Понятие и сущность функционирования оффшорных зон | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 3019 раз

Библиографическое описание:

Андросова, Т. И. Понятие и сущность функционирования оффшорных зон / Т. И. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41531/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире понятие «оффшорная зона» встречается все чаще. Оффшорные зоны тесно связаны с государственной политикой и экономикой, международными отношениями, охватывают макро- и микроэкономический уровни. Каждая страна рассматривает и изучает вопросы об оффшорных зонах для создания эффективного плана мероприятий по регулированию государственной экономики и политики. Такие зоны оказывают немалое воздействие на экономическую ситуацию страны и мира в целом. Они являются нежелательными экономическими территориями для многих государств. Поэтому эти страны стараются создать наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности внутри своих границ, выпускают законы, запрещающие или же препятствующие регистрации деятельности за рубежом, либо создают свои льготные территории.

Через налоговые гавани проходят по меньшей мере более половины всех банковских активов и треть прямых инвестиций, которые многонациональные корпорации делают за рубежом. Эксперты агентства Tax Justice Network провели исследование и обнаружили, что 99 из 100 крупнейших компаний Европы использовали оффшорные дочерние предприятия. Согласно оценкам Международного валютного фонда, только балансы мелких островных финансовых центров составили треть ВВП всего мира, а точнее 18 триллионов долларов [3]. Таким образом, весь мир затянут паутиной офшорного бизнеса так или иначе.

По некоторым источникам, понятие «оффшорная зона» является одним из видов свободных экономических зон, так называемых СЭЗ. Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая (свободная) экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1]. Однако, есть существенное отличие, которое и делает «офшор» другим от сэзов. Предполагается, что оффшорная фирма ведет свою деятельность вне территории государства, в то время как в свободных экономических зонах как раз и предоставляются льготы, чтобы компании осуществляли свою деятельность внутри страны.

Таким образом, оффшорная зона — это особая территория государства или страна со значительными налоговыми льготами или же с полным отсутствием налогов на регистрацию или перерегистрацию предпринимательской деятельности для нерезидентов данного государства. Чаще всего ими являются островные государства со стабильной политической и экономической ситуацией.

Оффшорным компаниям предусматриваются благоприятные условия для ведения бизнеса: низкие налоговые ставки либо полное их отсутствие на прибыль компании и доходы физических лиц; гарантия конфиденциальности информации о зарегистрированных компаниях; ускоренный и максимально безопасный процесс регистрации или перерегистрации фирм; отсутствие валютного контроля; минимальные требования для существования.

Оффшорные зоны предлагают безналоговый режим для иностранных компаний с условием, что фирмы не будут вести свою деятельность внутри этого государства. Запрет ведения бизнеса внутри льготной зоны либо же страны, в которой она находится, создан для обеспечения безопасности национальной предпринимательской деятельности.

Налоговые гавани получают свои основные доходы от сборов за регистрацию или перерегистрацию иностранных компаний; налоговых поступлений; затрат компаний на хозяйство и содержание офисов на территории зоны. Например, плата за аренду офиса, электроэнергию, связь, заработная плата сотрудникам, транспорт, оплата за питание, проживание и т. д. В случае, если оффшорная компания нуждается в автомобилях, оборудовании или иных товарах, находящихся вне территории офшора, то при их импорте они не облагаются налогами.

У государств существуют свои списки льготных зон, нет их определенного перечня. Одной из функций Международного валютного фонда и Центральных банков стран является контроль и надзор над оффшорными зонами.

Эффект, достигнутый при создании налоговых гаваней имеет две стороны. Процветающая оффшорная зона может принести значительную пользу для страны, в чью юрисдикцию она входит. Прежде всего, такие зоны создают с целью получения прибыли, достижения определенного положительного эффекта или выгоды.

Также они создаются в целях развития отдельных отраслей национальной экономики, например для развития высоких технологий, обрабатывающего сектора, туристско-рекреационной отрасли, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, для разработки новых технологий и т. д. Более того, создание льготной зоны может быть частичным решением проблемы занятости и безработицы населения. Так, в некоторых зонах требуется обязательное устройство на работу резидентов данного государства в офисы оффшорных компаний.

Одной из отрицательных сторон и проблем существования оффшорных зон является анонимность регистрируемых фирм. Правительствам стран необходимо установить меры для обеспечения безопасности при обнаружении фирм, чья деятельность прямо или косвенно связана с терроризмом, теневой экономикой и другими преступлениями.

