В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познавательного интереса. Предлагаются методические приемы, которые способствуют активизации познавательного интереса учащихся начальных классов.
Ключевые слова: познавательный интерес, текстовые задачи, диагностика, активизация, младшие школьники, развитие.
В настоящее время актуальным остается вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников как мотива, активизирующего интеллектуальную деятельность обучающихся. Дети на начальной ступени обучения не способны длительное время самостоятельно удерживать свое внимание. В этом возрасте присутствует сильная реакция на все яркое и новое. Произвольное внимание развивается одновременно с развитием мотивов учения, которые тесто связаны с познавательным интересом. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и реализация её в практике обучения.
Вопрос о формировании познавательного интереса у младших школьников изучали следующие ученые: Н.Б. Истомина, Н.К. Винокурова, Г.И. Щукина и другие. Результаты научных трудов показывают, что формирование познавательного интереса влияет на работоспособность, мышление, планирование деятельности, ученики с высоким уровнем развития познавательного интереса способны доходить до истины самостоятельно, а также проявляют любовь и интерес к изучению учебного предмета, у них выражено желание учиться и много знать [1]. Данные процессы необходимо развивать на начальном этапе обучения, поскольку они играют важную роль на последующих этапах жизни ребенка.
Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих формирование познавательного интереса детей. В связи с этим ведется усовершенствование методических систем, с целью максимально активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.
Курс математики в начальной школе играет большую роль в развитии таких познавательных процессов, как внимание, память, речь и воображение. Кроме того, изучение математики способствует формированию настойчивости, терпения, а также творческого потенциала личности. Поэтому эта предметная область в первую очередь требует введения новых методических приемов, которые активизируют познавательный интерес обучающихся на протяжении всего курса [1].
В обучении младших школьников математике большая роль отводится текстовым задачам. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей. Одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития является умение решать задачи, текстовые в том числе. Поэтому обучению решению текстовых задач уделяется много внимания, программами выделяется большое количество часов на их решение [5].
Для того, чтобы знать каким образом активизировать и поддерживать познавательный интерес младших школьников в процессе решения текстовых задач, нужно понимать психологические особенности его формирования у детей.
Анализ научных исследований Г.И.Щукиной показал, что познавательный интерес младших школьников формируется в несколько этапов. С самого начала познавательный интерес проявляет себя в виде любопытства, которое является естественной реакцией человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, которое вызвано каким-либо интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это непроизвольный интерес. Следующей, более высокой стадией формирования познавательного интереса является любознательность. Учащийся самостоятельно проявляет желание разобраться и понять изучаемое явление. На этом этапе младший школьник проявляет активность на занятии, задает интересующие его вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д [4, с.56.].
Задача педагога заключается в поддержании любознательности и стремлении сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний.
Для того, чтобы выявить уровень познавательного интереса у младших школьников в процессе решения текстовых задач рекомендуется провести диагностическое обследование.
Для этой диагностики в трудах Г.И. Щукиной выделяются следующие критерии сформированности познавательного интереса:
1) когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
2) мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
3) действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) [4, с. 126].
На основе этих критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей в научной литературе были выделены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий. Дадим им характеристику.
Низкий уровень. У детей отсутствует инициативность и самостоятельность при решении данных им заданий. При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу выполнения задачи, а также проявляется отрицательные эмоции (гнев, раздражение). Учащиеся на данном этапе не задают познавательных вопросов и нуждаются в показе готовой модели решения задачи (30% -49%).
Средний уровень. Ученик проявляет интерес к решению задачи, самостоятельно осуществляет поиск способов решения задачи. При возникновении сложностей, ребенок не теряет усидчивость и обращается к воспитателю за помощью. Учащийся задает уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым (50% -74%).
Высокий уровень. Характеризуется наличием у детей инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения (75% - 100%).
Изучение уровней сформированности познавательного интереса осуществляется с помощью методики анкетирования Г.И. Щукиной. Учащимся предлагался заполнить бланк анкеты, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Бланк анкеты, для выявления познавательного интереса младших школьников в процессе решения тестовых задач
№ |
Люблю решать задачи, потому что… |
Баллы |
1 |
Мне это интересно |
|
2 |
Нравится, как преподает учитель |
|
3 |
Учитель интересно объясняет |
|
4 |
У меня хорошие отношения с учителем |
|
5 |
Получаю удовольствие при их решении |
|
6 |
Интересны отдельные факты |
|
7 |
Учитель часто хвалит |
|
8 |
Родители считают это важным |
|
Итого (баллов) |
||
Итого (%), кол-во бал/кол-во вопр х 100% = |
% |
Анализ результатов анкет проходит следующим образом: каждый положительный ответ, внесенный учеником, оценивается как 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов и находится процент по формуле: кол-во баллов / кол-во вопросов 100% = уровень познавательного интереса
После обработки результатов анкетирования учащихся рекомендуется распределить по вышеуказанным уровням, данные которых нужно отразить в таблице, пример которой представлен в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности познавательного интереса
Уровень |
Кол-во |
% |
средний |
||
высокий |
||
низкий |
Данное исследование рекомендуется проводить в комплексе с таким научным методом как наблюдение. В процессе его проведения рекомендуется обратить внимание на наличие следующих проявлений у младших школьников:
1. Проявляет интерес к решению текстовых задач.
2. В процессе решения задач эмоционально активен.
3. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
4. Интерес направлен на объект изучения.
5. Проявляет любознательность.
