Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации. Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях Президента Российской Федерации, а также федеральных законов, основными которыми являются ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ № 184 от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ № 82 от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Ключевые слова: национальная политика, национальная принадлежность, межнациональные отношения, права коренных народов
Сущность национальной политики государства заключается в управлении этнонациональными процессами в обществе. Реализация национальной политики заключается в участии государства в решении актуальных национальных проблем, координации с интересами всего сообщества интересов всех входящих в состав государства народов. В рамках проведения национальной политики осуществляется формирование целей её реализации, определяются формы и методы достижения поставленных задач, привлекаются к её осуществлению представители всех национальностей, которые проживают в данном государстве.
Государственная национальная политика основывается на различных нормативных правовых актах.
Согласно, части 1 статьи 26 Конституции устанавливается, что каждый человек обладает правом определять и указывать свою национальную принадлежность [1]. Не у кого не имеется права принуждать гражданина к определению и указанию своей национальной принадлежности. Право сохранять и развивать национальные особенности личности входит в состав основных, неотчуждаемых прав человека. Эти права зафиксированы, в том числе, в основных международно-правовых документах. В связи с этим, в части 2 этой статьи закрепляется право каждого человека на свободное использование родного языка в общения, воспитании, обучении и творчестве [3].
К ведению федеральных органов государственной власти согласно Конституции России относится регулирование и защита прав национальных меньшинств. Таким образом, народы Российской Федерация получили гарантии соблюдения государством всей совокупности прав в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Право на национально-культурную автономию имеется у всех российских народов (этносов), независимо от того имеют они свои государственные и административные образования или не имеют. В равной степени как численно крупным народам, так и малочисленным народам предоставлено право на национально-культурную автономию.
Равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка, расы, отношения к религии, места жительства, убеждений, принадлежности к объединениям закреплено и гарантировано ст. 19 Конституции. В этой же статье Конституции РФ любые формы ограничения прав граждан по признакам языковой, национальной, расовой, социальной и религиозной принадлежности запрещены.
Реализация государством принципа равноправия различных национальностей, позволяет судить о степени демократичности, как государства, так и общества в целом.
Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Другими словами, каждый гражданин обладает личным правам указывать свою принадлежность к определённому народу. Этим правым любой гражданин РФ может воспользоваться или не воспользоваться. При этом ни у кого, включая государственные органы и органы местного самоуправления, не имеется права без согласия этого человека делать записи о его национальной принадлежности. Таким образом, только самим человеком может быть определена его национальная принадлежность.
Из ст. 68 Конституции Российской Федерации вытекает, что права человека в ряде случаев определяются и защищаются в связи с правами народа. Согласно этой статье для всех народов гарантируется право на сохранение родного языка, а также создание условий для его изучения и развития.
Права коренных малочисленных народов гарантируются ст. 69 Конституции. Международное сообщество такие народы относит к числу наименее защищённых.
Первым федеральным законом, в котором были определены правовые основы национально-культурной автономии в России, явился Федеральный закон «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ, вступивший в силу 17 июня 1996 года. Принятие этого федерального закона было продиктовано особенностями многонационального населения России, так и соответствующими требованиями Конституции Российской Федерации.
На основании Конституции РФ в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ были определены правовые основы национально-культурной автономии в России и созданы правовые условия для осуществления взаимодействия между государством и обществом, защиты национальных интересов граждан РФ, согласно выбранным ими формам своего национально-культурного развития.
Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на положениях следующих нормативных правовых актах:
Конституция Российской Федерации,
Указ Президента Российской Федерации № 1666от 19.12.2012 г. «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»,
Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,
Указ Президента Российской Федерации № 808 от 24.12.2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики»,
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р, от 17.11.2008 г., определяющего концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2403-р от 29.11.2014 г., определяющего основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
ФЗ № 184 от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
ФЗ № 82 от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Государственная национальная политика Российской Федерации призвана решить следующие цели [2]:
– упрочить общероссийское гражданское самосознания и духовную общность многонационального народа Российской Федерации;
– сохранить и развить этнокультурное многообразие народов России;
– гармонизировать национальные и межнациональные отношения;
– обеспечить равные права и свободы человека и гражданина независимо от его национальности, расы, языка, религиозных взглядов и других обстоятельств;
– обеспечить успешную социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
В качестве приоритетных направлений формирования государственной национальной политики Российской Федерации рассматриваются:
– повышение уровня эффективности государственного управления в рамках государственной национальной политики Российской Федерации;
– создание условий, позволяющих обеспечить межнациональный мир и согласие, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений;
– создание условий, позволяющих обеспечить равные права для всех граждан, реализацию конституционных прав граждан в рамках государственной национальной политики Российской Федерации;
– обеспечение культурной и социальной адаптации мигрантов, позволяющей им легче интегрироваться в общество;
– формирование социально-экономических условий, способствующих повышению уровня эффективности реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
– обеспечение укрепления единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации;
– формирование условий для сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России;
– обеспечение прав народов России в социально-культурной сфере;
– формирование условий для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, развития образовательной системы;
– создание для каждого народа России условий, способствующих сохранению и развитию его родного языка;
– обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации с помощью развитой информационной инфраструктуры;
– повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества государственных и муниципальных органов;
– создание условий для развития международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
Таким образом, государственная национальная политика в РФ способствует гармонизации межнациональных отношений, укреплению общероссийской гражданской идентичности, сохранению и развитию этнокультурного и языкового многообразия народов России. Каждый народ в России, независимо от того, находится ли он в большинстве или составляет в нем меньшинство, обладает правом самостоятельно определять направления развития своего родного языка, культуры, обычаев, традиций.
Литература:
- Гильмуллина Д. А. Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации / Д. А. Гильмуллина// Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2013. –Выпуск № 4. — С. 255–259.
- Даудов А. Х. Сущность и особенности национальной политики в России: история и современность / А. Х. Даудов // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского факультета, 2013. — Выпуск № 15. — С. 7–16.
- Ильин В. И. механизмы реализации государственной национальной политикив Российской Федерации / В. И. Ильин // Среднерусский вестник общественных наук, 2012. — Выпуск № 2. — С. 105–117.