В статье рассматриваются барьеры, возникающие на пути входа малого предприятия на рынок нефтепродуктов. Детально рассматриваются стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок нефтепродуктов.
Ключевые слова: стратегические барьеры, нестратегические барьеры, малое и среднее предпринимательство, крупный бизнес, нефтегазовая отрасль
Барьеры входа на рынок — это факторы объективного или субъективного характера, которые мешают новым фирмам создавать прибыльное производство в отрасли.
На рисунке 1 проиллюстрированы существующие барьеры входа на рынок нефтепродуктов.
Стратегические барьеры определяются действиями компаний-конкурентов. К ним относятся ценовые ограничения входа на рынок, необходимость дополнительных инвестиций во внеоборотные активы, дифференциация и диверсификация товаров и степень долгосрочности и прочности отношений с организациями-партнерами; сохранение незагруженных мощностей и все способы увеличения минимально эффективного объема выпуска для отрасли (увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа компании). Стратегические барьеры также могут выражаться в ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков [3].
Барьеры, которые связаны с ценовой стратегией поведения компании, представляют собой установление определенного уровня цен, который может предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов. Например, активная компания, которая боится входа на рынок потенциальных конкурентов, специально снижает цену до уровня, ниже цены, которая приносит максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называют запретительным.
Рис. 1. Существующие барьеры входа на нефтегазовый рынок
При образовании стратегических барьеров, которые основаны на ценообразовании, действующие компании в первую очередь оценивают последствия, к которым может привести введение таких запретительных мер, как для развития самого отраслевого рынка, так и для его участников, причем и действующих и потенциальных.
Дополнительные инвестиции в оборудование можно толковать как необратимые издержки для компании, т. е. компания вынуждена их оплачивать, даже в случае если продукт не выпускается. Если зрелая компания имеет избыточные производственные мощности по сравнению с величиной спроса, то в этом случае потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, так как «старичок» при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня недосягаемого «новичку». Необратимые издержки выступают барьером для выхода компании из отрасли: покидая рынок, компания теряет эти средства.
Каждая компания, которая действует на рынке долгое время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, а новой компании для установления таких связей понадобится определенное время. Долгосрочные контракты с поставщиками сырья и с покупателями товаров и услуг предотвращают вход новых конкурентов в данную отрасль. Вертикально интегрированная компания имеет дополнительные конкурентные преимущества: она может понижать цену товара или получать большую прибыль при этой же цене, благодаря более низким издержкам, либо по закупке сырья, либо по продаже конечного продукта.
Действующая компания-игрок на рынке для того, чтобы предотвратить вход новых компаний может заполнить рынок большим количеством товаров-субститутов. В данной ситуации новичку трудно найти свою нишу среди многообразия товарных марок. Основой стратегии для зрелой компании является положительная отдача от ассортимента, при этом издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара имеет место положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного вида товара данной фирмы способствует сбыту и других видов товаров.
Под диверсификацией компании понимается распределение выпуска компании между различными целевыми рынками, одновременное развитие видов производства, которые не связаны друг с другом, также расширение номенклатуры и ассортимента изготовленной продукции в рамках одного предприятия. Процесс диверсификации показывает расширение активности компаний, использующие собственные накопления для поддержания и развития основного бизнеса и для освоения новых видов продукции, создания новых производств и оказания различных услуг. В результате диверсификации производства, предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, которые включают в себя производства, выпускающие продукцию совершенно разного назначения.
Нестратегические барьеры являются внешней данностью для всех видов хозяйствующих объектов. Практика показывает, что по мере развития предпринимательства, на ее пути возникает большое количество административных барьеров, которые в действительности можно объяснить двумя причинами:
1) отсутствие должного правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в виду множества противоречий между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях;
2) высокая степень отчетности и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства.
По мнению П. Крючковой, административные барьеры — это формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг. Эти правила устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления. Наличие административных барьеров ведет к злоупотреблению чиновниками своего служебного положения с целью извлечения частных рент. Но не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к потерям для общества Административные барьеры остаются коммуникационной темой, а, следовательно, и полномочия административного сообщества не исчезают, а наоборот, управление средой преобразуется в управление директивное, а, следовательно, переходит к конкретному чиновнику [5].
На определенных этапах предпринимательской деятельности на рынке нефтегазовой отрасли административные барьеры делятся на следующие, связанные:
– с входом предпринимателей на рынок нефтепродуктов (лицензирование, регистрация, согласование проектной документации, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки);
– допуском товаров и услуг на рынки (разрешения, сертификация, маркирование, паспортизация);
– проведением государственного контроля (делопроизводство, обязательная отчетность);
– перерегистрацией или окончанием предпринимательской деятельности при изменении корпоративной структуры или вида деятельности юридического лица, реорганизации, ликвидации и исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ [4].
Для решения проблемы уменьшения административных барьеров немаловажным является вопрос о составе и «сравнительной переговорной силе» всех сторон, которые являются заинтересованными в их снижении [1].
К нестратегическим барьерам социально-экономического характера относятся:
– ёмкость отраслевого рынка (насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, степень активности иностранных конкурентов);
– состояние рыночной инфраструктуры;
– капитальные затраты, а точнее минимальный уровень первоначальных инвестиций;
– преимущества в уровне затрат. Средние издержки компании, которая уже действует на рынке, ниже средних издержек компаний, которые только пытаются войти на рынок нефтепродуктов. [2].
