В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельность вузов. Для оценки востребованности факультета в вузе были определены и рассчитаны показатели, которые характеризуют потребителей образовательных услуг в современных условиях.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рейтинг, факторы макросреды, эластичность, показатель концентрации
В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. Одним из определений рынка является совокупность сделок между покупателями и продавцами. В случаи рынка образовательных услуг покупателями выступают люди, которые имеют потребность в знаниях и навыках, а продавцами — учреждения, предлагающие программы обучения.
Поскольку рынок образования рассматривается частью сферы услуг, то для него характерны некоторые особенности. Услуги носят длительный и многоступенчатый характер. Сами услуги невозможно хранить, но результат деятельности сохраняется в течении определенного периода жизни человека. Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется. При это часть услуг предоставляется бесплатно на конкурсной основе (за счет средств бюджета), а часть — платно (за счет покупателей).
Обзор и анализ рынка образовательных услуг актуален и важен не только для самих ВУЗов, но и для потребителей/покупателей — абитуриентов и их родителей. Руководство учебного заведения всегда пристально следит за рейтингом своего учреждения, так как это позволяет увеличить конкурс на бюджетные места и привлечь поступающих на платную основу, а значит обеспечить ВУЗ работой на ближайшие несколько лет.
Ежегодно обзорами и сбором статистики занимаются РОССТАТ, ФОМ, ВЦИОМ, журналы «Эксперт РА», маркетинговые центры и многие другие организации.
Рынок образовательных услуг — это экономические взаимоотношения; реализация образовательных услуг на материальной основе участниками рынка: учащимися, образовательными учреждениями и лицами (организациями), оплачивающими эти услуги. Российский рынок образовательных услуг сформировался в 90-х гг. прошлого века. В нем выделяют два больших сектора: государственный и негосударственный. По данным ФОМ 38 % студентов обучаются на платной основе [1].
Рассмотрим некоторые факторы макросреды:
- Демографический. Ухудшение демографической ситуации оказывает прямое влияние на конъюнктуру рынка образовательных услуг. Снижение численности выпускников 9–11 классов после 2008 г привело к снижению спроса на образовательные услуги [2].
- Политическая обстановка и влияние государства. После подписания Россией Болонской декларации в сентябре 2003 года Вузы были вынуждены к 2010 году перейти на двухступенчатую систему образования, пройти аккредитацию и перейти на европейскую систему учета дисциплин и зачетных единиц [3].
- Экономический. На одну семью, в которой есть статья расходов высшее образование — средний уровень составил 850–1000 долларов за год. В нынешних условиях стоимость обучения в ВУЗах варьируется от 18 тысяч рублей до 350 тысяч в семестр. Следует отметить так же огромную роль географического фактора, поскольку обучение в столичных ВУЗах намного дороже.
Сравнивая московский рынок с общероссийским, можно выделить несколько особенностей.
Во-первых, Москва — город контрастов. Здесь находятся самые лучшие и дорогостоящие учебные заведения, но также можно найти и обучающие программы по низким ценам (хотя выглядят они слабо и сомнительно).
Во-вторых, московские ВУЗы обладают лучшим оснащением, более новыми технологиями и программами, имеют контакты с зарубежными учебными заведениями. Все это помогает московским ВУЗам отвечать на новые потребности и оставаться в верхушке рейтинга.
На 2015 год в России оказывают свои услуги 950 образовательных организаций, из которых 548 государственных и муниципальных и 402 частных [4]. Причем 24 % всех учебных заведений находятся в Москве. И в большинстве есть экономические специальности (179 заведений).
В-третьих, для московских учреждений характерна экспансия в регионы. Популярные Вузы открывают свои филиалы в регионах, предоставляют свои учебные планы и программы, литературу, а также выпускникам вручается московский диплом. Стоимость такого обучения значительна ниже, но качество образования сильно не отличается от региональных ВУЗов, так как они имеют один и тот же преподавательский состав.
При помощи аттестации качества образования составляется рейтинг ВУЗов, где учитываются такие показатели как:
– уровень профессорского преподавательского состава;
– аудиторный фонд;
– уровень информатизации;
– количество публикаций, защищаемых диссертаций;
– бюджетные ассигнования на научные исследования;
– техническое оснащение и использование передовых технологий и т. д.
К верхушке рейтингов московских экономических ВУЗов 2014 года относятся [5]:
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
- Финансовый университет при Правительстве РФ;
- Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова и др.
Среди вузов, чьи позиции в рейтинге снизились, можно отметить Финансовый университет (17-е место против 12-го в 2013 году) и Национальный исследовательский университет «МЭИ» (14-е место против 10-го годом ранее). Динамика Финансового университета обусловлена «болезнью роста»: к университету были присоединены несколько вузов, включая Всероссийский заочный финансово-экономический институт, в результате чего количество студентов выросло более чем на 50 %, тогда как финансирование вуза увеличилось всего на 3 % [6].
Эластичность показывает, как может измениться ситуация на рынке при колебание основных факторов (доход потребителя, цена товара, цена аналогичного товара).