Несмотря на то, что офшоров не мало, критерии их создания достаточно строгие. По этим критериям будущие оффшорные компании выбирают себе наиболее благоприятную юрисдикцию:

  1. высокая политическая стабильность, а именно, отсутствие политической напряженности в стране, мятежей, беспорядков, отсутствие вероятности государственных переворотов и т. д. Яркими примерами могут послужить островные, наиболее изолированные от мировых кризисов и волнений государства такие как Багамские, Бермудские острова.
  2. стабильная экономическая ситуация. Здесь важное значение имеет низкий уровень и темпы инфляции, отсутствие резких скачков курса валют государства — стабильность, благоприятные условия для ввоза и вывоза капитала, ведения торговой и промышленной деятельности, отсутствие валютных ограничений и т. д. Значительную роль играет валюта, с которой функционирует налоговая гавань, например, если государство работает с долларами, то не будет возникать дополнительной нужды и проблем с конвертацией денежных знаков, так как доллары входят в число резервных валют, вместе с тем хоть и неофициально, но выполняют роль мировых денег.
  3. высокая степень развитости инноваций, инфраструктуры, телекоммуникаций, международных путей и транспортной сети.
  4. либеральное налоговое законодательство. Компаниям необходимо учитывать, имеет ли налоговая гавань договор об избежании двойного налогообложения с нашей страной. Кипр долгое время являлся и является самым популярным офшором для России, и одним из преимуществ, привлекающих российских инвесторов, является именно договор отсутствия двойного налогообложения.
  5. язык страны, на котором будет функционировать оффшорная компания. Несмотря на то, что английский — рабочий язык для всех государств, предпочтительнее, чтобы он являлся официальным языком безналоговой зоны. Например, для хранения средств популярными являются Багамские острова, Панама, Британские Виргинские острова, Белиз, Кайкос. Одним из преимуществ этих юрисдикций заключается в том, что это бывшие или настоящие колонии Великобритании. Это делает удобным общение (английский язык является государственным), а также хорошо воспринимается партнерами и банками [2].
  6. уровень развития услуг и их разновидность в банковской сфере: как много и какие виды обслуживания в банках предоставляются в оффшорной юрисдикции влияет на их привлекательность.
  7. гарантия сохранения финансовой и коммерческой информации об оффшорной фирме. Строгая конфиденциальность и запрет доступа к ценным данным компании является одним из главных критериев выбора безналоговых территорий.
  8. стоимость консалтинговых, аудиторских и прочих услуг, цена на содержание фирм, расходы по различным видам деятельности компании, величина сборов за регистрацию или перерегистрацию и т. д. [5].

Таким образом, для создания и эффективного функционирования налоговой гавани необходимо подходить под приведенные выше требования.

На территории Российской Федерации существуют свободные экономические зоны, которые могут использоваться в качестве оффшоров. Но исходя из ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» можно сделать вывод, что в сэзах практически нет никакого подобия с настоящими оффшорными зонами. Единственной льготой для резидентов является введение особого таможенного режима.

Что касается Российской Федерации, то страна имела опыт в создании оффшорной зоны внутри своих границ. Практику в области создания свободных экономических зон, чем-то похожих на оффшорные, Россия начала с Ингушетии и Калмыкии в 1994 году. Тогда они назывались зонами экономического благоприятствования, или территориями с льготным налогообложением. Также в 1997 г. Правительство приняло решение создать еще одну зону с льготным налогообложением — Алтай. Если территории Ингушетии и Калмыкии потерпели неудачу, то Алтай более всех остальных преуспел в своей работе. Республика приобрела опыт предыдущих зон, и применила его в регулировании функционирования.

Но, к сожалению, эти попытки создания и функционирования налоговых гаваней не принесли свои плоды, так, некоторые из них не смогли полноценно функционировать, у других наблюдались нарушения федерального законодательства, из-за чего соответственно государственные органы их ликвидировали. Практика Российской Федерации в организации оффшорных зон показала неспособность административно-правового регулирования и финансовой системы на отдельных субъектах страны [4].

Таким образом, оффшорные зоны имеют значительный вес в мировой экономике и международном бизнесе, поскольку являются инструментом налогового планирования и оптимизации. Отечественные корпорации, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью и на сегодня являются наиболее развитыми, будут регистрировать свою деятельность и использовать налоговое планирование через оффшоры, пока в странах функционируют различные налоговые системы. Поэтому вопросы, касающиеся оффшорных зон, не перестают быть актуальными до сих пор. Те же аспекты касаются других зарубежных стран.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  2. Мельников Илья. Оффшоры, налоги и налоговые схемы. Мельников И. В., 2011. — 32 с.
  3. Николас Шэксон. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах. Эксмо, 2012. — 384 с.
  4. Павлов П. В., Максименко Т. С., Борисова А. А. Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки под редакцией Карабулатовой И. С., Галиуллиной С. Д., Коберси И. С. — Москва; Уфа; Ростов-на-Дону: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. — 156 с.
  5. Сущность понятия оффшорная зона и ее основные признаки // Economic Discuss. URL: http://www.economicdiscuss.ru (дата обращения: 3.04.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): зона, Российская Федерация, государство, компания, налоговая гавань, предпринимательская деятельность, двойное налогообложение, льготная зона, льготное налогообложение, Международный валютный фонд.


Задать вопрос