Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Диденко, С. Ю. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / С. Ю. Диденко, Т. В. Загоруйко, Е. Е. Лактионова, В. В. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 614-615. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41544/ (дата обращения: 15.11.2024).



Оценивая младших школьников, следует помнить и учитывать возрастные психологические особенности детей: неумение объективно оценивать своей деятельности, слабый уровень самоконтроля, неадекватность принятие оценки учителя и т. п. Поэтому любая проверка знаний в начальной школе должна определяться характером и объемом ранее изученного в курсе русского языка материала, а также уровнем общего развития учащихся.

Объективность оценки — одно из важнейших требований при работе с учащимися начальных классов. Учитель должен оценивать результат деятельности ученика, не взирая на личные отношения. Особую важность данному требованию придает то, что часто учитель делит детей на «группы», в зависимости от успеваемости (отличники, хорошисты, троечники), и, не смотря на конкретный результат работы, ставит отметки в соответствии с принадлежностью к «группе» (отличнику может завысить, троечнику — занизить).

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников на уроках русского языка.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки.

Предварительный контроль обычно проводится учителем в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. При этом учитель имеет возможность узнать уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.

Основное назначение текущего контроля для учителя — непрерывно отслеживать полученную информацию о качестве отдельных этапов учебного процесса; для ученика — является стимулом, побуждающим его к систематическим занятиям.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, раздела. Главной функцией выступает систематизация и обобщение материала по определенному тематическому материалу путем повторения и проверки знаний.

Итоговый контроль планируется в конце учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени, охватывающий основной учебный материал.

Методы контроля — это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

Исходя из способа взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся разделяют на следующие:

1) устные;

2) письменные;

3) графические;

4) практические работы;

5) программированные;

6) тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, дополняя друг друга. Каждый метод представляется совокупностью приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Рассмотрим наиболее распространенные в начальной школе виды контроля.

Устные методы контроля знаний одни из основных в начальной школы и проводятся как опрос учащихся. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы.

Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это и диктанты, контрольные сочинения, контрольные письменные работы.

С принятием ФГОС второго поколения и приходом государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена популярным методом контроля становится тестирование, к которому дети приобщаются еще в начальной школе. ЕГЭ является одним из основных механизмов функционирования общероссийской системы оценки качества образования, оказывая существенное влияние на систему образования, выполняя роль связующего и регулирующего звена между общеобразовательными учреждениями и профессиональными учебными заведениями, обеспечивая единство требований к качеству подготовки выпускников системы общего образования. ЕГЭ стоит рассматривать как современную форму оценки учебных достижений, основанную на использовании инновационных измерителей — КИМ (контрольно-измерительные материалы). Основное отличие КИМ от традиционных средств контроля и оценки учебных достижений в том, что они разрабатываются по специальной технологии, опирающейся на теорию педагогических измерений, обеспечивающих высокую объективность и обоснованность результатов выпускников.

Таким образом, в практике работы начальной школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений как устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных и практических работ, программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль с использованием программных средств, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

Литература:

  1. Богданов Г. А. Опрос на уроках русского языка/Г. А. Богданов — М.: Просвещение — 1989. — 144с.
  2. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся/А. Б. Воронцов // Начальная школа -1999.- № 7 — С.
  3. Загвязинский В. И. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд. /В. И. Загвязинский М.: Академия, 2005. — 352 с.
  4. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии — 1996. — № 6. — С. 3–43.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, метод контроля, проверка знаний, работа, учебный процесс, требование, учитель.


Похожие статьи

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка

Способы активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Задать вопрос