражнений под музыку, ориентировка в пространстве, двигательная память. Развивается логическое мышление, внимание, удержание правил игры, своевременное реагирование на команды, выполнение инструкций. Развивается точность скорость движений, двигательная ловкость.

Стимуляция: создание игровой ситуации  сюрпризный момент  поощрение.

На занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта, я добиваюсь цели закрепить и скорректировать выполнение серий общеразвивающих движений. Например: дети понимают, что осень — это время созревания овощей и фруктов. Названия овощей. Их свойства закреплялись на занятиях по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений. На занятии ДХЛ и т.п.

Для меня важно, чтобы воспитанники не только принимали инструкцию к заданиям, но и верно следовали ей. В своей работе я добиваюсь, чтобы воспитанники выполняли действие, как механически по предложенным заданиям, и также понимали ситуацию происходящую на занятии, устанавливали простые причинно-следственные связи. По принципу «Каждому — свое»

Важно планировать, чтобы один вид деятельности плавно сменял другой, это важно для общего хода занятия. Все этапы занятия должны быт связны между собой, все их объединило — выполнение двигательных упражнений на базе определенной лексической темы.

В каждом коррекционном занятии обязательна динамическая пауза. Дается задание детям: на улице, дотянуться до веточки, дотронуться до дерева (раз, два, три — к дереву беги), добежать до лавочки. Сюжет и тему динамической паузы мне помогают определить лексические темы. Например, при изучении темы «Зима» на занятии по ознакомлению с окружающим миром, детям предлагается рассмотреть предметные картинки с природными явлениями в это время года, пиктограммы (елочка в снегу, елочка без снега, снежинка, дожди, солнце) и т. д. Эту же методику я применяю на динамической паузе: называем, какое время года? Играем в игру малой подвижности «Липкие снежки», эстафету «Самый меткий снежок», покажи (изобрази) зимний вид спорта (хоккеист, фигурист, лыжник). И подвижная игра будет соответствовать зимней теме: «Снежинки и ветер»

Для проведения занятий в группе задаются условия приближенные к природным. Природный материал заменяется спортивным инвентарем.

Существует несколько видов проведения занятий, в зависимости от погодных условий, режимных моментов, в связи с этим работа с детьми проводиться на улице, в группе, в спортивной зале. Эти виды деятельности можно адаптировать в зависимости от места проведения.

Например: коррекционно-развивающий блок по лексической теме «Зима» включает в себя следующую тематику: «Новый год» и «Рождественские забавы», «23 февраля» и «Масленица».

На занятии по теме «23 февраля» задается воображаемая ситуация:

− Дети превращаются (перевоплощаются) в богатырей (войнов) Предлагаются виды передвижения с препятствиями и без препятствий, в зависимости от дефекта ребенка.

− дети идут через «непроходимый лес» (подлезание под дуги).

− осторожно переходят по узкому мостику через «бурную реку» (ходьба по гимнастической скамейке).

− «перелезаем через гору» (гимнастическая лестница разной длинны, величины, формы, цвета, фактуры).

Игры:

− «Перетяни канат» (палку).

− П/и «Не намочи ноги». Переходим через «болото» по кочкам (дощечкам) на другой берег.

− «Бой богатырей» (использование мягких модулей) сложность игры определяется запланированным оборудованием. Например: игра на мягких модулях или ребенок стоит в обруче на полу.

На занятии по развитию движений возможно закрепить сенсорные эталоны. Например, осенью в игре «Листопад» — желтые листочки летят к желтой кегле, красные собираются у красной; зеленые мячи соберутся в зеленое ведро, а синие в синие — каким образом мы закрепляем знания о цветах.

Упражняется в счете — сколько морковок в обруче?

Так же включаю в свою работу сюжетно — игровые занятия по развитию движений. Эти занятия я провожу в форме «двигательного «рассказа или сказки, в зависимости от сюжета и задач занятия: «Путешествие в страну сказок», «В гости к Снегурочке», «Путешествие на планету мячей», «Про кубики, обезьянку и жуков», «С днем рождения», «Скачи на все лады!», «Путешествие на планету здоровья», «Мы — акробаты!»

Дети спешат помочь сказочному герою.

Применение на занятии универсальной полосы препятствий, помогает мне смотивировать ребенка к нужному действии. Пройти по «бревну», держа в руках 10 шишек («Мишки и шишки»); Пройти по извилистой тропинке, перешагивая через крапиву («В лес за грибами»); Пробежать по «дорожке», не задевая деревьев («Возвращаемся домой»); Влезаем на гимнастическую спинку («Мы — пожарные»).

На данный момент у меня есть опыт работы по развитию движений с детьми «Отделения милосердия» которые имеют самую сложную структуру дефекта.

В коррекционно-развивающий блок я внедряю специально разработанные занятия, содержанием которых являются: сопряженные действия под музыкальное и словесное сопровождение, тактильное воздействие, изменение положения тела ребенка, релакс под музыку.

Коррекционно-развивающий блок позволяет установить психоэмоциональный контакт между взрослым и ребенком, вызвать положительные эмоции у воспитанника.

Примерный план проведения занятий коррекц. развив. блока:

  1. «Маленине ножки» (Предварительный массаж — поглаживание ножек. Выполнение сопряженных действий по тексту стихотворения).
  2. «Если нравится тебе, то делай так…» игровое упражнение.
  3. «Со спины на животик, с бочка на бочок» (совместные действия с рассказыванием потешек).
  4. «Волшебный снежок» — цвето–музыкальный релакс (Прослушивание спокойной музыки в сопровождении диско-шара).

Все занятия по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта я планирую и провожу в игровой, доступной форме. Особенно важно музыкальное сопровождение, что создается положительную атмосферу во время занятия.

Я добиваюсь, что бы занятия по развитию движений доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности, стимулировали эмоциональный настрой.

Литература:

  1. Понаморёв С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей) – М., 1989 г.
  2. Шипицына Л. М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.2-е издание, перераб и доп., СПб, РЕЧЬ, 2005 г.
  3. Физическая реабилитация. Под. ред. С. Н. Попова, Ростов на Дону, 2008 г.
  4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под. ред Проф. Л. В. Шапковой М советский спорт 2002 г.
  5. Тонкова-Ямпольская Р. В. Ради здоровья детей. – М.: 1985. – 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие движений, ребенок, занятие, сложная структура дефекта, динамическая пауза, игра, коррекционно-развивающий блок, вид деятельности, двигательная активность, проведение занятий.


Похожие статьи

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Реализация межпредметных связей на уроках рисунка

Похожие статьи

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Реализация межпредметных связей на уроках рисунка

Задать вопрос