Дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети- инвалиды, либо другие дети в возрасте 18 лет, непризнанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания (статья 2 закона № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.)
На сегодняшний день в современном российском обществе остро стоит проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с проблемами в развитии. Государство создает условия для посещения такими детьми специальных учреждений, например центров содействия семейному воспитанию. В таких центрах семьям оказывается правовая, социальная и психологическая помощь. Дети, пришедшие в ЦССВ, посещают группы семейного типа, где им оказывается психологическая и педагогическая помощь. Форма пребывания в таких группах варьируется от ежедневного прихода и ухода, а также и пятидневного пребывания.
Родительские дети, имеющие тяжелые множественные нарушения (ТМНР) в своем развитии, часто приходят в центры содействия семейному воспитанию в самом различном возрасте, это может быть и малыш 4х лет, а также и подросток 15-ти лет. До прихода в центры эти дети не посещали другие специальные учреждения и не получали квалифицированную помощь по коррекционно-развивающему обучению. Поэтому, как правило, у ребенка не сформированы те навыки и умения, так необходимые для нормального проживания в социуме. Они не обладают элементарными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, они не умеют умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться для них целая проблема. И тут в работу включаются специалисты центра: воспитатели, дефектологи, логопеды.
Первое знакомство с ребенком с ТМНР.
Ребенок с проблемами в развитии приходит в специальное учреждение тревожным, напряженным, так как после домашней обстановки он оказался в другом мире, ему совершенно незнакомым, чуждым. На любое вмешательство взрослого, он отвечает протестом. Поэтому, в это момент, не надо торопить события, надо дать ребенку оглядеться, привыкнуть к создавшейся атмосфере вокруг него.
Речь у такого ребенка, как правило, скудная, либо вообще ее нет. Взгляд рассеянный, надолго не задерживающийся на чем-либо. Тактильного контакта он избегает. Механически он может повторять одно и тоже стереотипное действие (кружиться вокруг себя, крутить палочку), любое вмешательство в его пространство может привести к агрессии или аутоагрессии. Одной из задач воспитателя в это момент являются наблюдения за ребенком и создание различных ситуаций, где бы ребенок смог проявить себя и почувствовать себя успешным. Воспитатель обследует ребенка и начинает выделять ту деятельность, которая наиболее чаще возникает у него и ему она нравится.
Когда к нам в группу пришла девочка Арина с нарушениями в развитии аутистического спектра, она вбежала в игровую комнату, хаотично начала метаться по ней, а затем, она села на маленький коврик и это место стало в дальнейшем ее личным пространством. В процессе наблюдения воспитатель отметил, что ребенку нравится крутить палочкой.
При первом взаимодействии с Ариной посадить ее за рабочий стол было невозможно, поэтому воспитатель села на уровень ребенка, рядом с ковриком и начала крутить палочку, давая ей в руки, девочке это понравилось, она протянула руку, между ними произошел контакт.
В процессе обследования ребенка, было замечено, что в туалетной комнате, ей нравится открывать кран с водой, наклоняться к нему и слушать механический шум воды. Воспитатель набрала таз с водой, бросила туда различные игрушки и начала из емкости в емкость переливать воду. Арина быстро включилась в эту деятельность и сунула в таз с водой руки. Ей понравилось, на лице появилась улыбка.
В такие моменты не надо торопиться, задания должны быть интересными, и должны быть подобраны для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Занятия с ребенком не должны превышать 5–10 минут, так как у таких детей очень быстро возникает насыщаемость деятельностью.
Индивидуальные занятия с воспитателем и индивидуальный подход к каждому ребенку позволяют сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Эмоциональная значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается процесс социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру. Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без опыта общения с другими детьми.
На том же примере с Ариной, мы переходим к более важному, общегрупповому занятию с детьми. Было замечено, что Арине нравится музыка, детские песни, и она любит кружиться вокруг себя. Воспитатель на своих занятиях включает музыку, начинает кружиться, дети повторяют, а затем они берутся за руки и встают в круг, идут по кругу. Используемое на занятии игровое упражнение «Круг» способствует:
− активизации зрительного и слухового внимания;
− стимуляции сенсорного развития;
− стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими детьми;
− развитию подражания.
Арине, поначалу, было тяжело взяться за руки, однако, используемые методы примера взрослого, методы подражания другим детям дали свои результаты. Она стала ходить по кругу вместе со всеми детьми. Аутичным детям, ситуация общения является очень напряженной, но ритм заданный на этом занятии дает возможность сначала просто удержаться ребенку, а затем и участвовать в нем.
Окружив ребенка любовью и заботой, он начинает понимать, что его оберегают, заботятся о нем, появляется контакт и доверие к воспитателю, вследствие чего возникает новый этап перехода к овладению ребенком более значимых навыков. Ребенок, к которому относились с уважением и пониманием, чувствует, что мир и общество его дом.
Литература:
- Воронкова В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО — 2000 год.
- В. И. Лубовский. «Специальная психология». Москва. – 2005 год.
- Н. М. Назарова «Специальная педагогика». Москва. – 2000 год.
- Сост. М. С. Дименштейн Педагогика, которая лечит, опыт работы с особыми детьми. – 2013 год.
- Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Москва. – 2011 год.