В данной статье говорится о психической подготовке юных спортсменов-кикбоксеров 14–15 лет. Одним из основных критериев успешной психической подготовки в учебно-тренировочном процессе является мотивация занимающегося, формирование его оптимального эмоционального состояния и подготовка к участию в соревнованиях.
Ключевые слова: кикбоксинг, психическая подготовка, общая и специальная психическая подготовка, мотивация, юные спортсмены
Кикбоксинг в последнее время начал приобретать огромную востребованность в обществе и также получил широкое распространение и признание во всем мире. Возрастает уровень всех сторон подготовленности кикбоксеров. Это объясняется зрелищностью, высоким эмоциональным накалом борьбы и разносторонним влиянием на двигательные, психические и волевые качества человека. Высокий уровень конкуренции между спортсменами на крупных соревнованиях, турнирах вызывает необходимость совершенствования средств и методов подготовки кикбоксеров [2].
Высокая спортивная квалификация достигается путем двигательных тренировок и высокой самоотдачи кикбоксера в учебно-тренировочном процессе с первых дней занятия спортом. Поэтому юношеский кикбоксинг занимает основополагающее место в системе подготовки высококлассных спортсменов. Трудно переоценить роль тренера, который несет ответственность за осуществление процессов обучения и воспитания своих питомцев. Именно педагогическое мастерство тренера определяет успех воспитанников на пути к высшим достижениям, особенно, если говорить о первых шагах в большом спорте.
Для успешного выступления спортсменов-кикбоксеров на соревнованиях требуется не только высокий уровень физической, технической, тактической, но и также психической подготовки.
Под психической подготовкой Ж. К. Холодовым понимается система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [4].
По мнению Ж. К. Холодова [4], психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой стороны — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т. д.). Выделяют два вида психической подготовки — это общая и специальная.
Общая подготовка решается двумя путями:
1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации, концентрации и распределения внимания; способом самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;
2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно — образных и натуральных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию [4].
В специальной психической подготовке у юных кикбоксеров выделяют несколько направлений:
1) установление и учет в учебно-тренировочной работе основной мотивации занимающегося;
2) формирование его оптимального эмоционального состояния;
3) подготовка к участию в соревнованиях [5, с. 86].
В процессе учебно-тренировочных занятий ребята расформировываются на подгруппы, для которых главное:
а. спортивный результат;
б. профессионально-прикладная подготовка;
в. здоровье.
Такое разделение неудобно для тренера, а тем более для организации и содержания учебно-тренировочного процесса. Практика показывает, что сходно мотивированные подгруппы объединяются [5, с. 86].
Цель (мотив, системообразующий фактор) оказывает решающее влияние на организацию и наполнение учебно-тренировочного процесса:
1) для того чтобы показать какой-либо спортивный результат, нужно долго и целенаправленно готовиться-совершенствоваться непосредственно в соревновательной деятельности;
2) профессионально-прикладной уклон учитывает характер и особенности будущей специальности;
3) ориентир «здоровье» требует всесторонней физической подготовки с детальным планированием нагрузок и хорошим врачебным контролем состояния здоровья спортсмена [5, с. 87].
Актуальность прикладной подготовки юного спортсмена средствами единоборств, а особенно кикбоксинга, не вызывает сомнений. Для юных спортсменов в любой сфере профессиональной деятельности будут важны такие качества, как работоспособность, конкурентоспособность, терпение, выдержка, самообладание, — все они будут являться прямыми показателями накопленного годами эффекта тренировки по кикбоксингу.
Относительно мотивов, связанных с ориентиром «здоровье», следует подчеркнуть значительное влияние выбранных средств и условий спортивной подготовки на развитие волевых и нравственных качеств человека, занимающегося кикбоксингом.
Таким образом, для спортсмена-юниора мотивация, которая включает в себя не только профессионально — прикладную и всесторонне физическую подготовку, а также и достижение спортивных результатов, является одним из важных стимулирующих факторов для учебно-тренировочного процесса.
Формирование правильного (наилучшего, наиболее соответствующего целям) отношения занимающегося к тренировке, к себе и своей деятельности, к окружающим в кикбоксинге крайне необходимо в связи с тем, что наряду с трудностями, общими для всех видов спорта (режим нагрузки и пр.), кикбоксер сталкивается с проблемами, специфическими только для кикбоксинга. К ним относят все, что создает закономерную опасность в деятельности кикбоксера: удары, элементы противоборства соперника и т. д.