К основным социально-экономическим барьерам в развитии малого бизнеса относятся: более высокий уровень риска, по сравнению с крупным бизнесом; недостатки в управлении; слабая компетентность руководителей; зависимость от крупных компаний; более высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров; трудности привлечения дополнительных финансовых средств; имущественная ответственность бизнесмена.
Социально-экономические барьеры в работе сотрудников малого бизнеса обусловливаются внешними и внутренними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Неудачи малого предпринимательства появляются из-за низкой квалификации предпринимателей. Шансы на выживание у предприятия выше, если им управляет несколько человек.
Гражданские барьеры связаны с деятельностью гражданских институтов. Практика показывает, что наблюдается увеличение интереса власти и бизнеса к сотрудничеству с гражданскими объединениями. Сотрудничество обеспечивает согласование возможностей и интересов государства и бизнеса с большим количеством потребностей и интересов отдельных граждан и их объединений [2].
Рассмотрим более подробно барьеры, возникающие на пути малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой сфере.
В основном, компании, которые занимаются транспортом и сбытом нефтепродуктов, являются вертикально интегрированными, они контролируют весь процесс работы (начиняя с добычи и заканчивая доведением нефтепродуктов до потребителей) [7].
Обычно расходы предприятий на добычу нефти невысоки, но к ним добавляются еще и транспортные тарифы, налоги, экспортные пошлины и т. д. Участие в конкуренции на разведку и добычу нефти тоже является проблематичным, так как создать мощный нефтяной вертикально интегрированный агрегат и претендовать на самостоятельную доставку нефти до потребителей, только входящее на рынок предприятие, не сможет.
Почти все магистральные нефтепроводы в нашей стране являются собственностью государственных акционерных компаний. Данная ситуация означает, что перевозка нефтепродуктов должна быть согласована и стоит больших денег. Малая компания не может предложить государству выгодный проект экспорта нефтепродуктов. При этом выбор будет отдан государственным или крупным нефтяным компаниям.
Барьеров, которые создаются органами власти на всех уровнях, очень много. Перед тем, как приступить к разработке месторождения, нужно получить право и заключить договор между РФ и компанией.
На данный момент хорошо освоенные месторождения поделены между крупными нефтяными компаниями. Открытыми для конкуренции остались только толком не освоенные территории с трудноизвлекаемыми запасами и плохо развитой инфраструктурой. Для разработки таких месторождений требуются большие затраты, эти затраты связаны с высокими финансовыми рисками [9].
Криминализация — это барьер, который обязывает нелегально платить лицам или организациям за возможность функционирования компании на рынке. Такие барьеры возникают на начальных этапах: во время получения лицензии, выдачи разрешения от экологической службы и получения доступа к сети трубопроводов и нефтеперерабатывающим заводам.
Также имеет место и недобросовестная конкуренция. При такой конкуренции уже функционирующие компании могут сопротивляться появлению нового игрока на рынке, пользуясь при этом нерыночными способами борьбы [8].
Рассмотренные нестратегические барьеры входа малых компаний в нефтегазовую отрасль дают приблизительные оценки капиталовложений и трудностей, которые стоят на пути развития предпринимательства, а также показывают состояние данной отрасли и перспективы ее развития в будущем [6].
Следовательно, малое предприятие, которое планирует вход на нефтегазовый рынок, должно более детально проанализировать издержки, связанные с входом, а также оценить возможные действия уже существующих на данном рынке компаний в связи с ее появлением на рынке.
Литература:
1. Аудан, А. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования / А. Аудан, П. Крючкова // Вопросы экономики. — 2001. — № 5. — С.55.
2. Волков, В. В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ / В. В. Волков. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. — 350с.
3. Ильяс А. А., Тасмуханова А. Е. Обзор существующих подходов к оценке корпоративных стратегий нефтегазовых компаний. В сборнике: Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения.// Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 106–111.
4. Казаченко, Г. Б. Некоторые административные барьеры в сфере предпринимательской деятельности: анализ законодательства и судебной практики / Г. Б. Казаченко, Е. В. Самойленко // Законодательство и экономика. -2007.
5. Крючкова, П. Снятие административных барьеров в экономике (условия и возможности глобальной институциональной трансформации) / П. Крючкова // Вопросы экономики. -2003. — № 11.
6. Силкин, В. Ю. Формирование конкурентной среды в российском нефтяном секторе: нерешенные проблемы и основные тенденции / В. Ю. Силкин // Сектор экономических проблем ЗСНГК, ИЭиОПП. — 2012.
7. Тасмуханова А. Е., Бирюкова В. В. Джобберская программа как инструмент развития операционного маркетинга в нефтегазовых компаниях // Наука Красноярья. 2016. № 3–3 (26). С. 236–245.
8. Тасмуханова А. Е., Мазитова А. Р. Формирование методологии комплексной оценки эффективности реструктуризации нефтегазовых компаний //
9. В сборнике: Проблемы и перспективы экономики и управления Материалы III Международной научной конференции. 2014. С. 216–221.
10. Тасмуханова А. Е., Кулембетова А. Р. Стратегическое управление нефтегазовыми компаниями с помощью системы сбалансированных показателей //Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 489–494.