В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы
In this article, the concept of the family and the problems of raising children in single-parent families is considered, and the socio-psychological characteristics of the adaptation and formation of children raised in single-parent families are studied.
Общество заинтересованно в крепких и хороших семьях. Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями. Ее признаками являются:
а) наличие общего семейного бюджета;
б) совместное проживание на одной площади;
в) кровная или брачная связь между всеми членами семьи;
В наше время феномен разрушения семейных отношений изучается многими психологами, потому что это серьезная проблема нашего общества и с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми становится очень сложным. Ученые отмечают, что развод вызывает у ребенка депрессию, неврозы, что негативно отражается на поведении [2, с129–130].
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях, рассматривались зарубежными и отечественными учеными. Большой вклад внесли (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В. В. Столин, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др.) В настоящее время проблемам неполных семей посвящены многие исследования. Следует отметить работы. Н. Л. Малявко. «Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова. «Влияния детско-родительских отношений на личностные особенности детей из неполных семей», А. И. Захарова «Особенности детско-родительских отношений в неполной семье». Н. Л. Малявко пишет о том, что родительский дом для ребенка своего рода первый институт социализации.
Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].
С.В Авакова отмечает, что среди многих проблем неполных семей особенно острой, на ее взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей [7].
А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [3, с. 123].
Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и взаимопонимания в семье, а также, требовательности к детям, и формирования позитивного отношения к труду. Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы, скандалы и т. п. оказывает лишь деструктивное влияние на личность ребенка. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.
При разводе наиболее отрицательно влияет на детей «боевые действия» такие как взаимные обвинение друг друга супругами, оскорбления, драки особенно тяжело детям, когда их вовлекают в борьбу и заставляют сделать сложный выбор в пользу одного из родителей. Спокойный развод без скандалов и шантажа, существенно уменьшает страдание как ребенка, так и родителей. Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват [8, c. 128–130].
Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.
Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене. Жиля.
Исследуя межличностные отношения, была проведена методика — фильм Р.Жиля, которая показывает положительное и отрицательное отношение к окружающим, высокие шкалы говорят о положительном отношении, а низкие свидетельствуют об отрицательным. Результаты методики можно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим
Как видно из результатов исследования на рисунке 1видно что, в семье преобладают положительные взаимоотношения с матерью 35 %, отношения с сиблингам составляют 20 %, отношение к отцу всего 10 %, к бабушке — 15 %. Для выявления уровня тревожности были использованы методики выявления школьной тревожности, результаты можно увидеть на рис. 2.
Рис. 2. Уровень школьной тревожности
Из рисунка 2 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:
– общая тревожность — 23 %; -
– социальный страх — 15 %; -
– фрустрация потребностей достижения успеха — 15 %; -
– страх самовыражения — 11 %; -
– страх ситуации проверки знаний — 4 %; -
– страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %; -
– низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %; -
– проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.
Доминирующими видами тревожности: общая тревожность, фрустрация потребностей достижения успеха и социальный страх. Для выявления уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, была использована методика тест-рука. Результаты на рис. 3.
Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха. Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результат тест-руки
По результатам использованной методики можно увидеть, что у детей из неполных семей в большей степени преобладает высокий уровень агрессивности. По их мнению, это проявлялось в том, что рука атаковала, наносила вред, повреждала, доминировала, обижала. Также была использована методика Дембо-Рубенштейна для выявления самооценки у детей из неполных семей. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На рис. 4 изображены семь линий.
Рис.4. Результаты методики Дембо-Рубенштейна
- ум, способности.
- характер.
- авторитет у сверстников.
- умение многое делать своими руками.
- внешность.
- уверенность в себе [4].
Анализируя результаты методики, мы получили следующие результаты, что почти по всем шкалам у детей из неполных семей заниженная самооценка. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивность, заниженная самооценка. Специалисты считают, что ребенок, воспитанный в неполной семье, впитывает в себя отрицательный опыт и неправильную модель поведения супругов в браке. В неполных семьях чаще отсутствует покой, мир и благополучие, что не создаёт необходимых условий для духовного и физического развития ребенка. Предельно высока вероятность появления у детей нервно-психических заболеваний. Снижены способности к социальной адаптации, так же деформируются модели полового поведения, формируются комплексы, наблюдается социальная пассивность и апатия.
Литература:
- Интернет-ресурс: URL: http://demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
- Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
- Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.
- Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
- Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 537–540.
- Малявко Н. Л. Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.
- Авакова С. В. Интернет-ресурс: URL:http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/04/25/issledovanie-vliyaniya-detsko-roditelskikh-otnosheniy
- Пономарев П.А Неполная семья: проблемы и особенности / П.А Пономарев, А.Ю Тищенко // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: «АР — Консалт» 2015 г. — 150 с.