В статье рассматривается понятие формирования интереса младших школьников к миру профессий как психолого-педагогическая проблема.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, познавательная деятельность, формирование интереса к миру профессий
Интерес по определению толкового словаря С. И. Ожегова — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [8].
По словарю Д. Н. Ушакова, интерес — это внимание, возбуждаемое по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким [12].
Психологический словарь толкует понятие «интерес» эмоциональным состоянием, связанным с осуществлением познавательной деятельности и характеризуется как побуждение к деятельности [6].
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей деятельности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [6].
Психолого-педагогический смысл понятия «интерес» отражает значимые процессы для младших школьников — от внимания и восприятия до совокупности, и выражается в потребностях личности. По определению педагогов-психологов «познавательный интерес» — это основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психологического образования, так и эмоционально-волевых процессов. По мнению А. Н. Леонтьева, познавательный интерес у школьников процесс не легкий, так как включается в общую линию их развития [15].
По определению Л. С. Выготского, «естественным двигателем» детского поведения, «выражением инстинктивного стремления» является «познавательный интерес», так как он указывает на то, что деятельность ребенка совпадает с его потребностями» [15].
С точки зрения Г. И. Щукиной, «избирательная направленность, обращенная к познанию, ее предметной стороне и самому процессу овладения является познавательным интересом» [14].
Н. Г. Морозова определяет, что важной личностной характеристикой школьника является познавательный интерес или мотив, так как он способствует увеличению познавательно-эмоционального отношения к учению». По словам автора, познавательный интерес — отражение сложных процессов в мотивационной сфере деятельности [7].
Выявление психолого-педагогической сущности формирования интереса младших школьников к миру профессий следует начать с определения сущности понятий, которые составляют основу проблемы исследования. Для формирования интереса к миру профессий младших школьников следует начать с профессионального просвещения (знакомства), а затем определять склонности учащихся к определенному роду профессий. При работе по профессиональному просвещению, более важным является формирование у младших школьников интереса к профессиям. Усвоение и переработка полученной информации о профессии в процессе обучения приводит к получению школьником устойчивого положительного отношения к профессиям [10].
По определению Н. С. Пряжникова, обеспечение гарантий в выборе профессии; достижение баланса между профессиональными интересами и психофизиологическими особенностями личности; прогнозирования профессиональной успешности; содействие непрерывному росту профессионализма личности являются целями осуществления профориентационной работы [10].
Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как ролевая игра, которая заполняет эту потребность [11].
По словам Резапкиной Г. В.: «У ранней профориентации достаточно сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы — ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать. Противники представляют себе школьников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые, которые озабочены судьбами отечественной экономики» [11].
Резапкина Г. В. утверждает: «Путь представлений о мире профессий начинается с 2-х, 3-х лет и продолжается до 10–12 лет. В данный период времени у детей закладываются знания о профессиях путем «проигрывания» действий профессионалов, подражая взрослым в ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин». Как считает автор, в начальной школе следует проводить профориентационную работу, используя задачи программы и методики адекватно возрастным особенностям. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, используя различные виды игр, мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни. Данные приемы будут помощниками в формировании интереса к миру профессий» [11].
По словам Резапкиной Г.В: «Психологическая диагностика — наиболее сложная часть профориентационной работы. Если проводить диагностику, то аккуратно, в игровой форме, и только в случае, если она встроена в занятия на знакомство с миром профессий, воспитывая при этом универсальные профессиональные качества и трудовые навыки» [3].
Е. А. Климов считает, что разнообразие трудовой деятельности человека, является основным и важным звеном социальной адаптации ребенка и утверждает, что формировать интерес к миру труда следует с первого года обучения в школе [3].
С. Н. Чистякова утверждает, что основная цель пропедевтики — это формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности. Достижение данной цели формирует следующие задачи: формирование осознанного представления о профессиях и деятельности; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].
По мнению А. Д. Копытова, формирование интереса и представления детей о профессиях и труде, учитывая склонности и индивидуальные особенности являются основной задачей учителя начальных классов Учитель должен формировать интерес к будущей профессии для того, чтобы интерес перерастал в склонность и увлеченность [4].
Кочетов А. И. утверждает, что школа и учителя не располагают методиками безошибочно выявить способности и склонности учащихся к определенной профессии. Поэтому о способностях и склонностях младших школьников к определенным профессиям судят по успехам в учении и участию в общественной работе [5].
По мнению А. И. Кочетова знакомство ребенка с разнообразными видами профессий не только развивает кругозор, но и может способствовать раннему проявлению и конкретизацию его интересов и склонностей по отношению к профессии [5].
Основными задачами формирования интереса к профессиям в начальной школе являются: формирование любви и положительного отношения к труду; понимания роли в жизни общества; развитие интереса к профессиям родителей и профессиям ближайшего окружения. Е. Н. Землянской предлагается включать в структуру уроков начальной школы профориентационную игровую деятельность, которая позволяет разнообразить уроки и сделать их эмоционально-окрашенными [2].
Таким образом, рассмотрев проблемы формирования интереса младших школьников к миру профессий, можно отметить, что согласно возрастным особенностям основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда и положительного отношения к труду. Формирование интереса младших школьников к миру профессий развивает кругозор и способствует раннему проявлению его интересов и склонностей к определенному профессиональному виду деятельности.
Литература:
- Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориенталогия: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
- Землянская Е. Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы. / Землянская Е. Н. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 123 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Копытов А. Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст]/А. Д. Копытов. Томск, 1993. — 80 с.
- Кочетов А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. — М., 2006. — 160 с.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.
- Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М., 2005. — 208 с.
- Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. — М.: изд. АСТ. — 2004.
- Чистякова С. Н. Рассказы о профессиях: книга для чтения по предмету «Технология». — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 4. — С. 122–124.