На этапе начальной подготовки, главная задача профессиональной деятельности тренера-преподавателя, это постоянная борьба с отрицательными эмоциями своих учеников. Правила этой борьбы (тренировочной работы) состоит в следующем.
- Мотивы к занятиям кикбоксингом должны быть у начинающих достаточно сильными и вескими. У мальчиков, не имеющих четко выраженных мотивов и не уверенных в своих возможностях, нужно формировать кратковременные мотивы (на тренировку, на выполнение каких-либо заданий, на бой и т. д.).
- Следует строго соблюдать в учебно-тренировочном процессе начинающего кикбоксера принципы систематичности и доступности. Это важно в специальной подготовке.
- Необходимо развивать волевые качества кикбоксера.
Из выше перечисленных психологических подготовок юных спортсменов одно из основных мест в кикбоксинге занимает психологическая подготовка к участию в соревнованиях.
Задача психологической подготовки к соревнованиям состоит в том, чтобы сформировать у спортсмена психическую готовность к выступлению в состязаниях и умение сохранить ее в процессе спортивной борьбы. По мнению А. Ц. Пуни (1969), в систему такой подготовки входят следующие направления работы.
- Сбор информации об условиях предстоящего соревнования и о вероятных противниках.
- Пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды и перспективах их изменения к началу соревнований.
- Правильное определение и формулировка цели участия в соревнованиях.
- Формирование соответствующих цели общественно значимых мотивов.
- Моделирование соревновательной обстановки в тренировке спортсмена.
- Специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности и упражнения в их преодолении.
- Знание приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний.
- Отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, восстановления ее в ходе соревнований.
Этот перечень задач основной, он не учитывает особенностей специфики различных видов спорта и квалификации спортсмена. Поэтому, проанализировав, можно выделить несколько пунктов задач, которые относятся к начинающим кикбоксерам при их подготовке к первым соревнованиям.
Для начала очень важно определить цель выступления юного спортсмена в его первых официальных соревнованиях, так как она должна соответствовать его возможностям. Затем должна выражаться четко целевая установка, то есть показать определенные качества, проявить умение мыслить в бою и т. п. Также цель должна снимать естественное с приближением соревнований нервно-психическое напряжение у спортсмена (этому способствует постановка цели не на победу, а на технику применяемых в бою приемов, тактику боя или его отдельных эпизодов и т. п.).
Следующий пункт, это моделирование соревновательных условий и трудностей. В кикбоксинге осуществляется сравнительно просто — проведением спарринговых и контрольных боев. Однако их невысокая психическая напряженность (по сравнению с соревновательными) подсказывает: спарринги и контрольные бои следует проводить в обстановке, по возможности схожей с соревновательной — с судейством, почетными гостями и т. д.
И последний пункт, в первые предсоревновательный и соревновательный периоды сохранить нервно-психическую свежесть кикбоксера. Это непростая задача для тренера — проследить, чтобы молодой спортсмен не «перегорел».
Для этого нужно уменьшить меру значимости предстоящего соревнования для спортсмена, т. е. объяснить, например, что это только промежуточная ступень, что основные соревнования впереди, что эти соревнования для него могут быть, как соревновательная практика и т. п. Отвлечь спортсмена от мыслей о соревновании, переключить его внимание на какую-то другую деятельность. И принять меры, чтобы спортсмен не оставался надолго один.
В заключение можно сказать, что психическая подготовка юных кик — боксеров является одним из основных подготовок в учебно-тренировочном процессе, которая обеспечит успешный путь к достижению успешных спортивных результатов в соревновательной деятельности.
Литература:
- Барчуков И. С. Физическая культура: методики практического обучения: учебник / И. С. Барчуков. — М.: КНОРУС, 2017. — 304 с. — (Бакалавриат).
- Воронкова Е. В. Конспект учебно-тренировочного занятия по физической культуре для студентов первых курсов всех специальностей в высшем учебном заведении по специализации «Кикбоксинг» // Наука и образование: новое время. — 2016. — № 5.
- Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов / В. И. Ильинич — М.: Гардарики, 2007. — 366 с.
- Ли Б. Путь опережающего кулака. М.: ООО «Школа боевых искусств» 1996 г.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 480 с.
- Ширяев А. Г. Бокс и кикбоксинг: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Ширяев, В. И. Филимонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с., [16] л. цв. ил.; ил.