В XXI веке коррупция является одной из ключевых международных проблем, требующей решения на международном уровне. Это обусловлено тем, что «отмывание» денег давно вышло за рамки отдельных территориальных образований и приобрело мировой масштаб. По этой причине важную роль играет консолидация международных сил с целью предотвращения и борьбы с коррупцией. Важность проблемы коррупции осознается российским обществом — этот вопрос вышел на первые места в опросах населения в последние два-три года [1, с. 327.]. При этом в последнее десятилетие усиливается антикоррупционная политика в ведущих развитых демократических странах, что в значительной степени облегчает борьбу с коррупцией и в России, однако у нас она носит многоликий характер, а ее побочные результаты — отвлечение средств от накопления в личное потребление и снижение качества управленческих решений [2, с. 73]. В связи с этим международное сотрудничество по антикоррупционным вопросам обретает ещё большее значение. Оно отражается в результативном обмене информацией и опытом, продвижении прогрессивного опыта и разработке согласованных стратегий, критериев и стандартов, обращённых на борьбу с коррупцией. В рамках своих полномочий Служба международного сотрудничества развивает сотрудничество со сведущими государственными органами, и соответствующими зарубежными учреждениями, международными организациями, европейскими и региональными организациями в сфере предупреждения коррупции и противодействия ей.
В качестве преимущества Службы международного сотрудничества следует назвать контроль за соблюдением международного законодательства в сфере противодействия коррупции, прежде всего конвенций и международных договоров, ратифицированных странами-партнерами, а также инициирования поправок во внутренних нормативно-правовых актах, с целью создания правовой базы, отвечающей международно признанным правовым нормам и стандартам. Также важно поддерживать постоянное и открытое взаимодействие с Советом Европы, Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), присутствовать на пленарных заседаниях ГРЕКО в Страсбурге, взаимодействовать с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (в т. ч. посещать Конвенционные совещания стран-партнёров, подписавших Конвенцию ООН против коррупции) и Антикоррупционной сетью в условиях Организации экономического сотрудничества и развития. Данные многосторонние и международные соглашения образуют глобальную систему против коррупционных явлений.
Проблема противодействия коррупции часто становится темой для обсуждения на многих политических и экономических конференциях и форумах. Так, к примеру, VI Международная конференция по борьбе с коррупцией была посвящена теме «Укрепление международного сотрудничества в области предупреждения и борьбы с коррупцией», рассматриваемой в рамках программы правительства по борьбе с коррупцией на 2014–2019 годы и был сосредоточен вокруг двух задач, ориентированных на укрепление международного сотрудничества в аспекте профилактики и противодействия коррупции [4].
Следует отметить, что еще в недалеком прошлом коррупцию считали весьма «живучим» явлением и противодействие ей не приносило эффективных результатов, но за последние десятилетия мировое сообщество шагнуло далеко в перед добившись значительных успехов в области глобальной борьбе с коррупцией. Страны стали охотнее обсуждать эту проблему на полях международных дискуссий, исключая коррупцию из тем для сугубо внутригосударственного обсуждения. Все чаще создаются объединения и организации, с целью воплощения в жизнь многосторонних договоров и соглашений направленных на решение проблем в области борьбы с коррупционной деятельностью. Все большее число стран оказывают взаимодействие друг с другу в экстрадиции тех, кто дает и берет взятки. Ведь коррупционная деятельность, осуществляемая как в отдельной стране, так и на международном уровне оказывает сильное влияние не только на финансовую систему, но и на социальную среду. Состояние основной массы общества в коррумпированной стране оставляет желать лучшего.
Начиная с 1996 года международные антикоррупционные соглашения призваны усиливать политические обязательства, направленные на борьбу с коррупцией и регламентировать конститутивные международные нормы и процедуры противодействия коррупции [4].
Благодаря данным соглашениям, подкрепленные политической волей ее участников, мировой конгломерат может укрепить стремления правительств разных стран в области противодействия коррупции, как на местах, так и глобальном масштабе. При этом коррупция на местах более ярко выражена, чем на уровне региона или целой страны. Подобная коррупция оказывает более негативное влияние на общество за счет небольшой подвластной территории. Также коррупция взывает неравенство внутри социума, развивая при этом хорошую почву для социальных конфликтов.
В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. Это обстоятельство вызвано тем, что социальные конфликты могут привести к разрушению жизни на земле, поскольку имеется ядерное, бактериологическое, химическое оружие, к экологической катастрофе [1].
Создавая и подготавливая соглашения о средствах противодействия коррупционной деятельности, международное сообщество создает новые более сплоченные связи двустороннего и многостороннего сотрудничества в наиболее важных аспектах. Кроме того, это активизирует обмен прогрессивным опытом, укрепляет доверие и взаимоотношения между странами. Так же это повышает результативность проводимых двухсторонних и многосторонних мероприятий, программ содействия развитию и решению поставленных задач.