, (1)
где P1 — начальная цена;
P2 — новая цена;
Q1 — первоначальный объем;
Q2 — новый объем.
Таблица 1
Расчет эластичности образовательных услуг Финансового университета [7]
Факультет |
2013 год |
2014 год |
Коэффициент эластичности предложения |
||
Стоимость обучения, руб. |
Кол-во платных мест |
Стоимость обучения, Руб. |
Кол-во платных мест |
||
Международные экономические отношения (МЭО) |
295 000 |
60 |
324 500 |
100 |
5,26 |
Финансово-экономический факультет (ФЭФ) |
242 000 |
75 |
266 000 |
100 |
1,38 |
Анализ рисков и экономическая. Безопасность (АРиЭБ) |
195 000 |
4 |
214 500 |
10 |
0,9 |
Таким образом, в 2014 году на платную форму обучения факультетов МЭО и ФЭФ имело место эластичное предложение (|E|>1), то есть рост количества принятых абитуриентов больше, чем стоимость обучения. Чего нельзя сказать о факультете «Анализа рисков и экономической безопасности», где темп роста стоимости обучения выше темпов увеличения платных мест (неэластичное предложение, или 0
При оценке уровня конкуренции на рынке говорят об интенсивности конкуренции, то есть концентрации фирм в данной нише. Рассматривают величину обратную интенсивности конкуренции — монополизацию рынка. От этих показатель зависит стратегия, ценовая и товарная политика организации. Рассчитаем некоторые показатели.
Четырехдольный показатель концентрации (CR4 — Concentration Ratio).
, (2)
где — объем реализации продукции i-ой организации, млн.руб.,
- общий объем реализации продукции заданного ассортимента, млн.руб.
Таблица 2
Объем реализации идоля рынков основных представителей рынка
Высшее учебное заведение
Кол-во платных мест
Стоимость обучения, руб
Объем реализации услуг, руб
Доля рынка,%
Финансовый университет
100
266 000
26 600 000
5,7
МГУ
90
350 000
31 500 000
6,7
ВШЭ
100
400 000
40 000 000
8,6
РАНХ и ГС
80
220 000
17 600 000
3,8
Общий объем
4 650 000 000
100
Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндала (Herfindahl-Hirschman index).
, (3)
где Si — доля участника рынка.
В проведённом исследовании исходя из расчетов индекс Херфиндала получился равен следующему значению: . Такой низкий показатель индекса HHI позволяет отнести рынок образовательных услуг к рынку с низким уровнем монополизации (HHI <1000) [8].
Таким образом, можно сказать, что наибольшая концентрация образовательных учреждений находится в Москве и в большинстве из них есть хотя бы одна экономическая специальность, связанная с профилем ВУЗа. Представителей рынка, специализирующихся только на экономике, не так много и доля их значительно выше, чем у других. Об этом свидетельствуют индекс Херфиндала-Хиршмана и четырехдольный показатель концентрации.
В проведенном исследовании было выявлено значительное влияние факторов макро- и микросреды на ВУЗы Москвы. Факторы макросреды формируют будущий спрос на услуги (демография), регламентируют и контролируют деятельность учреждений (политические) и др. Факторы микросреды формируют ценовую и товарную политику организаций, то есть платежеспособность, культурный уровень покупателей влияет на стоимость обучения, а наличие аудиторного фонда, качественного преподавательского состава и новых учебных программ влияет на конкурентоспособность ВУЗа.
Для более подробного обзора рынка анализ был сведен к экономическим ВУЗам Москвы, а некоторые показатели к одному учебному заведению — Финансовому университету при Правительстве РФ. В ходе расчетов, было выявлено, что эластичность предложения платных программ обучения не равномерна. Более востребованными с эластичным предложением являются факультеты: «Финансово-экономический факультет» и «Международных экономических отношений». Следует отметить, что факультет «Анализ рисков и экономической безопасности» имеет неэластичный спрос. В целом же видна нечувствительность потребителей к цене. Это объясняется тем, что потребители придают большое значение характеристикам услуг и многие подходят к выбору очень ответственно, выбирая перспективы для будущих поколений.
Литература:
- Россия в цифрах: высшее образование/ ФОМ. Электронный ресурс: [http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11442] 7.04.2014/ Дата обращения: 20.09.2016
- Башарина А. В. Влияние социально-демографических факторов на рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации/ Экономика. — 2010
- Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России/ Знание. Понимание. Умение. № 11- 2010 г
- Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования/ Официальная статистика РОССТАТ
- Крячко К. С. Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55–59.
- Поступление.Ру//Портал для абитуриентов. Электронный ресурс [http://postyplenie.ru/results_of_admission/2014/cost/?CODE=fu&ID=3630&PAGEN_1=2]
- Рейтинг вузов России 2014/ «Эксперт РА» — № 18. -2012 — С. 24
- Экономическая теория./ www.Grandars.ru. Электронный ресурс [http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/indeks-herfindalya-hirshmana.html]