Модель технологии обучения на практическом занятии
Учебное время— 2 часа |
||
Форма учебного занятия |
Практическое занятие |
|
План практического занятия |
*Опрос пройденной темы. * Новый материал: *беседа о разговорном и деловом стиле речи; *работа с текстами «Мой рабочий день, Распорядок дня»; *грамматика. * Практическое закрепление нового материала. * Задания для самостоятельной работы по пройденной теме. |
|
Цель учебного занятия: выработка навыка рассказа о своем рабочем дне, о планировании своих действий, умения составить распорядок дня. |
||
Задачи преподавателя: *закрепить понятие о правильном использовании разговорного и делового стилей речи; *на материале текста выработать навык участия в беседе, диалоге; *ввести грамматический материал — виды глагола, род имен существительных и закрепить его практическое применение на материале темы. |
Результаты учебной деятельности: Студенты должны: *активно участвовать в диалоге, в беседе по теме; *правильно использовать разговорный и деловой стили речи в зависимости от ситуации; *усвоить грамматические признаки существительных женского, мужского, среднего рода; *составить свой распорядок дня, пользуясь образцом. |
|
Методы итехника обучения |
Работа с текстом, беседа, диалоги; выполнение письменных заданий, составление распорядка дня по образцу. |
|
Средства обучения |
Текст (Учебное пособие), грамматические задания, диалоги, таблицы, учебная доска |
|
Формы обучения |
Групповое практическое занятие. Диалоги, полилоги, беседа, рассказ. |
|
Условия обучения |
Учебная аудитория. |
|
Контроль: Устный контроль, вопросы иответы, взаимоконтроль, самоконтроль. |
Оценивание, поощрение. |
|
ТЕМА: РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТА
Текст: Мой рабочий день. Распорядок дня.
Грамматика: Способы выражения главных членов предложения
I. Оргмомент.
Контроль усвоения знаний по ранее пройденной теме.
1) Фронтальный опрос по теме «Наша семья», «Автобиография».
2) Проверка задания по составлению вопросов к собеседнику.
II. Предварительная беседа (повторение) об особенностях разговорного иделового стилей речи.
III. Новый материал.
1. Работа с текстом «Мой рабочий день». Работа с новыми словами.
Грамматический материал
К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова — второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Сборная команда страны выехала на соревнования.
Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого, например: Команда футболистов проиграла решающий матч.
Способы выражения |
Примеры |
Имя существительное в Им. п. или другая часть речи, употребляемая в значении существительного |
Спортсмен бежал быстро (сущ.). Собравшиесяобсуждали сегодняшнее соревнование (причастие). Десять делится на два (числ.). |
Имена существительные, называя предметы и явления, могут выражать самые различные отношения: субъектные, объектные, обстоятельственные, определительные в форме различных падежей без предлога и с предлогами.
Склонение существительных мужского, женского и среднего рода
I. Склонение существительных вединственном числе.
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
И.п. |
спортсмен |
страна |
ядро |
Р.п. |
спортсмена |
страны |
ядра |
Д.п. |
спортсмену |
стране |
ядру |
В.п. |
спортсмена |
страну |
ядро |
Т.п. |
спортсменом |
страной |
ядром |
П.п. |
о спортсмене |
о стране |
о ядре |
II. Склонение существительных мужского, женского исреднего рода во множественном числе
И.п. |
спортсмены |
страны |
ядра |
Р.п. |
спортсменов |
стран |
ядер |
Д.п. |
спортсменам |
странам |
ядрам |
В.п. неод. как И. п., одуш. как Р. п. |
|||
Т.п. |
спортсменами |
странами |
ядрами |
П.п. |
о спортсменах |
о странах |
о ядрах |
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? Например: Студент (что делает?) встаёт рано. Схватка (какова?) была жаркой.
Сказуемое бывает простым и составным
Составное именное сказуемоесостоит из глагола-связки и именной части.
В роли глагола-связки могут выступать глаголы: быть, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться. Связка есть в настоящем времени обычно опускается.
Именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением и наречием.
Например: Мы — шахматисты. Мы станем шахматистами (сущ.в тв. п.),
Я — велосипедист. Я стану велосипедистом (сущ. тв.п.).
Тренер казалсяусталым (прилаг);
Брови её были нахмурены (причаст.);
Один да пять будет шесть (числ.).
Этот кубок скоро будет мой (мест).
Ей кроссовки будут впору (нареч.)
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола, выражающего его основное лексическое значение.