Принципы противодействия коррупции объединяются в единое целое. Множество двусторонних и многосторонних антикоррупционных соглашений, и договоров сводятся к единому принципу противодействия коррупции. Эти принципы получили признание всего международного сообщества, официально закрепили обязательства правительств стран-участниц реализовывать эти принципы. Конвенции, утвержденные Организацией Объединенных Наций против коррупции, не ограничиваются призывами преследовать все виды коррупции в уголовном порядке. Они отражают признание того факта, что борьба с коррупцией требует согласованных действий во многих ее проявлениях. Самым универсальным и применяемым в глобальном масштабе соглашением на данный момент является выработанная под эгидой ООН «Конвенция ООН против коррупции». В ее двухлетней разработке принимали участие более 120 стран, и окончательно она вступила в силу в 2005 году [4]. Данная конвенция приближается к тому, чтобы стать действительно глобально используемым международным соглашением по противодействию коррупционной деятельности, поскольку он подписан уже 140 государствами-членами ООН, 80 из которых его уже ратифицировали.
В Европе Совет Европы подготовил 3 документа, являющихся основными для членов Совета Европы при решении вопросов по антикоррупционной деятельности. Два из этих документов представлены в виде конвенции: «Конвенция Совета Европы об уголовном законодательстве против коррупции» и «Конвенция Совета Европы о гражданском законодательстве против коррупции» принятые в 1997 году. Третья содержит в себе принципы де-факто не имеющие силы — «20 руководящих принципов Совета Европы по борьбе с коррупцией». Совет Европы также разработал систему взаимной экспертизы для контроля над исполнением этих принципов и конвенций в сорока двух странах, включая США. Кроме того, Европейским союзом разработано несколько документов обязательных для исполнения всеми государствами-союзниками в вопросах антикоррупционной деятельности: «Конвенция ЕС о борьбе с коррупцией» (1997 г.), касающаяся должностных лиц европейских сообществ или должностных лиц государств -членов Европейского союза; «Совместное решение ЕС о коррупции в частном секторе» (1998 г.); «Рамочное соглашение Европейского Союза о борьбе с коррупцией в частном секторе» (2002 г.); Пакт стабильности (2000 г.), который был подписан 7 странами Юго-Восточной Европы. В результате его принятия была сформирована «Антикоррупционная инициатива Пакта стабильности» представляющая собой систему обоюдной экспертизы для контроля над его выполнением.
В свою очередь, в 1996 году под эгидой Организации американских государств в Латинской Америке была заключена «Межамериканская конвенция против коррупции», а в 2001 году ею был создан механизм взаимной экспертизы для контроля над ее исполнением. В настоящее время ее участниками являются 33 страны, включая США.
В Азии 21 государством Азиатского и Тихоокеанского региона был принят пакт против коррупции, предназначенный для добровольного использования странами-участницами. Организацией экономического развития и Азиатским банком развития подготовлен План по борьбе с коррупцией, согласно которому в будущем предполагается осуществлять взаимную экспертизу. Затем в 2004 году лидерами указанного экономического сотрудничества был установлен «Антикоррупционный курс действий», регламентирующий строгое исполнение Конвенции ООН против коррупции.
На саммите Африканского союза (июль 2003 г., Мозамбик) главы стран — участниц приняли Конвенцию Африканского союза о предотвращении коррупции и борьбе с коррупционной деятельностью. Принятый ранее в 2001 году «Протокол Южноафриканского сообщества развития против коррупции» устанавливает меры, утвержденные 14 странами-членами данного сообщества. Немаловажным будет упомянуть, что в 1999 году Глобальная коалиция выработала для Африки принципы борьбы с коррупцией, которые могут быть приняты по собственному желанию входящими в ее состав странами, и 11 государств-членов данной коалиции приняли эти принципы.
Арабские государства, расположенные на Ближнем Востоке, работают посредством региональной сети-инициатив «Добросовестное управление в целях развития», предназначенной для оказания поддержки процессу реформ управления и модернизации государственного сектора и формирования условий, необходимых для экономического и социального развития в данном регионе. Борьба с коррупцией является одним из ключевых векторов этих усилий, в частности мероприятия по выполнению Конвенции ООН против коррупции [4].
В 1997 году 37 стран подписали Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития «О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при международных деловых операциях», создав тем самым систему взаимной экспертизы для контроля над его исполнением. Однако эта конвенция обладает сравнительно узкой и конкретной сферой применения, с основным упором на использование внутреннего законодательства с целью обеспечения уголовной ответственности за подкуп иностранных должностных лиц.