6. Самостоятельно выполняет задание учителя.
7. Проявляет устойчивость волевых устремлений [3].
Результаты проведения комплекса данных диагностик свидетельствуют о сформированности уровня познавательного интереса у младших школьников в процессе решения текстовых задач.
Для повышения результатов диагностики необходимо использование учителем комплекса методов и приемов в учебной деятельности, направленных на формирования познавательного интереса школьников. Ниже представлен фрагмент урока для учащихся второго класса, который содержит в себе различные моменты, требующие самостоятельности. Использование их в процессе решения задач повышает активность учащихся, заряжает положительными эмоциями, способствует формированию познавательного интереса к предмету [2].
Основной этап. Решение задач
- Ребята! Вы были когда-нибудь в жюри? (Нет)
- А хотите? (Да)
- Хорошо. Давайте с вами поиграем!
Игра «Кастинг» (На интерактивной доске представлены задачи с решенными ответами. Дети, выступающие в роли жюри, должны «пропустить» ту задачу, у которой правильный ответ. Если задача «проходит» учащиеся показывают зеленый кружок, если не проходит – красный)
1.У Коли было 5 конфет, а у Веры на 4 конфеты больше. Сколько конфет у Веры? Ответ: 9 (Дети показывают зеленый кружок)
2.В пакете было 500 грамм сахара. При приготовлении пирога ушло 200 грамм сахара. Сколько сахара осталось в пакете? Ответ: 200 грамм. (Дети показывают красный кружок)
3.У Маши было 20 рублей. Она купила мороженное за 15 рублей. Сколько рублей у нее осталось? Ответ: 5 рублей (Дети показывают зеленый кружок)
4.В доме горели 6 лампочек. 3 из них перегорели. Сколько лампочек осталось гореть? Ответ: 2 лампочки. (Дети показывают красный кружок)
- Молодцы! А теперь поиграем еще в одну игру!
Игра «Составь слово». (Дети делятся на 3 команды (1,2,3 ряд). Каждому человеку в команде дается одна задача для решения. После того, как дети решат задачи, каждый человек в команде по очереди говорит свой ответ. И их из ответов по таблице формируется слово. Выигрывает та команда, которая правильно отгадает слово.).
1) В магазине было продано 6 ручек по 7 рублей в первый день и 4 такие же ручки во второй. Какова прибыль магазина за 2 дня? Ответ: 70 рублей.
2) На тарелке лежали фрукты: 2 яблока, 5 киви, 3 банана и 6 мандаринов? Лена взяла 1 киви. Оля 1 банан и 1 яблока. Коля взял 2 киви и 1 мандарина. Сколько фруктов осталось? Ответ: 10 фруктов.
3) Площадь первого прямоугольника равна 110 см2, а площадь второго на 30 см2 меньше. Сколько площадь второго прямоугольника? Ответ: 80 см2.
4) Всего в доме 99 квартир. Из всех квартир однокомнатных 13, двухкомнатных 64, а остальные трёхкомнатные. Сколько трёхкомнатных квартир? Ответ: 22 квартиры.
5) Торт разрезали на 15 частей. Три из них съели. Сколько частей осталось? Ответ: 12 частей
6) Сколько будет стоить карандаш, если у Васи было 16 рублей, а после его покупки осталось 5? Ответ: 11 рублей.
7) Галя купила 10 тетрадей, а Вася – 6 тетрадей. Сколько всего ребята купили тетрадей? Ответ: 16 тетрадей.
- Молодцы! Посмотрите на доску! Там полнейший беспорядок! Уберите лишние действия в решении задачи! Работа в парах!
На тарелке лежали сливы. В первый день Коля съел 5 слив. Во второй 10. В третий он их не трогал. В четвертый день он съел 6 слив. На пятый день в тарелке ничего не осталось. Сколько слив было в тарелке самого начала?
Решение: 1. 5 + 10 – 6 + 0 = 9
2. 15 + 6 = 21
3. 21 + 0 = 21
4. 10 – 5 + 6 = 11
5. 0 + 10 = 10
6. 5 + 6 = 11. (остается 2,3,6 действие)
- Ребята попробуйте сами составить задачи по схемам:
- Соедините ответ задачи и ее решение!
Для ремонта гостиной комнаты купили 6 рулонов обоев. В первый день использовали 2 рулона. Во второй день на 2 рулона больше. Сколько останется рулонов на третий день? |
4 |
|
На столе стояла ваза. В первый день туда положили букет из 5 роз. Во второй день добавили букет из 6 пионов. В третий день положили 1 ирис. Сколько всего цветов стало в вазе? |
2 |
|
Для покраски крыльца купили 5 банок краски. В первый день использовали на 2 больше, чем во второй. В итоге осталось 1банка краски. Сколько банок использовали в первый день? |
12 |
|
Дети играли в слова. На букву А назвали 16 слов. На букву Б назвали на 5 слов меньше. На букву Г назвали на 4 слова больше, чем на букву Б. Сколько всего было названо слов? |
42 |
|
Таким образом, в процессе приенения таких приемов решения задач мы формируем у детей познавательный интерес. В центре внимания школьника становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема.
Литература:
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя/ Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение, 1985. – 64 с.
- Маклаева Э.В. Развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С. 26.
- Маклаева Э.В., Чернышова С.А. Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. // Молодой ученый. – 2016. - № 8-7 (112). – С. 20-23.
- Ярошевская М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание»/ М.В. Ярошевская – К.: Пед. пресса, 2001. – 343 с.
- Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979. – 190с.