Вспомогательный глагол выражает значение начала, продолжения и конца действия, может выражать возможность, желание, совет, приказ, рекомендацию, необходимость, разрешение, запрет.
Например: Осенью Шавкат начал заниматься в секции волейбола.
Брат продолжает строить планы.
Футболист закончил играть на стадионе.
Мой друг посоветовал мне отдохнуть в горах.
Каждый студент обязан своевременно сдавать зачёты и экзамены.
КТО ЛУЧШЕ? КТО СИЛЬНЕЕ?
Рекордсмен мира! Мы отдаём каждому, кто носит это гордое имя, дань глубокого уважения и преклонения, как человеку, сумевшему сделать то, что не удавалось еще никому из людей.
Но проходит некоторое время, и мы начинаем сравнивать. Мы задаем себе вопрос: а кто из мировых рекордсменов стоит на первом месте, кто сильнее, чей подвиг выше? Ответить на этот вопрос невероятно трудно. Даже в пределах одного вида спорта, к примеру, в легкой атлетике. В самом деле, кому отдать предпочтение: тому, кто показал небывалую скоростную выносливость на десятикилометровой дистанции, или тому, кто послал копье в рекордный дальний полет.
Что же делать? Как определить, кто сильнее? И тут приходит на помощь вот что: в мире существует метод оценки результатов легкоатлетов по специальным таблицам в отвлеченных очках. Конечно, приведенные в таблицах расчеты в определенной степени условны, но они дают более-менее объективную оценку показанным результатам. Но точнее ответить на вопрос: где, в каком виде спорта человек добился особо выдающихся результатов — может только глубочайший физиологический, математический, то есть всесторонний научный анализ.
Словарь
преклонение — hurmat qilish, bosh egish
предпочтение — аfzal ko’rish, ortiq (yaxchi) deb bilish
выносливость — chidamlilik, bardoshlilik
‒ ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Ответьте одним предложением на вопрос: о чем говорится в этом тексте? Постарайтесь кратко и точно сформулировать свою мысль.
‒ ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте текст «Рабочий день студента». По этому образцу составьте свой распорядок дня.
‒ ЗАДАНИЕ 5. Расскажите о своей студенческой жизни, опираясь на вопросы:
- Откуда вы приехали?
- Где вы сейчас живёте в Ташкенте?
- На каком факультете вы учитесь?
- Как (на каком виде транспорта) вы приезжаете в институт?
- Где (в каком здании, на каком этаже, в какой аудитории) проходят ваши занятия?
- Где вы обедаете?
- Куда вы идете после занятий?
- Где вы готовитесь к занятиям?
- Куда ходите по вечерам?
- Куда ходите и где бываете по воскресеньям?
ИНТЕРАКТИВНАЯ МИНУТКА
«О чём спросить?»
(игра-соревнование)
‒ ЗАДАНИЕ. Необходимо собрать всестороннюю информацию о человеке. Постарайтесь придумать как можно больше вопросов, которые можно задать человеку. Нельзя задавать повторяющиеся или такие вопросы, на которые люди предпочитают не отвечать. Выигрывает тот, кто задает последний вопрос.
Реализуемый материал: формулирование вопросов биографического характера.
Комментарий. Игра ведётся в быстром темпе. Для того чтобы не происходили задержки, после очередного вопроса преподаватель может считать до трёх (например: сколько вам лет, раз, сколько вам лет, два… и т. д.). Чем слабее группа, тем медленнее счёт. В сильной группе преподаватель может создавать дополнительные сложности, связанные с формулировкой вопросов (например, задавать дополнительные вопросы)
В слабой группе преподаватель может подсказать нужный ответ, подавая реплики типа: «А возраст? Возраст вы не забыли?». В конце игры преподавателю следует повторить все вопросы самому, как бы проверяя, не пропущено ли что-нибудь существенное.
IV. Практическое закрепление нового материала.
1.. Пользуясь образцом, составить (устно) свой распорядок дня.
3. Провести ситуационно-ролевую игру «Посетим выставку художников».
V. 1. Оценка работы студентов
2. Задания для самостоятельной работы по пройденной теме.
2.1. Подготовьте устный рассказ о том, как проходит ваш выходной день.
2.2. Напишите свой распорядок дня.
Литература:
- Русский язык: Учебное пособие для студентов национальных групп института физической культуры. Ахмедова Х. О. Министерство высшего и среднего специального образования Руз. Узбекский государственный институт физической культуры.- Ташкент: «Ta′ lim», 2016, -256 С.