Экономический рост является ключевой задачей современного государства и важнейшим фактором устойчивого развития всех сфер экономики страны и повышения уровня жизни населения. Как известно, экономический рост может осуществляться за счет разных факторов и на различной основе — экстенсивной, интенсивной и инновационной.
Интенсивный путь связан с понятием качества экономического роста, подразумевающего, что рост основных макроэкономических показателей осуществляется преимущественно за счет инновационной деятельности “по мере перехода к производству новой продукции на новых производственных мощностях, обновленных на основе научно-технического прогресса производственных фондах» [4, с. 96].
C принятием в 2009 году антикризисной программы в целях предотвращения негативных последствий разразившегося в 2008 году мирового финансового кризиса, в Узбекистане начался этап модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.
Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов — внедрением высоких технологий в производственный процесс, в том числе ресурсосберегающих, расширением выпуска инновационной продукции с улучшенными потребительскими свойствами, способной успешно конкурировать как на внутреннем, так и внешнем рынке. [5]
Ежегодно в Узбекистане реализуются крупные инвестиционные проекты, направленные на дальнейшее развитие экономики, социальной сферы, инфраструктуры, транспортно-коммуникационных сетей, за счет чего создаются новые рабочие места. В результате в стране сохраняются стабильно высокие темпы ВВП и промышленного производства. По этому показателю страна входит в пятерку самых быстро развивающихся стран мира. Так, в опубликованном 27 октября 2015 года докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» (Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency), Узбекистан занял 87-е место среди 189 стран мира, что существенно выше по сравнению с 141-ым местом, которое занял Узбекистан в предыдущем отчете «Ведение бизнеса». При этом, Узбекистан вошел в пятерку стран с наибольшим улучшением своего рейтинга.
Указом Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова от 4 марта 2015 года № УП-4707 «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы» была принята комплексная программа мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства. В первую очередь, за счет ускоренного развития высокотехнологичных отраслей, способных обеспечивать стабильный экономический рост на инновационной основе с одновременным снижением энергоемкости и материалоемкости производства. [1]
В рамках программы была определена ускоренная модернизация действующих и создание новых генерирующих мощностей в электроэнергетике на основе широкого внедрения ресурсосберегающих парогазовых установок и современных технологий использования альтернативных источников энергии, в частности — солнечной энергии. В нефтегазовой и нефтехимической промышленности — увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки природного газа и газового конденсата. В химической промышленности определены направления диверсификация производства и экспорта путем внедрения современных технологий производства сложных минеральных удобрений, полимеров, синтетического каучука.
В докладе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 14 января 2017 года, посвященному всестороннему анализу итогов социально-экономического развития страны в 2016 году и определению важнейших приоритетных направлений экономической и социальной программы правительства республики на 2017 год, подчеркнута преемственность в последовательной реализации Программы дальнейшего реформирования, структурных преобразований и модернизации страны на среднесрочную перспективу. [2]
В ходе обсуждения актуальных вопросов, было отмечено, что по итогам 2016 года валовой внутренний продукт страны вырос на 7,8 процента. Прирост объемов промышленной продукции составил 6,6 процента, подрядных строительных работ — 12,5 процента, розничного товарооборота — 14,4 процента, услуг — 12,5 процента. Государственный бюджет исполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП.
Дальнейшие меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей предполагают:
‒ обеспечение сбалансированности и устойчивого роста национальной экономики, увеличение доли промышленности и сферы услуг в ее структуре;
‒ проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры;
‒ опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих отраслей на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов;
‒ создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики,
‒ освоение выпуска принципиально новых видов продукции и технологий, обеспечение на этой основе конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем и внутреннем рынках;
‒ продолжение мероприятий по стимулированию локализации производства и производства импортозамещающей продукции;
‒ сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики путем широкого внедрения в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение производительности труда в отраслях экономики;
‒ создание новых и повышение эффективности действующих свободных экономических зон, технопарков, малых промышленных зон;
‒ ускоренное развитие сферы услуг, повышение доли этого сектора в формировании валового внутреннего продукта, кардинальное изменение структуры предоставляемых услуг, прежде всего за счет современных высокотехнологичных видов услуг;
‒ либерализация и упрощение экспортной деятельности, диверсификация структуры экспорта, расширение и мобилизация экспортного потенциала отраслей экономики и территорий;
‒ дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления.
Следует особо подчеркнуть, что для ускорения процессов модернизации важную роль играет активное привлечение иностранных инвестиций, в том числе путем создания с ведущими зарубежными компаниями на паритетной основе совместных предприятий.
На этапе усиления инновационной составляющей в развитии экономики страны особенно актуальны меры по разработке конкурентоспособных отечественных технологий, внедрению ноу-хау, современных информационно-коммуникационных технологий. [2]
В настоящее время в развитии инновационных производств значительная роль отводится дальнейшему развитию свободных индустриальных экономических зон(СИЭЗ), являющихся территориями успешного функционирования высокотехнологичного бизнеса. В рамках уже созданных трех таких СИЭЗ: “Навои”, “Ангрен”, “Джизак” осуществлено успешное привлечение иностранных инвесторов в создание десятков современных производств, продукция которых соответствует мировым стандартам качества. В то же время активизируется процесс создания СЭЗ на принципиально новой основе: «Ургут», «Гиждуван», «Коканд» и «Хазарасп», которые должны стать локомотивами перехода к экономике, основанной на потоке инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с новыми свойствами. Этот процесс связан с повышением значения инновационного фактора в развитии экономики, увеличением роли предпринимательского ресурса, как творческого, интеллектуального ресурса развития экономики. В законе “О государственной молодежной политике” Республики Узбекистан особое внимание уделяется поддержке и реализации творческого и интеллектуального потенциала молодого поколения, стимулированию предпринимательской активности молодежи, как решающему фактору устойчивого инновационного развития экономики.
Литература:
- Указ Президента Ислама Каримова от 4 марта 2015 года № УП-4707 «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы».
- Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год.
- Закон Республики Узбекистан “О государственной молодежной политике”/Народное слово, 15.09.2016
- Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004.
- Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.
- Интернет ресурсы: http:www.stat.uz, http:www.norma.uz, http:www.lex.uz.