Деятельность и принципы специальной финансовой группы опять же вносят большой вклад в решение международных задач в области противодействия коррупции, как на местном, так и на глобальном уровне. В своих рекомендациях группа разработки финансовых мер противодействия «отмыванию» денег регламентирует широкомасштабные стандарты борьбы с отмыванием денег и финансовыми преступлениями. Группа отслеживает, как страны исполняют эти рекомендации. В этот межправительственный орган входят представители органов надзора и регулирования финансовых институтов, должностными обязанностями которых является рассмотрение злоупотреблений в финансовой сфере, включая нарушения, вызванные коррупционной деятельностью [5].
В последние годы «Большая восьмерка» (Германия, Италия, Россия, США, Великобритания, Япония, Канада и Франция), все чаще обсуждают на своих собраниях общие внешнеполитические и экономические вопросы, приоритетное внимание уделяется вопросу борьбы с коррупцией, а именно: противодействие коррупции на высоком уровне, отказ в убежище коррумпированным чиновникам и тем, кто их подкупает, скрытие их богатства, приобретенное незаконным путем, координация действий по восстановлению незаконно приобретенных активов и улучшение подотчетности и прозрачности бюджета, закупок и льгот [3].
Международные антикоррупционные соглашения продолжают выполнять свою главную роль в нарастающем международном осуждении коррупции. В частности, они обязывают правительства стран-участниц принимать меры и оказывать содействие мировым сообществам в сотрудничестве и технической помощи.
Конвенция ООН против коррупции олицетворяет собой значительные перемены в системе международных антикоррупционных соглашений, поскольку объединяет аспекты предшествующих региональных и глобальных конвенций и новые аспекты в один документ, представляющий свод обязательств. Это первое международное соглашение, привлекшее в настоящее временя уже более 80 сторон, и претендующее стать первым широкомасштабно используемым международным документом, полностью посвященному антикоррупционной деятельности. Проверенные принципы противодействия коррупции, в т. ч. важность международного сотрудничества, теперь регламентированы в качестве глобальных принципов, которые могут считаться исходящими только от группы одинаково настроенных стран или регионов.
Руководства стран осуществляют постепенное ратифицирование Конвенции ООН внутри своих странах против коррупционной деятельности и разрабатывать дальнейшие меры по поддержке ее исполнения и облегчения технической помощи. Существующие региональные обязательства и механизмы необходимы для того, чтобы руководство-государств продолжали совместно работать над проблемами коррупции в знакомой им обстановке и известными им партнерами. При этом, ведущие мировые экспортеры должны продолжать плотное и усиленное взаимодействие по линии Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития против взяток и сопутствующих ей контрольных механизмов для сокращения практики подкупа иностранных чиновников при заключении международных сделок. Страны-участницы указанной организации должны проявлять политическую волю, выполняя предписанные законодательной базой обязанности по уголовной ответственности за подобный подкуп.
Подводя итоги, можно сказать, что акты внутренней коррупции часто имеют международные последствия, как и случаи, когда их авторы бегут в другую страну, чтобы избежать обнаружения или уголовного преследования, или попытаться «отмыть» доходы за рубежом. Именно поэтому на мировом уровне организованное взаимодействие в области противодействия коррупции различных служб и учреждений представлено соглашениями и договорами между отдельными странами, содружествами и объединениями разных стран в области антикоррупционной деятельности. И хотя международные документы и многосторонние «Рамочные соглашения» являются инструментом в глобальном противодействии коррупции, сложная задача воплощения политической воли в наглядные действия будет и в дальнейшем иметь решающее значение. Если раньше противодействие коррупции считалась проблемой отдельных стран, то в настоящее время антикоррупционная деятельность входить в ведение дел международного сообщества, которое дополняет усилия отдельных правительств и способствует выполнению конкретных мер в борьбе с коррупционной деятельностью.
Литература:
- Растегаева Ф. С. Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 2 (70). — С. 326–331.
- Растегаева Ф. С. Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. — № 4 (12). — С. 72–76.
- Department for International Cooperation [Электронный ресурс] http://www.acas.rs/organization/department-for-international-cooperation/
- VI International Anti-corruption Conference [Электронный ресурс] https://cba.gov.pl/en/news/74,VI-International-Anticorruption-Conference.html
- Противодействие коррупции с помощью международных договоров и обязательств [Электронный ресурс] http://www.intelros.ru/readroom/ejournal-usa/tom-11-vypusk-12–2006/8428-protivodejstvie-korrupcii-s-pomoshhyu-mezhdunarodnyx-dogovorov-i-obyazatelstv.html
- Helping Countries Combat Corruption: The Role of the World Bank [Электронный ресурс] http://www1.worldbank.org/publicsector/anticorrupt/corruptn/cor08.htm